Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:31, реферат
В соответствии со ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Это основные отличия НКО. Данные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих и иных целей (их перечень является открытым). Главное, чтобы все они были направлены на достижение общественных благ.
В соответствии со ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией (НКО) является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Это основные отличия НКО. Данные организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных, управленческих и иных целей (их перечень является открытым). Главное, чтобы все они были направлены на достижение общественных благ.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено несколько налоговых режимов - общий, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Каждый из этих налоговых режимов имеет свою специфику и в применении каждого из них есть свои сложности и трудности. Они могут возникать как по незнанию каких-то тонкостей работником или руководителем, так и из-за запутанности, а подчас и неясности законодательства.
Не все перечисленные выше спец.режимы применяются НКО. К специальным налоговым режимам, применяемым некоммерческими организациями, относятся: упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований, установленных главой 26.2 НК РФ, отмечает Минфин России в письме от 26 мая 2011 г. № 03-11-06/2/81. При этом не вправе применять упрощенную систему налогообложения казенные и бюджетные учреждения на основании подпункта 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.
Из специальных налоговых режимов, предусмотренных главой 26 НК РФ, в практике некоммерческой деятельности организации чаще всего применяют упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрим упрощенную систему налогообложения (УСН) и ее использование некоммерческими организациями. Федеральным законом от 07.07.2003 № 117-ФЗ внесены изменения и дополнения в гл.26.2. Это значит, что с 2004 г. упрощенную систему следует применять с учетом произошедших изменений.
Первоначально
упрощенная система налогообложения
предназначалась для
Еще
одним фактором, который следует
учитывать при выборе системы
налогообложения — это
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Кроме
того, для организаций, применяющих
УСН, сохраняются действующие
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения. Например, уплачивается при наличии объектов налогообложения транспортный налог, государственная пошлина, земельный налог.
При желании налогоплательщики, применяющие УНС, могут производить уплату страховых взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.
УСН
успешно применяется
Таблица 1
3. Применение ЕНВД
некоммерческой организацией.
Рассмотрим ситуацию при которой некоммерческая организация применяет спец.режим налогообложения в виде ЕНВД. Единственный учредитель организации - открытое акционерное общество. Попробуем разобраться вправе ли некоммерческая организация с 01.01.2009 применять спецрежим в виде ЕНВД в связи с запретом, содержащимся в пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, по применению ЕНВД организациями, в которых доля участия других организаций составляет более 25%?
Согласно пп. 2 п. 2.2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ (п. 2.2 введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 155-ФЗ и действует с 01.01.2009) на уплату ЕНВД не переводятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Пункт 2.3 ст. 346.26 НК РФ предусматривает,
что, если по итогам
Пункт 1 ст. 10 Федерального закона
от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" указывает, что
автономной некоммерческой
В данном случае необходимо
выяснить, применимо ли понятие
"доля участия других
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.
Из этого следует, что
Аналогичный подход применил
Минфин России в Письме от 25.11.2008
№ 03-11-04/3/531, предназначенном для
общественных объединений,
Аналогичный подход использует
Президиум ВАС РФ в
Отметим, что в данном случае Президиум ВАС РФ рассмотрел вопрос о возможности применения понятия "доля непосредственного участия" в отношении автономной некоммерческой организации для целей применения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в редакции, действующей до 2006 г.), согласно которому не вправе применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Так как данное ограничение аналогично тому, которое предусмотрено для целей применения ЕНВД, позиция Президиума ВАС РФ актуальна и может быть применена и для плательщиков ЕНВД.
Президиум ВАС РФ отметил, что
к автономным некоммерческим
организациям понятие "доля
непосредственного участия" не
может быть применимо. Под
Этой позицией Президиума ВАС
РФ руководствовалось УФНС
Таким образом, по нашему
В развитых странах некоммерческие организации играют значительную роль в экономике. При их налогообложении действует особый механизм, учитывающий неприбыльный характер и социальную значимость некоммерческих организаций. В России НКО появились сравнительно недавно (в начале 90-х гг. после принятия ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.). Несовершенство налогового законодательства в отношении третьего сектора тормозит процесс развития роли некоммерческих организаций в жизни общества. Сегодня в любом из вариантов финансирования НКО и при любых источниках формирования их имущества возникают проблемы, связанные с налогообложением. Эти проблемы касаются не только самих некоммерческих организаций, но также их партнеров, граждан и организаций, оказывающих поддержку НКО. Такая ситуация приводит к дезорганизации деятельности некоммерческого сектора, так и экономики страны в целом.
В настоящее время актуальной становится создание концепции специального налогового режима для НКО, где основной задачей является разработка параметров, допускающих применение указанного налогового режима. При этом возникает проблема выбора концептуального подхода к налогообложению некоммерческого сектора, а так же преимущества и недостатки двух стратегий – стратегии локальных изменений путем внесения поправок в отдельные статьи Налогового кодекса РФ и стратегии системных изменений путем придания некоммерческим организациям статуса особого налогоплательщика с учетом экономической и организационной специфики НКО.
Кроме того, разработка концепции специального налогового режима для некоммерческих организаций требует разрешения ряда положений в четырех аспектах: от каких налогов полностью или частично могут быть освобождены организации, применяющие особый режим; какие организации вправе применять специальный режим; каковы процедуры перехода на специальный режим, и каким образом правовые нормы о специальном налоговом режиме для НКО могут быть включены в существующую структуру Налогового кодекса РФ.
Информация о работе Применение специальных режимов в некоммерческих организациях