Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:02, контрольная работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.
Введение. 3
1.Принципы и методы налогообложения. Элементы налога. 4
1.1. Сущность и принципы налогообложения. 4
1.2.Методы налогообложения. 12
1.3.Элементы налога. 13
Практическое задание. 15
Заключение. 16
Список используемой литературы. 17
Содержание.
Среди экономических
рычагов, при помощи которых государство
воздействует на рыночную экономику, важное
место отводится налогам. В условиях
рыночной экономики любое государство
широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора
воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой
в условиях рынка.
От успешного функционирования налоговой
системы во многом зависит результативность
применяемых экономических решений. Налоги
являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются
преобразованием налоговой системы. В
современном цивилизованном обществе
налоги — основная форма доходов государства.
Чтобы повысить эффективность налогообложения
и уменьшить сокрытие среди налогоплательщиков
доходов, каждый налогоплательщик должен
быть уверен в справедливости и правильности
взимания налогов. Для этого государство
использует различные методы налогообложения,
которые будут рассмотрены в данной контрольной
работе.
1.1. Сущность и принципы
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет,
и общие принципы налогообложения и сборов
устанавливаются федеральным законом.
Налог – обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических лиц, уплата
которого – одно из условий совершения
в интересах плательщика сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается
установленным лишь в том случае, когда
определены:
- налогоплательщики (ст. 19 НК РФ);
- объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);
- налоговая база и налоговая ставка (ст.
53 НК РФ);
- налоговый период (ст. 55 НК РФ);
- порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
- порядок и сроки уплаты налогов (ст. 57,
58 НК РФ).
Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как «взносы граждан, необходимые для
содержания... публичной власти...». В истории
развития общества еще ни одно государство
не смогло обойтись без налогов, поскольку
для выполнения своих функций по удовлетворению
коллективных потребностей ему требуется
определенная сумма денежных средств,
которые могут быть собраны только посредством
налогов. Исходя из этого, минимальный
размер налогового бремени определяется
суммой расходов государства на исполнение
минимума его функций: управление, оборона,
суд, охрана порядка, — чем больше функций
возложено на государство, тем больше
оно должно собирать налогов.
Налогообложение — это система распределения
доходов между юридическими или физическими
лицами и государством, а налоги представляют
собой обязательные платежи в бюджет,
взимаемые государством на основе закона
с юридических и физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и физических
лиц, получающих доходы, участвовать в
формировании финансовых ресурсов государства.
Являясь инструментом перераспределения,
налоги призваны гасить возникающие сбои
в системе распределения и стимулировать
(или сдерживать) людей в развитии той
или иной формы деятельности. Поэтому
налоги выступают важнейшим звеном финансовой
политики государства.
Главные принципы налогообложения —
это равномерность и определенность. Равномерность
— это единый подход государства к налогоплательщикам
с точки зрения всеобщности, единства
правил, а так же равной степени убытка,
который понесет налогоплательщик. Сущность
определенности состоит в том, что порядок
налогообложения устанавливается заранее
законом, так что размер и срок уплаты
налога известен заблаговременно. Государство
так же определяет меры взыскания за невыполнение
данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов
не имеют целевого назначения. Они поступают
в бюджет и используются на нужды государства.
Государство не предоставляет налогоплательщику
какой либо эквивалент за вносимые в бюджет
средства. Безвозмездность налоговых
платежей является одной из черт составляющих
их юридическую характеристику.
Принципы налогообложения
- это базовые идеи и положения,
определяющие главные направления
государственной политики в сфере
налоговой (финансовой) деятельности и
закрепленные нормами права. Формирование и эволюция принципов налогообложенияпрошли
ряд этапов. В процессе развития практики
налогообложения, исчисляемой многими
столетиями, появляются практические
знания об этом процессе, мысли и соображения,
которые затем обрабатываются учеными-экономистами,
философами, правоведами, приобретая форму
научных положений и правил. Данные положения
и правила закрепляются законодателем
в виде правовых норм, которые, пройдя
апробацию временем, превращаются в «руководящие
идеи», в экономические и политико-правовые
аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять
деятельность законодателей, налоговых
органов и действия налогоплательщиков
в сфере налогообложения.
Использование налогов в качестве главного
источника доходов государства требует
разработки определенных правил. Эти принципы
налогообложения наиболее ярко сформулировал
Адам Смит. Выделяют четыре важнейших
принципа: справедливость, определенность,
удобство и экономия.
Понимание справедливости зависит от
исторического этапа развития, социального
статуса человека, его политических взглядов.
А. Смит считал справедливыми такие налоги,
которые являются всеобщими и учитывают
платежеспособность плательщика.
Принцип определенности. Данный принцип
означает, что налог, который должен уплачивать
каждый, должен быть точно определен, а
не произволен. А. Смит, формулируя правила
налогообложения, на первое место поставил
определенность податей. Он писал: «Точная
определенность того, что каждое лицо
должно платить, в вопросе налогового
обложения представляется делом столь
большого значения, что весьма значительная
степень неравномерности составляет гораздо
меньшее зло, чем малая степень неопределенности».
Принцип определенности налогообложения
включает в себя следующие требования:
при установлении налогов должны быть
определены все его элементы; акты законодательства
о налогах и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый знал, какие
налоги (сборы), когда и в каком порядке
он должен платить; акты законодательства
о налогах и сборах должны быть опубликованы
и по возможности стать известными каждому
налогоплательщику; все неустранимые
сомнения и неясности актов законодательства
должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Определенность налога выражается прежде
всего через язык нормативного акта. Очень
хорошо о значении языка нормативных актов,
предусматривающих налоги, сказал известный
русский ученый А.А. Исаев. «Язык законов,
устанавливающих подати, и распоряжений,
разъясняющих применение закона, должен
быть точен, удобопонятен, дабы не вызывать
недоразумений. Законы и распоряжения
должны во всей полноте охватывать сферу
данного налога: лицо и предмет налога,
оклад, время и место платежа, гражданскую
и уголовную ответственность за недоимки
и обманы и др. - все должно быть точно определено».
Иначе говоря, принцип определенности
налогообложения требует, чтобы язык налоговых
нормативных актов был общедоступен для
восприятия и понятен каждому, а не только
налоговому инспектору и профессору налогового
права.
Принцип удобства предполагает, что налог
должен взиматься тогда и таким способом,
когда и как плательщику удобнее всего
его платить.
Именно так этот важный технико-юридический
принцип сформулировал немецкий ученый-финансист
А. Вагнер. Данный принцип означает, что
государство должно при построении налога
устранить формальности и упростить процедуру
уплаты налога, а также приурочить налоговый
платеж ко времени получения дохода налогоплательщиком.
Принцип удобства налогоплательщика ориентирует
как законодателя, так и правоприменителя
на то, чтобы налог взимался в такое время
и таким способом, которые представляют
максимальные удобства для налогоплательщика.
Сами акты о налогах, как сказано выше,
должны быть для налогоплательщика понятны.
Бухгалтерский учет и отчетность не должны
отнимать много времени, особенно у субъектов
малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Работники налоговых инспекций обязаны
помогать отдельным налогоплательщикам
составлять декларации. Точнее: налогоплательщик
имеет право на такую процедуру уплаты
налога, которая бы не стесняла его хозяйственной
деятельности и не отнимала массу времени.
Принцип удобства налогоплательщика
охватывает не только технико-юридические
аспекты налогообложения, способствующие
созданию комфортных условий для уплаты
налога. Данный принцип имеет прямое отношение
к системам налогообложения, которые по
возможности должны быть просты и технически
менее тягостны для уплаты налога. Эту
цель преследует законодатель введением
в НК РФ специальных налоговых режимов.
Так, в частности, принципу удобства налогоплательщика
служит введенная в НК РФ гл. 26.3 «Система
налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов
деятельности». Объектом такого налогообложения
является вмененный доход, т.е. предполагаемый
доход налогоплательщика за определенный
период. При этом уплата единого налога
освобождает субъектов малого бизнеса
от ряда налогов и отчислений во внебюджетные
фонды, что делает процесс уплаты налога
более простым и коротким. Аналогичную
цель преследует законодатель введением
в НК РФ гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
Принцип экономии: «Каждый налог должен
быть так задуман и разработан, чтобы он
брал и удерживал из карманов народа возможно
меньше сверх того, что он приносит государственному
казначейству». Данный принцип рассматривается
как чисто технический принцип построения
налога. Трактуется он так: расходы по
взиманию налога должны быть минимальными
по сравнению с доходом, который приносит
данный налог.
Принцип налоговой платежеспособности.
Данный принцип предполагает учет фактической
способности к уплате налога исходя из
экономических возможностей налогоплательщика.
Принцип налоговой платежеспособности
имеет в финансовой и финансово-правовой
литературе и другие названия: «принцип
равного налогового бремени», «принцип
равномерности налогообложения», «принцип
достаточности». Наиболее кратко и понятно
сформулировал этот принцип Дж.Ст. Милль:
с крупных доходов следует взимать большую
долю налога, с небольших - меньшую долю
налога. Иначе говоря, принцип налоговой
платежеспособности требует, чтобы каждый
налогоплательщик платил налог сообразно
со своим имущественным положением.
Принцип налоговой платежеспособности
ориентирует государство в сфере налогообложения
на сопоставление экономических возможностей
различных налогоплательщиков и учета
той доли свободных средств, которая изымается
у них посредством налогов. Месячный доход
в 25 тыс. руб., который получен в результате
собственного труда налогоплательщика,
работающего инженером, врачом, преподавателем,
имеющим семью из нескольких человек,
должен оцениваться государством в плане
взимания с него доли налога иначе, чем
доход той же величины, но приносимый процентами
на денежные средства, находящиеся на
банковском счете.
Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что «налоги
и сборы должны иметь экономическое обоснование
и не могут быть произвольными».
В России действует
следующая система принципов налогообложения:
1) принцип всеобщности - это когда публично-правовая
обязанность платить законно установленные
налоги распространяется на всех лиц,
признаваемых НК РФ. Налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный характер
и различно применяться исходя из политических,
идеологических, этнических, конфессиональных
и иных различий между плательщиками налогов;
2) принцип равенства - в социальном государстве
в отношении обязанности платить законно
установленные налоги предполагает, что
равенство должно достигаться посредством
справедливого перераспределения налогового
бремени путем дифференциации ставок
налогов и предоставления льгот. Налоги,
не учитывающие финансового потенциала
различных слоев плательщиков, создают
социальное неравенство при взыскании
формально равной суммы с плательщиков;
3) принцип соразмерности - означает ограничение
права собственности в результате установления
и взимания налогов в допустимой мере.
Недопустимы налоги, препятствующие реализации
гражданами своих конституционных прав.
Не допускается установление таможенных
границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств;
4) принцип справедливости - в социальном
государстве в отношении обязанности
платить налоги предполагает, что равенство
должно достигаться посредством справедливого
перераспределения налогового бремени
путем дифференциации ставок налогов
и предоставления льгот. Установление
дифференцированных ставок налогов, налоговых
льгот не допускается в зависимости от
формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала;
5) принцип законности - является наиболее
универсальным принципом, в нем обозначены
формальные основания, необходимые для
признания налогов и сборов законно установленными.
Права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления.
В принципе законности налогообложения
выделяются две составляющие. Первая заключается
в соблюдении законодателем при разработке
и принятии налогового закона базовых
идей, положений, принципов налогообложения,
требований введения в действие законодательных
актов. При этом, закрепляя налог как обязательный
платеж для гражданина или организации,
законодатель обращает особое внимание
на такой существенный элемент налога,
как объект налогообложения. Только закон
может определить то имущество и тот доход,
которые являются объектом налога.
Вторая составляющая принципа законности
налогообложения заключается в применении
норм налогового права, в неукоснительном
выполнении (соблюдении, исполнении, использовании)
всеми участниками налоговых правоотношений,
включая государство, действующего законодательства.
Таким образом, принцип законности проявляется
в налоговой сфере в первую очередь применительно
к налоговым обязанностям. Так, ни на кого
не может быть возложена обязанность уплачивать
незаконные налоги и сборы, т.е. налоги
и сборы, а также иные взносы и платежи,
предусмотренные НК РФ либо установленные
в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Следует подчеркнуть, что принцип регулирования
налоговых отношений законом является
базовым. Его содержание не стоит сводить
лишь к проблеме установления налогов
и сборов актами представительных органов
власти, к вопросам ограничения делегирования
ими своих полномочий и т.п. Как вытекает
из упоминавшейся выше ст. 4 НК РФ, рассматриваемый
принцип в целом означает ограничение
нормотворческих полномочий исполнительных
органов власти в сфере налогообложения,
они, по общему правилу, не вправе изменять
или дополнять законодательство о налогах
и сборах. Обращает на себя внимание также
тот факт, что принцип регулирования налоговых
отношений законом толкуется в практике
Конституционного Суда РФ чрезвычайно
широко. При этом он, по существу, подается
как воплощение режима законности в налоговой
сфере, в таком широком понимании он включает
в свое содержание все иные налогово-правовые
принципы (основные начала законодательства
о налогах и сборах). Так, в п. 5 постановления
от 23 декабря 1999 г. N 18-П, в п. 2 определения
от 14 декабря 2000 г. N 258-О Конституционный
Суд РФ, раскрывая нормативное содержание
конституционного принципа законного
установления обязательных платежей,
подчеркивает, что данный принцип не ограничивается
требованиями к правовой форме акта, устанавливающего
тот или иной обязательный платеж, и к
процедуре его принятия; содержание этого
акта также должно отвечать определенным
требованиям, поэтому не может считаться
законно установленным обязательный платеж,
не соответствующий конституционным принципам
и отражающим их основным началам законодательства
о налогах и сборах.
Таким образом, реализация принципа законности
осуществляется в нормативно-правовых
актах, которые ограничивают неправомерные
действия и решения государства в налоговой
сфере. Этот принцип на конституционном
уровне ставит препоны налоговому произволу,
создает основы определенного и законного
налогообложения;
6) принцип точности или ясности (понятности),
определенности (непротиворечивости)
формулировок актов налогового законодательства.
Плательщик налога не должен нести ответственность
из-за возможного двойного толкования
правовых норм, устанавливающих его обязанности
по уплате налога, и все сомнения, противоречия
и неясности актов законодательства о
налогах толкуются в пользу плательщика
налога.
Кроме этих ставших уже классическими
норм, современная практика налогообложения
выработала еще ряд не менее важных принципов
(на практике эти принципы чаще всего выражаются
в виде так называемых запретов). Среди
них выделим следующие:
1) запрет на введение налога без закона;
2) запрет двойного взимания налога;
3) запрет налогообложения факторов производства;
4) запрет необоснованной налоговой дискриминации.
Первый принцип (запрет на введение налога
без закона) чрезвычайно прост: он запрещает
государственной власти вводить налоги
без ведома и против воли народа.
Следующий принцип (запрет двойного взимания
налога) имеет дело с ситуацией, когда
один и тот же объект за один и тот же отчетный
период может облагаться идентичным налогом
более одного раза (так называемое юридическое
двойное налогообложение). Подобная ситуация
обычна для нынешней усложненной системы
налогообложения, при которой власти разных
государств или разные уровни власти в
одном и том же государстве пользуются
расширенными (пересекающимися) налоговыми
правами.
Важнейшее значение имеет принцип (запрет
налогообложения факторов производства)
привлекать к налогообложению базовые
факторы производства. К таким факторам,
как известно, относятся труд и капитал.
Поскольку этот запрет носит экономический
характер, то он не закреплен каким-либо
образом в законодательных документах.
Однако это не мешает властям во всех достаточно
развитых странах следовать ему столь
строго, как если бы он был признан на уровне
конституционного закона. Фактически
все налоговое законодательство во всех
развитых странах формировалось и формируется
при непременном соблюдении этого основополагающего
запрета.
Для капитала, вложенного в производство,
формально существуют налог на прибыль
и налоги на доходы от капитала. Однако
первый налог на деле сконструирован таким
образом, что им фактически облагается
только капитал, выводимый из производства:
капитал, примененный в процессе производства,
защищен от налогообложения щедрыми амортизационными
льготами, а полученная на этот капитал
прибыль практически всегда освобождается
от налога, если она реинвестируется на
развитие производства в рамках этого
же предприятия.
Наконец, последний (запрет необоснованной
налоговой дискриминации) касается в основном
международных отношений и отражает ту
известную реальность, что в настоящее
время граждане и капиталы широко мигрируют
между странами, и сотни тысяч и даже миллионы
граждан живут, работают, занимаются бизнесом
и получают доходы в разных странах. В
большинстве этих стран государство использует
в отношении граждан и не граждан принцип
резидентства (постоянного местожительства).
Соответственно, в этих условиях сама
жизненная необходимость требует отказаться
от какой-либо налоговой дискриминации
иностранцев.
Таким образом, эти основополагающие принципы
налогообложения во всех ведущих развитых
странах мира соблюдаются уже на протяжении
многих десятилетий.
1.2.Методы налогообложения.
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.
Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).
Пропорциональное
Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.
1. Простая поразрядная
прогрессия. Налоговая база разбивается
на отдельные разряды (ступени)
2. Простая относительная
прогрессия. В данном случае для
общего размера налоговой базы
также устанавливаются разряды,
3. Сложная прогрессия.
Налоговая база разделена на
налоговые разряды, но каждый
разряд существует
4. Скрытые системы
прогрессии. В некоторых случаях
фактическая прогрессия
Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения,
при котором с ростом налоговой базы происходит
сокращение размера налоговой ставки
(т.е. норма налогообложения уменьшается
по мере возрастания дохода налогоплательщика).
1.3.Элементы налога.
Каждый установленный налог (сбор) характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога (сбора).
Элементы налога:
• объект налогообложения;
• налоговая база;
• налоговый период;
• налоговая ставка;
• порядок исчисления налога;
• порядок и сроки уплаты налога;
• льготы по налогу (если они установлены).
Если хотя бы один из элементов налога отсутствует (кроме элемента «льготы»), налог нельзя считать установленным (ст. 17 НК РФ), т.е. не может быть введена обязанность по его уплате.
При установлении сборов определяются элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Состоять налоговый период может из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.
При создании организации в день, попадающий с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Если организация
была ликвидирована (реорганизована) до
конца календарного года, последним налоговым
периодом для нее является период времени
от начала этого года до дня завершения
ликвидации (реорганизации).
Задача:
Индивидуальный
предприниматель без