Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:54, доклад
Согласно первой концепции, субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т. е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто хочет пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог. Однако применение этой концепции связано с определенными трудностями, так как практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т. п.
Согласно
первой концепции, субъекты налога должны
уплачивать налоги пропорционально
тем выгодам, которые они получают
от государства, т. е. те, кто получил
большую выгоду, платят налоги, необходимые
для финансирования создания этой выгоды.
Например, те, кто хочет пользоваться хорошими
дорогами, должны оплачивать затраты на
поддержание и ремонт этих дорог. Однако
применение этой концепции связано с определенными
трудностями, так как практически невозможно
точно определить, какую личную выгоду
и в каком размере получает каждый налогоплательщик
от расходов государства на национальную
оборону, бесплатное здравоохранение,
просвещение и т. п. Кроме того, следуя
этой концепции, необходимо было бы облагать
налогом малоимущих и безработных для
финансирования выплаты им же пособий,
что само по себе лишено смысла.
Согласно другой концепции, юридические
и физические лица должны уплачивать налоги
в прямой зависимости от размера полученного
дохода. Данная концепция отличается большей
рациональностью и справедливостью, поскольку
существует разница между налогом, который
взимается с предполагаемых доходов на
предметы роскоши, и налогом, который хотя
бы в незначительной степени удерживается
из расходов на предметы первой необходимости.
Брать налог в 10 тыс. руб. у лица, имеющего
доход в 100 тыс. руб., это вовсе не значит
лишать его средств к существованию или
определенных удобств. Это несравнимо
с тем, когда берется налог в размере 500
руб. с человека, имеющего Доход в 5000 руб.
Жертва последнего плательщика, несоизмерима
с жертвой первого.
Однако и при внедрении этой концепции
на практике возникают определенные проблемы,
связанные прежде всего с тем, что нет
строго научного подхода к измерению возможностей
того или иного лица платить налоги. Ясно
только, что потребитель действует всегда
рационально, т. е. в первую очередь тратит
свои доходы на товары и услуги первой
необходимости, а лишь затем — на не столь
важные товары.
Можно отметить и еще два принципа налогообложения
— справедливость по горизонтали и справедливость
по вертикали. Справедливость по горизонтали
предполагает, что равные по доходам лица
должны платить равные налоги. Принцип
справедливости по вертикали заключается
в том, что если равные по экономическому
положению и социальному положению налогоплательщики
платят равные налоги, то и неравные должны
платить неравные налоги.
Современная налоговая политика базируется
не только на этих принципах, но и учитывает
социально-экономические потребности
государства. Так, реформа системы налогообложения
в России ставила следующие цели:
Налоги в
России впервые разделены на три
вида: федеральные, республиканские (в
составе России) и местные.
Федеральные налоги устанавливаются и
вводятся парламентом России и взимаются
на всей ее территории. При этом предполагалось
первоначально, что все суммы сборов таких
налогов, как НДС, акцизы, налог на доходы
банков, налог на доходы от страховой деятельности,
налог на операции с ценными бумагами,
таможенные пошлины, зачисляются в федеральный
бюджет РФ. Однако в чрезвычайно сложных
условиях формирования бюджетов всех
уровней принято решение два федеральных
налога (НДС и акцизы) частично передать
территориям.
Все республиканские налоги (как и федеральные)
являются общеобязательными. При этом
сумма платежей, например по налогу на
имущество предприятий, равными долями
зачисляется в бюджет республики, края,
автономного образования, а также в бюджеты
города и района, на территории которого
находится предприятие.
Местные налоги лишь частично являются
общеобязательными (например, налог на
имущество физических лиц, регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся индивидуальной
предпринимательской деятельностью).
Часть налогов может вводиться (или не
вводиться) по решению местных властей.
Добавим также, что разработчики российской
системы налогообложения исходили из
того, что лучше иметь много источников
пополнения бюджета со средней ставкой
налога, чем единственный источник — с
высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны
стремятся разнообразить пути пополнения
казны, а диверсификация источников позволяет
снижать ставки налогов.
Практика
налогообложения в большинстве
стран с развитой рыночной экономикой
показывает, что существуют следующие
основные налоги: подоходный, НДС и
взносы на социальное страхование.
Остановимся подробнее на анализе основных
видов налогов.
Подоходные налоги Практика подоходного
налогообложения различает: валовой доход,
вычеты и облагаемый доход. Валовой доход
— это сумма доходов, полученных из различных
источников. Законодательно, практически
во всех странах, из валового дохода разрешается
вычесть производственные, транспортные,
командировочные и рекламные расходы.
Кроме того, к вычетам относятся различные
налоговые льготы: необлагаемый минимум,
суммы пожертвований, льготы, например,
для инвалидов, пенсионеров и т. п. Таким
образом: облагаемый доход = валовой доход
— вычеты.
При подоходном налогообложении чрезвычайно
важно рассчитать и установить оптимальную
ставку налога. Если ставки завышены, то
подрываются стимулы к нововведениям,
снижается трудовая активность, часть
предпринимателей уходит в «теневую»
экономику.
Американские
эксперты во главе с профессором
А.Лаффером попытались теоретически доказать,
что при ставке подоходного налога
выше 50 % резко снижается деловая
активность фирм и населения в целом.
Обоснованием этому служит так называемый
эффект Лаффера. Графически его отображает
кривая Лаффера, показывающая зависимость
поступаемых в бюджет сумм налогов от
ставок подоходного налога.
Конечно, трудно рассчитывать, что на основе
только теории можно построить идеальную
шкалу налогообложения. Теория должна
быть основательно откорректирована на
практике. Немаловажное значение в оценке
ее справедливости имеют национальные,
культурные и психологические факторы.
Американцы, например, считают, что при
такой ставке налога, как в Швеции (75 %),
в США никто бы не стал работать в легальной
экономике. Вообще же считается, что высшая
ставка подоходного налогообложения должна
находиться в пределах 50—70 %.
В подоходном налогообложении различают
подоходный налог с физических лиц и подоходный
налог с юридических лиц.
Подоходный налог с физических лиц относится
к прямым налогам с прогрессивной ставкой
налогообложения. Прогрессия в личном
подоходном налогообложении позволяет
сглаживать неравенство в доходах.
виде показывает, в какой мере прогрессивные
ставки налога могут повлиять на уменьшение
неравенства в доходах.
Обратите внимание на то, как сужается
площадь, отображающая неравенство доходов:
прогрессия в подоходном налогообложении
перемещает линию неравномерного распределения
доходов влево, ближе к линии равномерного
распределения доходов.