Последствия деятельности оффшорных зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении оффшорных зон, процессов происходящих в них и их особенностей.
Для достижения указанной цели была использована такая литература как: специализированные справочные и периодические издания и материалы, что позволило осветить сравнительно новое положение в оффшорном бизнесе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Оффшорная зона как особая разновидность СЭЗ: понятие, сущность, основные элементы и принципы механизма………………………………..4-8
2. Цели создания оффшорных зон……………………………………..9-10
3. Последствия деятельности оффшорных зон……………………...11-13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………14-15
Список использованных источников…………………………………..16

Работа содержит 1 файл

оффшорная деятельность.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

    1. Оффшорная зона как особая разновидность СЭЗ: понятие, сущность, основные элементы и принципы механизма………………………………..4-8

    2. Цели создания оффшорных зон……………………………………..9-10        

    3. Последствия деятельности оффшорных зон……………………...11-13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………14-15

    Список  использованных источников…………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Современный этап развития мировой экономики  в целом и международной торговли в частности характеризуется усилением процессов интеграции, либерализации и повышения степени открытости национальных экономик. На современном этапе развития активно происходят глобализация экономик, экономическая интеграция, неотъемлемой частью которой является создание свободных экономических зон всех видов, в том числе и оффшорных. Роль свободных экономических зон является очень важной с точки зрения развития экономики и привлечения инвестиций.

    Последние два десятилетия ознаменованы стремительной  «оффшоризацей» мировой экономики и, соответственно, резким усилением противоречивого воздействия оффшоров на состояние мировых рынков и международных экономических отношений. В этот период произошло расширение круга стран и территорий, объявивших о своем оффшорном статусе, резко увеличилось число деловых структур, зарегистрированных на этих территориях (оффшорных компаний и фондов, трастов, секретарских компаний и пр.), значительно возрос перечень предоставляемых ими услуг. Оффшорный бизнес стал активно проникать в новые сферы экономической деятельности и на новые рынки, прежде всего - на ранее закрытые рынки постсоветских стран. Наконец, заметно усовершенствовались сами методы ведения оффшорного бизнеса, усложнились его формы и структура, чем обуславливается актуальность выбранной для данной работы темы.

    В настоящей работе рассмотрены оффшорные территории как особые экономико-правовые образования, сущность, цели создания и последствия их функционирования.

    Цель  работы заключается в  изучении оффшорных зон, процессов происходящих в них и их особенностей.

    Для достижения указанной цели была использована такая литература как: специализированные справочные и периодические издания и материалы, что позволило осветить сравнительно новое положение в оффшорном бизнесе.

        

    • 1. Оффшорная  зона как особая разновидность  СЭЗ:

          

    • понятие, сущность, основные элементы и принципы механизма.

        Во  второй половине XX столетия, особенно в последние три десятилетия, в мировой практике в сфере бизнеса получил широкое распространение термин «оффшор».

        Особым  видом СЭЗ являются оффшорные зоны или так называемые "налоговые гавани". В оффшорных зонах (центрах) концентрируется, как правило, банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая  и консалтинговая деятельность.

        Оффшорные зоны составляют особый класс среди свободных экономических зон. Их главное отличие состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют права осуществлять никакую производственную деятельность. Оффшорные зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, льготным налоговым и внешнеторговым законодательством.

        Исторически сложилось так, что первыми проводить  политику привлечения иностранного капитала за счет снижения налогов и либерализации внешнеэкономической деятельности начали островные государства – Багамские, Британские Виргинские острова, остров Мэн, Кипр и другие. Позднее к ним присоединились Лихтенштейн, Люксембург, Гибралтар, Панама и прочие. В дальнейшем мировая практика показала, что оффшорными зонами могут быть и отдельные территории внутри единого государства, например, Женева в Швейцарии или штаты Делавэр, Вайоминг и другие в США.

        Предпосылками возникновения оффшорных зон  послужило интенсивное развитие высокотехнологичных отраслей. В результате чего произошло изменение соотношения сил в мировой экономике, появились и исчезли целые отрасли, интенсифицировался процесс интеграции национальных экономик в мировую.

        Оффшорными  зонами называют те страны или отдельные территории единых государств, где на государственном уровне для определенных типов компаний, владельцами которых являются иностранцы, установлены значительные льготы по налогообложению, снижены или отсутствуют требования к бухгалтерскому учету и аудиту, частично или полностью сняты таможенные и торговые ограничения.

        Решающими факторами для отнесения того или иного региона к оффшорному является максимальная либеральность  его налогового законодательства, а также возможность регистрации в нем нерезидентной компании. Немаловажное значение имеет политическая и экономическая стабильность в данном регионе. В оффшорных зонах не должно быть бурных политических событий, кризисов и существовать вероятности государственного переворота. Под экономической стабильностью понимаются стабильность курса национальной валюты, отсутствие высокой инфляции, либеральные условия внешней торговли, ввоза и вывоза капиталов.

        По  налоговым льготам, возможны варианты. В оффшорных зонах Ирландии, Либерии налоги не взимаются. В Швейцарии взимаются, но явно низкие. В оффшорных зонах Лихтенштейна, Антильских островов и Панамы в момент регистрации фирм в качестве налога выплачивается единая сумма (паушальный налог). В таких зонах обычно также взимаются ежегодные регистрационные взносы компаний, сборы за предоставление банковских и страховых лицензий, лицензий на трастовую деятельность. В большинстве стран оффшорной зоне не требуется предоставления отчета по ведению отчетов и налоговых деклараций. Внешние аудиторы требуются далеко не везде, а счета фирмы могут быть проверены ими только по разрешению владельцев. Единственная форма отчетности – ежегодный финансовый отчет.

        Среди прочих факторов весомое значение имеет  высокая степень развития телекоммуникаций и транспортной сети, особенно международных. Существенны также язык, функционирующий на данной территории в качестве государственного или языка делового общения, применяемые общее и корпоративное законодательства, уровень сохранения конфиденциальности коммерческой и финансовой информации, валютные ограничения или отсутствие таковых, степень развития и спектр предоставляемых банковских услуг, минимальные ограничения на конкретные виды деловой активности.

        Несомненно, важной (особенно для учредителей  из стран СНГ — в силу необходимости  соответствующих валютных затрат) является стоимость содержания оффшорной компании, а именно регистрационные сборы, обязательные ежегодные отчисления в бюджет, возможные расходы по содержанию офиса, оплате секретарских, аудиторских и прочих услуг, которые различны в разных оффшорных регионах.

        Оффшорная компания - это компания, зарегистрированная в юрисдикции с низким налогообложением или освобождённая от налогов на основе небольшой фиксированной платы. Незыблемыми условиями предоставления льгот для таких компаний является то, что ими должны владеть иностранцы и прибыль извлекается за пределами юрисдикции, где она зарегистрирована. С юридической точки зрения такая компания ничем не отличается от резидентной и в её документах слово «оффшор» не упоминается.

        Другим  ведущим признаком в режиме деятельности оффшора является запрет на коммерческую деятельность на территории страны регистрации оффшорной компании.

        Существует  множество характеристик оффшорных  зон: географическое положение, политическая стабильность, авторитет на международном рынке, наличие в стране профессиональных кадров, хороших коммуникаций и банков, иногда и возможность посещения этой страны, перспективность для удовлетворения каких-либо других проектов, которые могут возникнуть в дальнейшем. Но большинство бизнесменов, осуществляя выбор оффшорной зоны, ориентируются на четыре принципиальных момента:

    •   уровень налогообложения; 
    •    необходимость отчетности; 
    •    наличие соглашений об избегании двойного налогообложения; 
    •    конфиденциальность учреждения компании.

        В соответствии с этими характеристиками оффшорные зоны можно разбить на три группы:

        К первой группе можно отнести страны с низким налогообложением, не требующие  отчетности. Это, как правило, небольшие  государства третьего мира (так называемые «кокосовые оффшоры»). Наиболее известны среди них Багамские острова, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, остров Терке и Кайкос, Панама. Все эти зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний (в Государственный регистр компаний заносится минимум сведений) и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. Именно поэтому солидные компании и банки не хотят иметь с ними финансовых отношений. С компаний, как правило, не взимаются налоги, за что они платят ежегодный фиксированный сбор. Принципиальной разницы между этими территориями нет. Но к этой же группе можно отнести и некоторые европейские территории, например, остров Мэн, интересный возможностью создания резидентных освобожденных компаний. Вторую группу составляют страны, предоставляющие оффшорным компаниям ощутимые налоговые льготы, но и требующие от них финансовую отчетность. Например, к этой группе можно отнести США (Делавэр, Вайоминг), Кипр. Регистрация и обслуживание компаний здесь дороже, а престиж страны высок. Третья группа оффшорных зон - это государства, формально не являющиеся оффшорами, но налоговые законы, которых в некоторых случаях предполагают низкое (стимулирующее) налогообложение для определенных операций или групп инвесторов (как правило, иностранных). В других случаях снижение налогообложения доходов предприятий достигается применением условий международных соглашений об избежание двойного налогообложения или резидентства компаний. К этой группе можно отнести Великобританию, Бельгию, Австрию, Нидерланды, Швейцарию, Люксембург, Лихтенштейн.

        Оффшорная деятельность, неразрывно связанная  с планированием и оптимизацией налогообложения и снижением  целого ряда налогов с предприятий и частных лиц, получила в настоящее время широкое практическое применение во всем мире по следующим причинам:

        – во-первых, оффшорную компанию может  зарегистрировать абсолютно любой человек независимо от его национальности, расовой принадлежности, гражданства и благосостояния.

        – во-вторых, управление оффшорной компанией доступно каждому грамотному бизнесмену, поскольку связано, в основном, с управлением коллективом, работающим в данной компании, и её банковским счетом.

        – в-третьих, любое дело нуждается  в совершенствовании и дальнейшему его развитию может способствовать создание оффшорной компании.

        Несмотря  на ряд, весьма значительных положительных  факторов, у оффшорных зон есть и определенные недостатки. Таможенные и налоговые службы ряда развитых стран (США и ЕС) систематически подвергают проверке сделки при участии фирм из оффшорных зон. Другим негативным фактором является проявление недоверия к оффшорным компаниям со стороны государственных властей. Они также сталкиваются с трудностями при получении кредита и поиске деловых партнеров.

        Общее число оффшорных зон в мире можно определить лишь условно, поскольку каждый год одни из них исчезают, а другие появляются. По мнению экспертов, на сегодняшний день существует около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров, где уже давно существуют оффшорные компании. 
     
     
     

        2. Цели создания оффшорных зон

        Государства, создающие оффшорные зоны, получают дополнительные финансовые поступления от резидентов других стран, то есть, по сути, извлекают для себя прибыль из ничего, ведь оффшорные структуры финансируют свою деятельность из зарубежных источников, бизнес ведут за рубежом, но при этом в оффшорной юрисдикции они сосредотачивают свои капиталы, делают необнеобходимые, пусть и небольшие, отчисления, развивают ее внутреннюю инфраструктуру, обеспечивают дополнительную занятость населения и т.п. В соответствии с этим принято выделять три группы стратегических целей, которые преследует государство, создавая оффшорную зону.

        Экономические цели:

    • привлечение иностранных инвестиций;
    • рост валютных поступлений в экономику всей страны или ее отдельного региона от регистрационных сборов.

        Социальные  цели:

    • ускорение развития страны в целом или конкретной территории в ее составе;
    • повышение занятости и уровня доходов населения;
    • создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления.

        Научно-технические  цели:

    • внедрение передовых зарубежных технологий, прежде всего информационных, в области современных средств связи и банковского дела.

        Понятно, что на практике эти цели могут  корректироваться в зависимости от конкретной ситуации и типа оффшорной юрисдикции. Например, целенаправленная налоговая политика таких льготных холдинговых юрисдикций, как Нидерланды и Люксембург привела к тому, что они не только привлекли огромные дополнительные средства в свою экономику, но и сами стали крупнейшими мировыми инвесторами. При этом для использования преимуществ оффшорного бизнеса небольшие, экономически слаборазвитые страны, как правило, идут по пути превращения всей страны в оффшорную зону и соответственно этому организовывают структуру национальной экономики.

        В целом, все перечисленные цели способствуют развитию национальной экономики стран, создающих на своей территории оффшорные зоны. Так, каждый житель  Лихтенштейна с момента рождения застрахован от безработицы, поскольку первым условием правительства этого государства является предоставление рабочих мест жителям страны в открываемых оффшорных компаниях.

        Важным  фактором привлекательности оффшора  является стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор защищен от неблагоприятных для него изменений в законодательстве оффшорных зон. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        3. Последствия функционирования оффшорных  зон 

        Позитивные  последствия:

        Как свидетельствует мировой опыт, достижения оффшорных зон связанны с решением как традиционных для мировой практики, так и новых, еще не апробированных социально-экономических задач. Другими словами, достижениями свободных экономических зон можно считать:

    • повышение степени интегрированности принимающей страны в мировой хозяйство;
    • эффективное привлечение к национальной экономике иностранных инвестиций;
    • укрепление экспортного потенциала принимающей страны;
    • стимулирование отечественных фирм в повышение своих технического и технологический уровней, все большей мерой поддавая эти фирмы контролируемым издам конкуренции;
    • эффективную занятость населения;
    • повышение уровня жизни населения сначала определенного региона, а впоследствии и всей страны;
    • способность оффшорных зон выполнять функцию полигона, исследовательской лаборатории для апробации разных рыночных нововведений;
    • способность зоны стать источником структурных преобразований в принимающей стране, модернизирующее влияние на экономику принимающей страны через демонстрационные и учебные эффекты;
    • облегчение перехода от закрытой в более открытую экономику;
    • повышение инновационных возможностей территории.

        Решение этой последней проблемы является перспективным  и связанное с практической реализацией идеи создания в национальной экономике так называемых "центров расту" (или точнее "центров развития"). 
     

        Негативные  последствия:

        Неудачами или недостатками оффшорных зон на этапе планирования разработки и функционирования можно считать:

           - неоправданно большие средства, вложенные в организацию зоны сравнительно с объемом зарубежных инвестиций;

        - стремление фирм, расположенных  в зонах, использовать внутренний рынок как поле для демпинга не соответствующих международным стандартам товаров;

        - слабость обратных связей фирм  зоны с принимающей страной,  что приводит в невозможность  эффективно реализовать сравнительные  преимущества страны, в частности ее природных ресурсов;

        - культурное потрясение зарубежных  инвесторов свободной экономической зоны (по мнению западных экспертов, это будет представлять собой значительный недостаток в новых государствах в плане международных сравнений);

        - игнорирование психологического барьера, возникающего при организации въезда граждан принимающей страны на территорию оффшорной зоны, а также неоправданная попытка решения политических и национально-культурных проблем при помощи создания оффшорных зон;

        высокий уровень непредсказуемости, невозможность точных экономических прогнозов, относительно дальнейшего функционирования зоны;

        - необоснованное распространение  льгот практически на все виды  деятельности в зоне и на  операции любых субъектов зоны, что возникает в результате  большой множественности и неясности целей, которые ставят перед зоной ее проектировщики и организаторы.

        Указанные выше достижения и недостатки оффшорных  зон могли бы служить полезными  уроками для новых независимых  государств, которые считают нужным использовать оффшорные зоны как один из способов, способствующих экономическому росту государства и инструментов мировой хозяйственной интеграции, но на сегодняшний день выносить четкие и окончательные уроки из опыта других стран являются преждевременным. Во-первых, тому, что в новых государствах оффшорные зоны вероятнее всего будут отличаться от уже действующих в других странах; во-вторых - до сих пор не делалось системной попытки создать экспертную систему, которая сосредотачивалась бы на исследовании развития таких зон. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Заключение

        Мировой оффшорный бизнес, пройдя определенный исторический путь развития, на рубеже XX - XXI веков стал серьезной экономической силой, реально и ощутимо влияющей на процессы, происходящие в международных экономических отношениях. Глобальный охват, который приобрела сегодня деятельность оффшоров, широта и частота их использования в финансово-экономических операциях усиливают основания считать мир оффшорного бизнеса самостоятельным сектором мировой экономики, глубоко вовлеченным в работу мировых финансовых рынков.

        В той или иной форме у различных  стран и народов прослеживаются попытки активизации международной  торговли, и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своей территории особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Можно с уверенностью говорить о том, что в настоящее время оффшорный бизнес является планетарным явлением, имеющим огромное влияние на экономико-политическую ситуацию во всем мире. На сегодняшний день уже достаточно четко сформировались как общие направления развития оффшорного бизнеса, так и конкретные способы использования оффшорных структур в интересах частных лиц и организаций. В то же время стало ясно, что цели, которые преследуются при создании подобных структур, не всегда совпадают с интересами государства, а в некоторых случаях носят откровенно криминальный характер. Страны с открытой экономикой раньше России столкнулись с "обратной" стороной оффшорного бизнеса, поэтому раньше приступили к разработке контрмер. В мире уже накоплен большой положительный опыт по регулированию процессов, происходящих в оффшорном бизнесе. Однако данный опыт не был учтен при реформировании российской экономики: экономика стала небывало открытой, а меры, направленные на упорядочение взаимодействия российских граждан и предприятий с иностранными оффшорными образованиями, приняты не были. Подобные комплексные меры, имеющие экономическую и административную составляющие, в мире принято условно называть антиоффшорным законодательством.

        Таким образом, существующие на сегодня законодательные  акты и ведомственные инструкции не в состоянии обеспечить экономические интересы страны. Только специализированное антиоффшорное законодательство, построенное на основе анализа ситуации, сложившейся в настоящее время с оффшорным бизнесом в РФ, и учитывающее мировой опыт, накопленный в данной области, способно обеспечить национальные интересы России. Принятие антиоффшорного законодательства является остроактуальной мерой, направленной на обеспечение экономической безопасности страны.

        Использовать  положительный потенциал оффшорной  экономики и свести к минимуму ее отрицательное воздействие  на мирохозяйственные процессы – задача, которую мировому сообществу предстоит сейчас решать сообща. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Список  использованных источников 

        
    1. Аникин  А.В., Бабин Э.П. Международные экономические  отношения: учебное пособие / А.В. Аникин, Э.П. Бабин. - М.: Проспект. - 2010. – 397с.
    2. Кобзева Т. Офшорные юрисдикции - инструмент налогового планирования // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2011.- N 25.- С. 14 - 15; N 26. - С. 13 - 14.
    3. Павлов П.В. Офшорная деятельность: вопросы правовой регламентации // Журнал российского права. - 2011.- N 5.- С. 31 - 39.
    4. Панушко С. Риски и ответственность участников офшорных отношений // Корпоративный юрист. - 2010.- N 7.- С. 16.
    5. Ревенков П.В. Офшорные зоны: законы привлекательности // Международные банковские операции. - 2010.- N 1. – С. 27-29.
    6. Соболев М.В. Новые тенденции оффшоров // "ЭЖ-Юрист". – 2009. -N 1- С.2-5.
    7. Хейфец Б. Роль офшоров в глобальной экономике // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - N 11. - С. 69 - 76.
    8. www.nbpublish.com.ru
    9. www.wikipedia.ru
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        1.4Оффшорные  зоны как особая  разновидность СЭЗ

        1.5 Особенности оффшорной  компании и ее  виды

        Как правило, в чистом виде под оффшорной  компанией понимается «бумажная» компания, т.е. компания, существующая на бумаге. Она имеет все формальные признаки компании – владельцев, директоров (менеджеров), комплект регистрационных документов. В этом своем качестве данная компания является удобным инструментом для ведения финансовых операций и снижения налогообложения. Все свои операции такого рода оффшорная компания осуществляет за рубежом – вне оффшорной зоны. Но часто затем внешнеторговые, инвестиционные и т.д. функции компании расширяются и начинают реализовывать уже в самой оффшорной зоне, и тогда она становится переходной формой к созданию реальной резидентской, т.е. «неоффшорной» компании.

        Среди оффшорных компаний исследователи  выделяют следующие основные виды.

    1. Компании холдингового типа:
      • оперативно-холдинговые компании;
      • компании по владению недвижимостью;
      • компании по владению судами;
      • компании по владению объектами интеллектуальной собственностью.
    2. Торгово-посреднические фирмы:
      • экспортно-импортные;
      • закупочные и дистрибьюторские.
    3. Компании финансового профиля:
      • оффшорные банки
      • финансовые посреднические компании (частичные банки);
      • страховые компании.

              В последнее время  в мировой оффшорной практике получили распространение инвестиционные структуры типа оффшорных взаимных фондов, инвестиционных компаний и международных трастов.

              Оффшорные фирмы  создаются и действуют в специальных  оффшорных зонах, или оффшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности):

    • максимальное упрощение процедуры регистрации (минимальный размер уставного капитала обычно не устанавливается; личности владельцев фирм не подлежат разглашению: раскрытие их имен возможно лишь по факту совершения уголовного преступления);
    • налог на прибыль отсутствует или не превышает 1-2%. Иногда он заменяется ежегодным сбором, который в разных странах находится в пределах 150-1000 долл. И не зависит от размеров дохода. Налоги на вывоз доходов (дивидендов, банковского процента, платежей роялти) отсутствуют;
    • отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностранных инвесторов;
    • отсутствуют валютные ограничения;
    • существуют банковская и коммерческая секретность на высоком уровне;
    • действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования. [3, с.268].

        Характерно  при этом, что в «налоговых гаванях» налоговые и другие льготы предоставляются  всем иностранным (а нередко и  всем отечественным) компаниям, а в оффшорных центрах (зонах) – тем иностранным компаниям, которые осуществляют операции с нерезидентами (т.е. «чистым» оффшорным компаниям). Однако на практике во многих случаях различия между налоговыми гаванями и оффшорными центрами фактически становятся весьма относительными и нередко, по существу, исчезают.

        В настоящее время оффшорные территории и связанные с ними способы ведения хозяйственной деятельности прочно вошли в современную экономику, а оффшорный бизнес приобрел мировые масштабы. Сегодня они стали неотъемлемой частью мировой экономической системы и национальных экономик как развитых, так и развивающихся стран. Более того, глобальный охват, который приобрела оффшорная деятельность, широта и частота использования оффшорных территорий в финансово-экономических операциях дают основания считать мир оффшоров самостоятельным сектором мировой экономики.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        2. Анализ функционирования  оффшорного бизнеса

        2.1 Оффшорная компания  как способ минимизации  налоговых платежей

        Часто налогоплательщики стремятся любыми способами свести к минимуму какой-либо из существенных для них налогов. При этом следует отметить, что уменьшение налогов, по мнению ряда специалистов, необходимо рассматривать как двойственное явление. Главное различие между двумя видами налоговой оптимизации заключается в том, нарушает или не нарушает налогоплательщик нормы налогового законодательства в своем стремлении снизить размер налоговых платежей. В связи с этим выделяют налоговую оптимизацию и незаконное уклонение от уплаты налогов.

        Налоговая оптимизация – это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. [7,с.24]

        Главной отличительной особенностью налоговой  оптимизации является тот факт, что налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство.

              При этом среди методов  налоговой оптимизации с использованием оффшорных компаний можно выделить следующие:

    • Экспортно-импортные операции с товарами. Суть данного метода заключается в применении трансфертных цен при экспортно-импортных операциях. Так, использование оффшорной компании при экспорте позволяет хозяйствующему субъекту продать товар по предельно низким ценам, а затем перепродать оффшорной компанией конечному покупателю по уровню рыночных (мировых) цен. Облагаемая прибыль экспортера в таком случае остается минимальной, а разница между реальной и заниженной ценами при экспорте образует прибыль оффшорной компании, зарегистрированной в стране с льготным уровнем либо нулевым налогообложением доходов. При использовании оффшорной компании в импортных схемах, как правило, применяются завышение цены товара, что позволяет снизить налогооблагаемый доход предприятия, реализующий товар внутри страны.
    • Регистрация имущества. Оффшорная компания в качестве владельца имущества обычно используется для достижения следующих основных целей:

        - защиты имущества от обращения  взыскания по обязательствам  должника;

        - минимизации налоговых обязательств.

    • Судоходные перевозки грузов и пассажиров. Ряд оффшорных зон вместо полноценных налогов с судовладельцев взимают небольшую плату за тоннаж зарегистрированных на их территории судов либо устанавливают пошлину за продление регистрации. При этом исключаются налоги на доход от транспортной и фрахтовой деятельности.
    • Передача прав на интеллектуальную собственность. Основное преимущество использования оффшорной компании в качестве владельца объектов интеллектуальной собственности (авторских прав, торговых марок и т.п.) заключается в том, что стороны по договору о передаче прав на интеллектуальную собственность не ограничены какими-либо условиями при определении цены договора. Таким образом, объекты интеллектуальной собственности могут быть переданы оффшорной компании для последующей перепродажи в страны по более высокой цене. Как следствие, большая часть прибыли, являющаяся результатом использования интеллектуальной собственности, будет аккумулироваться в оффшорной зоне с минимальными налоговыми выплатами.
    • Лизинг. При использовании оффшорной компании в качестве лизингодателя ее средства идут на приобретение имущества, которое впоследствии передается компании-лизингополучателю. Для последнего основная выгода состоит в том, что лизинговые платежи в полном объеме учитываются при расчете налоговых обязательств по налогу на прибыль. А поскольку лизинговые платежи включают в себя премию лизингодателя, плату за страхование рисков и за кредитные ресурсы, а также иные платежи, предусмотренные договором, существенно возрастают расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль. Как следствие, у компании уменьшаются обязательства по указанному налогу. Кроме того, компания получает вполне официальный канал перечисления денежных средств за границу.
    • Выдача кредитов. По сравнению с инвестированием в уставный капитал кредит имеет ряд преимуществ. Основным из них является возможность перечисления денежных средств компании практически в любой момент, в то время как для внесения средств в уставный капитал необходимо принятие, утверждение и государственная регистрация соответствующего решения.
    • Инвестиционная деятельность. Оффшорная компания-инвестор привлекает средства учредителей или третьих лиц и вкладывает их в уставные капиталы компаний. Среди основных налоговых преимуществ указанного метода можно назвать возможность взноса в уставный капитал не только денежных средств, но и оборудования, недвижимого имущества, различного рода нематериальных активов. При этом ввоз оборудования в Российскую Федерацию с целью внесения в уставный капитал российского предприятия освобождается от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Ряд дополнительных возможностей налоговой оптимизации заключается в том, что имущество в уставный капитал вносится не по стоимости его приобретения, а по оценке учредителей общества. Другими словами, существует возможность, как завышения, так и занижения стоимости имущества, ввозимого для целей внесения в уставный капитал.
    • Осуществление совместной деятельности. При данном методе налоговой оптимизации обычная фирма и оффшорная компания заключают договор о совместной деятельности, оформляя долевые вклады таким образом, что оффшорная компания имеет значительную часть совместного капитала (90-95%). Это позволяет распределить большую часть полученной прибыли от совместной деятельности в пользу оффшорной компании, поскольку указанное распределение прибыли осуществляется пропорционально вкладам участников.
    • Операции с долговыми обязательствами. Суть схемы состоит в том, что оффшорная компания покупает долговые обязательства с дисконтом с последующим их погашением по номинальной стоимости. Результатом является получение фирмой дохода, который освобожден от налогообложения или облагается по минимальной ставке.

              Таким образом, оффшорные  компании используют достаточно широкий спектр методов минимизации налоговых платежей, при этом, по сути, не нарушая налогового законодательства. И это главное преимущество оффшорного бизнеса.

        2.2 Примеры некоторых  оффшорных зон  и их особенности

    1. Британские Виргинские острова(BVI)

        Это "классическая" оффшорная зона, расположенная в Карибском регионе. Правовой статус компаний БВО регулируется Актом о Международных бизнес-компаниях 1984 г. и поправками к нему в 1988, 1990, 1994 гг., Актом о компаниях 1985 г., Актом о банках и трастовых компаниях 1990 г., Актом о деловых компаниях 2004 г. и поправками к нему, сделанными в 2005 г. С 2004 г. на BVI полностью отменено налогообложение доходов как нерезидентных, так и резидентных компаний, повышен государственный сбор для компаний с акциями на предъявителя (с $350 до $1100). Акции на предъявителя необходимо сдавать на хранение лицензированным организациям. С 2007г. был введен полный запрет регистрации IBC (компания с нерезидентным статусом), будет возможна регистрация исключительно Business companies в соответствии с Актом о деловых компаниях 2004г. BVI — это страна-участница Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года.[15]

        Среди достоинств этой зоны можно перечислить:

    • респектабельность по сравнению с другими оффшорными зонами;
    • наличие квалифицированных специалистов в сфере регистрации и обслуживания оффшорных компаний;
    • свободное открытие счетов в большинстве банков;
    • невысокие затраты на регистрацию и содержание компаний;
    • в настоящее время не входит в основные "черные списки" международных организаций (ОЭСР, ФАТФ);
    • возможность легализации документов путем предоставления апостиля (Апо́стиль — специальный штамп, проставляющийся на официальных документах некоммерческого содержания, исходящих от учреждений и организаций стран-участниц Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов (подписана 5 октября 1961 года) [16].

        Однако  есть и недостатки:

    • чрезмерная популярность, особенно на постсоветском пространстве;
    • BVI имеет статус "заморской территории" Великобритании, а, следовательно, подпадает под ее политическое влияние.
    1. Сейшельские острова

        Это также "классическая" оффшорная зона, представляющая собой группу островов в Индийском океане. Правовое положение компаний Сейшельских островов регулирует Закон о международных деловых компаниях от 1994 года. С 1976г. Сейшелы независимы от Великобритании. Сейшельские острова - страна-участница Гаагской конвенции об отмене требований легализации иностранных официальных документов от 5 октября 1961 года. В отношении акций на предъявителя ограничений нет.

        Достоинства:

    • Отсутствие статуса чьей-либо "заморской территории";
    • Наличие квалифицированных специалистов в сфере регистрации и обслуживания оффшорных компаний;
    • Сейшельские острова - самая недорогая оффшорная юрисдикция;
    • В настоящее время Сейшелы не входят в основные "черные списки" международных организаций (ОЭСР, ФАТФ).
    • Есть возможность легализации документов путем проставления апостиля.

        Недостатки:

    • Чрезмерная популярность;
    • Ранее Сейшелы фигурировали в "черном" списке ОЭСР;

          Сейчас  существуют проблемы с открытием  счетов в некоторых банках.

    1. Белиз

              Еще одна "классическая" оффшорная  зона. Государство Белиз расположено между Мексикой и Гватемалой. Положение регулирует Закон о международных компаниях 1990г. С 1981г. Белиз независим от Великобритании. Акции на предъявителя разрешены, однако они должны храниться у регистрационного агента.

        Достоинства:

    • Наличие квалифицированных специалистов в сфере регистрации и обслуживания оффшорных компаний;
    • Невысокие затраты на регистрацию и содержание;
    • В настоящее время не входит в основные "черные списки" международных организаций (ОЭСР, ФАТФ);
    • Возможность легализации документов путем проставления апостиля.

              В качестве единственного  недостатка можно назвать нестабильную экономическую обстановку - в сентябре 2006г. страна находилась на грани дефолта по своим обязательствам, как перед внутренними, так и перед внешними кредиторами.[15]

        4. Панама

              Это старейшая оффшорная юрисдикция. Панама расположена между Коста-Рикой и Колумбией, представляет собой длинную и узкую часть перешейка, соединяющего Северную и Южную Америку. С 1903 года Панама независима от Колумбии. Налоги взимаются строго по территориальному принципу: с компании, осуществляющей свою деловую активность вне Панамы, налоги не взимаются, а уплачивается лишь годовой сбор.

        Достоинства:

    • Отсутствие статуса чьей-либо заморской территории;
    • Наличие квалифицированных специалистов в сфере регистрации и обслуживания оффшорных компаний;
    • Панама имеет один из лучших макроэкономических показателей в Латинской Америке;
    • Американский доллар используется в качестве платежной единицы наряду с национальной валютой — бальбоа, которая привязана к доллару на паритетной основе.
    • В настоящее время не входит в основные "черные списки" международных организаций (ОЭСР, ФАТФ);
    • Возможность легализации документов путем проставления апостиля.

        Недостатки:

    • Необходимо наличие минимум 3-х директоров (необязательно резидентов Панамы);
    • Официальный язык документов — испанский;
    • Срок инкорпорации — 1 месяц. [15]

        Выше  приведены лишь несколько наиболее популярных оффшорных зон. Проанализировав их достоинства и недостатки, можно сделать вывод о том, что компании, использующие эти оффшорные центры, имеют достаточное количество преимуществ, как в налоговой сфере, так и в сфере регистрации своей деятельности.

        2.

        2.4 Проблемы, место и  роль оффшорного  бизнеса в мировой  экономике

              Глобализация мировой  экономики, наиболее ярко проявившаяся в финансовой сфере, по-новому высветила  проблему оффшорных финансовых центров или зон. Под оффшорной зоной или оффшорным финансовым центром понимается территория или страна, законодательство которой разрешает регистрацию и функционирование оффшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации.  

              В мае 2000г. при поддержке  глав центральных банков и министерств финансов стран «большой семерки»  был создан Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum), основной задачей которого является определение системных рисков при развитии глобальной экономики и создание международных правил и стандартов для финансовых институтов. На этом форуме был опубликован рейтинг надежности (прозрачности) оффшорных зон. В первую группу этого рейтинга (с большей прозрачностью) вошли: Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, острова Гернси, Мэн и Джерси. Вторую группу составили: Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуа (Малайзия), Макао, Мальта, Монако. В третью группу включили: Ангилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Коста-Рика, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы остова, Маврикий, Науру, Антильские острова (Нидерланды), остров Ниуэ, Панама, остров Сент-Китс и Нвейс, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Багамы, Теркс и Кайкос, Вануату. [3, с.269]

              На практике привлекательность  оффшорных центров объясняется, прежде всего, льготным налоговым режимом  для нерезидентов. Именно поэтому ОФЦ в ряде случаев рассматривается как налоговые убежища (налоговые гавани).

              Одним из последствий  глобализации экономики стало обострение проблемы сбора налогов государственными органами. Перевод штаб-квартир многих компаний в оффшорные центры стал излюбленным способом ухода от уплаты налогов. По данным ОЭСР, использование налоговых убежищ  в 90-х гг. возрастало экспоненциальными темпами. В течение достаточно продолжительного времени многие оффшорные центры (зоны), по существу, отказывались от сотрудничества с другими государствами и группами стран на экономическом и правовом поле.

              Подобное положение  вещей вынудило Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2000г. выступить с докладом на тему «Пагубная налоговая конкуренция», в котором содержалось обобщение недобросовестной налоговой практики и был представлен список из 35 оффшорных финансовых центров, которые своими чрезмерными льготными налоговыми правилами наносили ущерб международной торговле и инвестициям. Этим 35 оффшорным финансовым центрам ОЭСР предложила принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество с ОЭСР по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В противном случае в докладе была весьма определенно сформулирована фактическая угроза введения против указанных ОФЦ санкций со стороны ОЭСР.

              По вполне понятным причинам первоначальная реакция ряда оффшорных центров была весьма негативной. Однако идет процесс дальнейшего ужесточения налоговой практики, поскольку уклонение от уплаты налогов в ряде случаев достигает огромных масштабов. В ноябре 2000г. ОЭСР предложила 25 налоговым гаваням, занесенным в черный список (к 2005г. в черный список входили только 3 оффшорных зоны), принять коллективное обязательство обеспечить более высокую степень прозрачности экономики и наладить сотрудничество  с ОЭСР  в деле по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В этом случае ОЭСР снимает вопрос о введении возможных санкций против оффшорных центров, оказавшихся в черном списке.[3, с. 270].

              В данной области происходят определенные позитивные сдвиги. Ряд оффшорных зон, в том числе и Кипр, в последнее время ужесточили свое законодательство с тем, чтобы повысить прозрачность финансовых операций нерезидентов. Для России это имеет существенное значение, поскольку Кипр в последнее время стал одной из ведущих стран – инвесторов в нашу страну (что свидетельствует, прежде всего, о том, что здесь мы имеем дело с капиталом российского бизнеса, ранее ушедшим из страны в оффшоры, а теперь под видом иностранных инвестиций возвращается в Россию).

              Следует отметить, что  многие ОФЦ хотят иметь безукоризненную  репутацию, так как желают развивать свой оффшорный бизнес в течение длительного времени и понимают необходимость сотрудничества с мировыми деловыми кругами. Так, например, Центральный банк Багамских островов стал одним из первых членов Оффшорной группы банковских контролеров, который ввел у себя правовой режим, подобный  тому, что действует в крупнейших финансовых центрах мира. Багамы заключили соглашения о взаимной правовой помощи с Великобританией, Канадой и США, подписали соглашение с 70 странами о выдаче преступников, а уже к 1999г. приняли поправки к закону об отмывании денег. Эта страна является членов специальной комиссии по борьбе с финансовыми преступлениями.[3, с.271]

              Помимо всего прочего  отмеченные позитивные акции были связаны  также с усилением противодействия  международному терроризму после террористических актов в США 11 сентября 2001г.[3, с.271] 

              В  настоящее время  оценка деятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д.

              Проблемы создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия, Ингушетия, где проявлялись элементы оффшорного бизнеса, а также в таких специфических структурах, как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), созданные на базе ранее «закрытых» городов, в которых базировались предприятия оборонно-промышленного комплекса. 
     
     

        3. Перспективы развития  оффшорной деятельности

        3.1 Отношение мирового  сообщества к оффшорному  бизнесу

        Достаточно динамичное развитие оффшорного бизнеса в мировой экономике, особенно в развивающихся странах, потребовало принятия в целом ряде развитых стран с рыночной экономикой (США, Великобритания, Швеция, Германия) специальных регулирующих оффшорный бизнес законов и других нормативно-правовых актов. В определенном смысле этапным событием явилось принятие регламентирующих этот вид бизнеса документов на Лондонской международной конференции предпринимателей «Offshore - 2000».

        Вопрос  о деятельности налоговых гаваней  был поставлен и в докладе ООН. В этом докладе необходимым для всех ОФЦ считается:

    • унифицирование и принятие минимальных регулирующих стандартов;
    • оказание помощи в реализации реформ тем, кто не в состоянии самостоятельно их осуществить;
    • введение налога на компании и частных лиц, прибегающих к услугам тех ОФЦ, которые не соблюдают указанные выше стандарты;
    • осуществление надзора за оффшорной финансовой деятельностью всех налоговых гаваней и ОФЦ, который возлагается на Банк международных расчетов;
    • снятие банковской тайны со всех международных финансовых сделок, если ОФЦ не соблюдает это требование, то к ним будут применяться санкции;
    • предоставление всеми оффшорными компаниями заверенной аудиторами отчетности и информации об их последнем собственнике (бенефициаре);
    • назначение оффшорной группой банковских контролеров генерального директора, имеющего опыт работы в мировом масштабе.

        В ноябре 2000г. ЕС было принято беспрецедентное  решение о борьбе с преступно  нажитым капиталами любыми способами  вплоть до открытия банковской тайны. К ОФЦ при этом было предъявлено требование привести их законодательство в соответствие с новыми положениями ЕС. Все эти требования связаны, в конечном счете, с тем, что оффшорные центры, созданные когда-то для легального ухода от налогов, превратились в определенной мере в «прачечные для отмывания грязных денег».

        Значительную  роль в наведении порядка в  сфере оффшорного бизнеса играет Международная группа по борьбе с отмыванием «грязных» денег (Financial Action Task Force on Money Laundering - FATF). Это независимая организация была создана в июле 1989г. на очередном саммите стран «большой семерки». Помимо стран-участниц в ее состав входят и международные организации – например, Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива.

        В 1990г. FATF разработала 40 рекомендаций в рамках реализации своей основной задачи. Затем в 1996г. эти рекомендации были пересмотрены с целью  отражения изменений в решении проблемы отмывания «грязных» денег. FATF осуществляет постоянный контроль за соблюдением указанных рекомендаций входящими в нее странами, сотрудничает с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Всемирным банком. [3, с.273] 

        В 2000г. FATF опубликовала доклад о странах и территориях, не сотрудничающих с ней в области борьбы с отмыванием «грязных» денег (non-cooperative countries and territories - NCCT). В нем были приведены основные критерии, по которым определяются NCCT.  К их числу относятся, прежде всего «лазейки» в финансовом регулировании: отсутствие или неадекватное регулирование и надзор за финансовыми институтами, несовершенные правила лицензирования и образования финансовых институтов (отсутствие эффективных законов и соглашений между органами надзора и финансовыми институтами). В докладе к числу таких критериев относятся также и юридические препоны и препятствия международному сотрудничеству (в частности, законы, запрещающие международный обмен информацией между организациями по борьбе с отмыванием «грязных» денег из разных стран) и недостаток средств, которые выделяются на выявление и запрет деятельности по отмыванию денег. В августе 2002г. к странам и территориям, не сотрудничающим с FATF (NCCT), относились острова Кука, Доминика, Египет, Гренада, Гватемала, Индонезия, Маршалловы острова, Мьянма, Науру, Нигерия, Филиппины, Россия, Ниуэ, Сент-Винсент, и Гренадины, Украина. В 2002г. из этого списка были исключены Россия, Венгрия, Израиль, Ливан, Сент-Китс и Невис, в 2003г. – Украина. Четыре региональные группы (по странам Америки, АТР, Европы, Африки и Ближнему Востоку) регулярно проводят встречи, на которых обсуждается положение со странами и территориями, не сотрудничающими с FATF. Активное сотрудничество России с FATF привело к тому, что в 2003г. наша страна стала полноправным членом этой международной организации. [3, с.273] 

        В октябре 2001г. в связи с террористическими  актами в США  FATF была проведена чрезвычайная сессия, на которой были выработаны специальные рекомендации и план этой организации по борьбе с финансированием террористической деятельности. В числе этих рекомендаций были:

    • принятие срочных мер для ратификации и выполнения соответствующих документов ООН (прежде всего принятой ООН в 1999г. International Convention for the Suppression of the Financing of Terrorism);
    • объявление преступлением финансирование терроризма, террористических актов и террористических организаций;
    • замораживание и конфискация счетов террористов;
    • сообщение о подозрительных сделках, которые могут быть связаны с терроризмом;
    • обеспечение как можно более широкой поддержки государственным властям в проведении расследований финансирования террористических организаций, расширение международного сотрудничества в это области, налаживание взаимного обмена соответствующей информацией;
    • принятие странами – членами FATF всех возможных мер для того, чтобы доказать, что они не предоставляют убежище лицам, связанным с финансированием терроризма или вовлеченным в террористические акты и террористические организации, и в случае необходимости проведут экстрадицию таких лиц;
    • введение в рамках борьбы с отмыванием «грязных» денег проверки систем денежных переводов;
    • совершенствование мер по идентификации клиентов, осуществляющих электронные переводы денег;
    • гарантирование того, что организации, особенно некоммерческие, не могут быть использованы для финансирования терроризма.

        В апреле 2002г. FATF представила документ, в котором были описаны методы финансирования террористов и способы определения такой деятельности. Ранее, в феврале 2002г., FATF провела специальный форум, посвященный этой проблеме, в котором приняли участие страны – члены этой организации, ее региональные отделения, а также 9 международных организаций.

        FATF увеличивает количество входящих в ее состав стран, она принимает меры по поддержке региональных организаций, решающих те же задачи, что и FATF. Такие организации действуют:

    • в регионе Карибского бассейна (Caribbean Financial Action Task Force – CFATF);
    • в АТР (Asia Pacific Group on Money Laundering – APG);
    • в Европе (The Select Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures – PC-R-EV);
    • в Восточной и Южной Африке (The Eastern and Southern African Anti-Money Laundering Group – ESAAMLG);
    • в Южной Америке (South American Financial Action Task Force). [3, с.274] 

        В рамках  FATF действует также Оффшорная группа банковских наблюдателей (Offshore Group of Banking Supervisors). С июля 2000г. FATF активизировала сотрудничество с МВФ и Всемирным банком. В 2001г. МВФ и Всемирный банк разработали совместную программу (IMF/World Bank Financial Sector Assesment), которая направлена на интенсификацию деятельности по борьбе с отмыванием капиталов в мировом масштабе, а также создали механизм координации технического содействия странам, которые принимают меры по противодействию отмыванию «грязных» денег и финансированию терроризма. Бюро ООН по контролю за распространением наркотиков и предотвращению преступлений (US Office for Drug Control and Crime Prevention) в сотрудничестве с другими международными и региональными организациями разработало программу Global Programme Money Laundering. ЕС в декабре 2001г. была выпущена вторая (после 1991г.) директива по борьбе с отмыванием денег – EU Anti-Money Laundering Directive.

        В целом, с точки зрения реакции на наступательные действия развитых стран оффшорные центры разделились к настоящему времени на две группы. 

        К первой группе относятся достаточно старые и респектабельные оффшорные

             территории, стремящиеся всеми силами сохранить свою высокую репутацию, - Багамские и Каймановы острова, Кипр, Мальта, Маврикий и ряд других. Они нацелены на постепенное приведение своих законодательств к более цивилизованным нормам, принимают меры по борьбе с отмыванием денег, избавляются от сомнительных компаний. Вторая группа – это относительно молодые оффшорные центры, только недавно вышедшие на этот прибыльный рынок и стремящиеся всячески привлечь к себе клиентов. Они рассматривают оффшорный бизнес как способ своего выживания в условиях дефицита природных и человеческих ресурсов, а «атаку» на этот бизнес со стороны Запада – как неоправданное вторжение в их налоговую базу. Так, например, азиатские оффшоры, расположенные в бассейнах Тихого и Индийского океанов, не торопятся открывать свои реестры международным экспертам и инспекторам, как того требуют Большая семерка и мировые финансовые институты.

              В итоге, несмотря на все усилия Запада, в вопросе контроля над оффшорами остается еще много нерешенных проблем. 

               В конечном итоге, оценивая перспективы оффшорного бизнеса в современной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с собственно отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам. Как достаточно остроумно отмечает известный теоретик проблем оффшорного бизнеса Дж. Пеппер, «если оффшорная ментальность подразумевала использование методов, публично признаваемых лазейками, то новая методология должна строиться на умелом использовании обыденных, используемых повсеместно инструментов. Это значит слиться с окружающей средой, стать невидимым. Каждый бизнес должен носить в себе свой «внутренний оффшор», состоящий из схем работы, порожденных интеллектом, а не волей очередного островного правительства». [7, с.10]

        3.2 Перспективы развития  оффшорной деятельности  в России

        Споры о том, чем же все-таки являются оффшорные  зоны – благом или злом, не утихают  с момента их появления на свет. Примечательно: даже администрация США, объявившая крестовый поход против оффшоров в связи с разгоревшимся скандалом вокруг "Бэнк оф Нью-Йорк", была вынуждена официально признать, что именно в практике оффшорных зон полнее всего реализуется один из фундаментальных принципов рыночной экономики "Разрешено все, что не запрещено законом".

        Глубоко заблуждаются те, кто полагает, что  мировая общественность отвергает  оффшорную индустрию, и что подобная практика присуща лишь развивающимся островным странам. Оффшорными территориями являются целые европейские государства, например, Ирландия, Люксембург или Мальта, а также части высокоразвитых стран – провинция Канады Нью-Брансуик, американский штат Вайоминг, швейцарский кантон Цуг. Благоприятные режимы налогообложения предоставляют Канада и Великобритания, США и Швейцария, Ирландия и Япония. В принципе, любая страна имеет такие особенности налогового законодательства, которые могут быть использованы в целях международного налогового планирования. "Чистых" оффшорных зон в мире около 80, большая их часть сосредоточена в Европе и Карибском регионе.

        Если  проанализировать направления развития оффшорного бизнеса в РФ, то следует  отметить, что в России, как и  во всем мире, использованием оффшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание "грязных денег". При этом в качестве самостоятельного направления использования ОК российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и отмывание "грязных" денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития оффшорного бизнеса в России. Под разговоры о том, что реформируемая экономика нуждается в иностранных инвестициях, страна превратилась в мировую "прачечную" по отмыванию преступно заработанных средств. Дошло даже до публичных призывов "амнистировать" незаконно вывезенные из страны денежные средства, если они будут возвращены в РФ. Инвестиций это не прибавило, но подобная "либеральность" российских властей не прошла даром – "Россия находится в специальном списке стран, считающихся международными центрами отмывания денег" [6].

        Еще одним обстоятельством, усугубляющим ситуацию с оффшорным бизнесом в РФ, особенно в части неконтролируемого экспорта капиталов, является деятельность на территории РФ прибалтийских банков, вседозволенности и безнаказанности которых удивляются даже эксперты секретарских компаний. Вот как об этом пишет в своей книге Дж. Пеппер: "…уже несколько лет эти банки с завидной стабильностью занимаются отмыванием денег (назовем вещи своими именами) во всех возможных формах и видах…" и далее: "меня всегда удивляла одна вещь: как можно столь долго и безболезненно существовать рядом с государством, пытающимся поддерживать строгий валютный и налоговый контроль (с Россией) и не нарваться на неприятности" [6].

        Надо  отметить, что в некоторых оффшорных  юрисдикциях, например, государство Ниуэ и острова Теркс и Кайкос, возможно учреждение компании с официальным названием, написанным на любом языке. Поэтому, учредив ОК с русским названием, нечистые на руку бизнесмены в настоящее время имеют уникальную возможность переводить рублевые платежи сразу на счета оффшорных фирм через рублевые корсчета прибалтийских банков в российских банках-корреспондентах. Причем внешне такой платеж ничем не отличается от обычного перечисления внутри страны, для убедительности даже указываетсяиндивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) получателя (как правило, это ИНН банка, в котором открыт корсчет прибалтийского банка). Таким образом, осуществляется обход валютного контроля, и при переводе денежных средств за рубеж не надо оформлять и оставлять в банке паспорт сделки. Все это дает возможность бесконтрольного перевода за рубеж любых денежных средств [14].

        Очень эффективным методом незаконного  вывоза капиталов является работа через оффшорную структуру, созданную российским экспортером для ведения от ее имени внешнеторговых операций. Вот как выглядит схема, бывшая в 90-е годы настоящим бичом российской экономики: "основная часть продукции уходит по бартеру за сырье, топливо, энергию… основная масса финансовых средств аккумулируется за границами России, экспортные потоки в основном идут через посреднические фирмы в оффшорных зонах, часто учредителями таких фирм выступают высшие должностные лица предприятий или их родственники" [13].

        Такое положение будет существовать до тех пор, пока не будут законодательно оформлены экономические и правовые аспекты сотрудничества российских предприятий и компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях. Следует отметить, что в данной ситуации страдает не только государство, но и само предприятие, поскольку цели криминального обогащения отдельных лиц вступают в противоречие не только с интересами государства, но и целями процветания самого предприятия.

        В настоящее время международные  секретарские компании успешно продолжают свою деятельность на территории Российской Федерации. В частности, применительно к условиям современной России ими разработана и активно применяется методика налогового планирования, которая основана на комбинировании трех факторов:

          1) различия налоговых систем различных государств;

        2) различия организационно-правовых  форм ведения бизнеса;

        3) различия форм извлечения дохода от своей деятельности.

                    Построение схемы, направленной на минимизацию налоговых  выплат, начинается от платящегося субъекта. При этом на первом этапе путем комбинации перечисленных выше факторов решается задача снижения налога на добавленную стоимость (НДС) и других налогов с оборота. В частности, желаемого результата можно достичь, если удастся формально перевести контракт или его большую часть в разряд внешнеторговых, в котором в качестве получателя будет выступать оффшорная компания, не имеющая постоянного представительства в РФ.

        На  втором этапе решается задача снижения налога на прибыль. Достигается это за счет использования иностранных ОК и построения цепочки: иностранная оффшорная компания – российское предприятие, зарегистрированное на льготной территории, – посредническая компания в регионе, где осуществляется основная деятельность.

        Третий  этап – выбор наиболее благоприятных  условий для аккумулирования денежных средств. Так, при получении дивидендов рекомендуется использовать компании, зарегистрированные в странах, имеющих с РФ договора об избежании двойного налогообложения. Если говорить в общем, то "добиваться снижения налогов с торговой прибыли внутри России лучше, комбинируя работу через низконалоговые (льготные или зарегистрированные в российских "налоговых оазисах") предприятия в России с привлечением оффшорных компаний-подрядчиков" [6].

        Четвертый этап – "метод косвенного снижения налогов" применяется в том  случае, если на трех предыдущих этапах не удалось достичь поставленной цели. Суть его состоит в уменьшении налогов на прибыль за счет искусственного увеличения расходов предприятия. Очень удобным инструментом для этого также может служить оффшорная компания.

        Обращает  на себя внимание то, что в приведенной  выше методике только один из трех используемых факторов напрямую относится к оффшорному бизнесу, два других имеют чисто внутреннее происхождение. Как видно, равнозначной заменой "российскому оффшору" является обыкновенное предприятие, пользующееся на том или ином законном основании налоговыми льготами. Это значит, что проблемы, связанные с оффшорным бизнесом, как, например, только что рассмотренное налоговое планирование, должны решаться комплексно.

        Проанализируем  развитие ситуации на мировом оффшорном  рынке и значение этого развития для российских предпринимателей. В настоящее время оффшоры будут пытаться отстаивать свои преимущества и попробуют приспособиться к новым правилам и ограничениям, которые вводятся по инициативе развитых стран. Есть явная тенденция снижения налогового бремени в странах, которые оффшорами хотя и не являются, но стремятся повысить свою привлекательность для внутренних иностранных инвесторов, чтобы составить какую-то конкуренцию оффшорам. Это происходит в Ирландии и в какой-то мере в России. Вторая тенденция – уход от оффшорных юрисдикций, когда оффшоры пытаются изменить существующий режим, с тем чтобы улучшить свою репутацию. Но при этом определенные преимущества, которые существовали раньше, сохраняются. Так обстоит дело на Кипре. Есть еще третья тенденция – стремление оффшоров сохранить все в неизменном виде. Это происходит с островами.

        Одна  цель, для чего используется оффшор, – это вывести средства из-под  налогообложения вообще, вторая цель – это отсрочка от уплаты налогов. Нет ничего плохого, когда внутри большой индустриальной группы есть холдинговые компании, которые находятся в странах благоприятного налогового режима. Дело ведь не в количестве оффшорных компаний, а в понимании, как компания ведет бизнес, принимает решения, и как инвесторы смогут получить свои деньги назад.

        Крупные российские клиенты в основном работают с Кипром. Он остается и, похоже, останется наиболее удобной оффшорной зоной, ориентированной на Россию. Не секрет, что содержание любой структуры стоит денег, и, как правило, здесь это обходится дешевле по сравнению с другими юрисдикциями.

        Кипр  в настоящее время не позиционируется  как оффшорная юрисдикция, поскольку там есть свое законодательство, которое предоставляет для всех видов компаний одинаковый налоговый режим. Но там есть положения, которые позволяют освобождать от налогообложения определенные виды операций. Поэтому для российских предпринимателей Кипр. остается привлекательной зоной. Сейчас Кипр очень удобен для инвестиций в Россию, но, возможно, он станет еще и удобным инструментом для поддержки инвестиций из России в ЕС.

        В перспективе Россия может быть привлекательным  местом для организации бизнеса, т.к. точки зрения налогообложения наша страна и сейчас достаточно привлекательное место, но это вопрос эффективности функционирования государственной машины. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        Заключение

        Мировой оффшорный бизнес, пройдя определенный исторический путь развития, на рубеже XX - XXI веков стал серьезной экономической силой, реально и ощутимо влияющей на процессы, происходящие в международных экономических отношениях. Глобальный охват, который приобрела сегодня деятельность оффшоров, широта и частота их использования в финансово-экономических операциях усиливают основания считать мир оффшорного бизнеса самостоятельным сектором мировой экономики, глубоко вовлеченным в работу мировых финансовых рынков.

        В той или иной форме у различных  стран и народов прослеживаются попытки активизации международной  торговли, и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своей территории особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Можно с уверенностью говорить о том, что в настоящее время оффшорный бизнес является планетарным явлением, имеющим огромное влияние на экономико-политическую ситуацию во всем мире. На сегодняшний день уже достаточно четко сформировались как общие направления развития оффшорного бизнеса, так и конкретные способы использования оффшорных структур в интересах частных лиц и организаций. В то же время стало ясно, что цели, которые преследуются при создании подобных структур, не всегда совпадают с интересами государства, а в некоторых случаях носят откровенно криминальный характер. Не замечать или недооценивать этого нельзя. Страны с открытой экономикой раньше России столкнулись с "обратной" стороной оффшорного бизнеса, поэтому раньше приступили к разработке контрмер. В мире уже накоплен большой положительный опыт по регулированию процессов, происходящих в оффшорном бизнесе. Однако данный опыт не был учтен при реформировании российской экономики: экономика стала небывало открытой, а меры, направленные на упорядочение взаимодействия российских граждан и предприятий с иностранными оффшорными образованиями, приняты не были. Подобные комплексные меры, имеющие экономическую и административную составляющие, в мире принято условно называть антиоффшорным законодательством.

        Таким образом, существующие на сегодня законодательные  акты и ведомственные инструкции не в состоянии обеспечить экономические интересы страны. Только специализированное антиоффшорное законодательство, построенное на основе анализа ситуации, сложившейся в настоящее время с оффшорным бизнесом в РФ, и учитывающее мировой опыт, накопленный в данной области, способно обеспечить национальные интересы России. Принятие антиоффшорного законодательства является остроактуальной мерой, направленной на обеспечение экономической безопасности страны. Без этого "у России может просто не оказаться будущего" [1].

        Использовать  положительный потенциал оффшорной  экономики и свести к минимуму ее отрицательное воздействие на мирохозяйственные процессы – задача, которую мировому сообществу предстоит сейчас решать сообща. 

        Список  использованной литературы

    1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение/Л. Абалкин//Вопросы экономики 1994. № 12. с.4-13.
    2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин. М.: Экономист. 2004.
    3. Аникин А.В., Бабин Э.П. Международные экономические отношения: учебное пособие / А.В. Аникин, Э.П. Бабин. М.: Проспект. 2008.
    4. Бабанин.В.А. Анализ международного опыта ведения и регулирования оффшорного бизнеса/ В.А. Бабанин// Финансовый менеджмент. 2004. №1.
    5. Боброва А. Проблемы применения комплексных схем оптимизации налогов/А. Боброва//Все для бухгалтера. 2006. №8. С. 29-36.
    6. Джон Пеппер. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М., ИНФРА-М, XII, с.228, 1999.
    7. Джон Пеппер. Антиоффшор: Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. Ч.2. М.: Ирбис-Пресс ,2002. С.10.
    8. Кашулин С. Практика использования оффшорных зон/ С. Кашулин// Банковские услуги 2006. №10. С. 24-30.
    9. Ковалев Д.А. Финансово-правовой механизм в деятельности оффшорных зон/Д.А. Ковалев, Е.Н. Борисенко// Финансовый бизнес 2003. №5. С. 15-18.
    10. Кутаков Р.Б. Современные тенденции развития оффшорных центров // Вестник Университета (Государственный университет управления), 2008, № 1 .
    11. Макарова Н.Н Налоговая ответственность в оффшорных зонах/ Н.Н. Макарова// Прокурорская и следственная практика 2000. №1. С.2.
    12. Питер Лилии «Грязные сделки», 2 – издание. Ростов-на-Дону: 2005.
    13. Пришвин А. Богатство России "Запсибом" убывать будет/А.Пришвин// Эксперт 1997. № 23. С.34-36.
    14. Соколов И.Б. Теория и практика оффшорного бизнеса: учебное пособие.1999. С.70.
    15. www.nbpublish.com.ru
    16. www.wikipedia.ru

Информация о работе Последствия деятельности оффшорных зон