Порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Ответ на вопрос Порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов. Решение задачи Определение годовой суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования оборудования линейным и нелинейным методом.

Работа содержит 1 файл

Налоги и налообложение.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПЕРМСКИЙ  ИНСТИТУТ (филиал)

государственного  образовательного учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)» 

                                                                               Учетно-финансовый факультет

                                                         Кафедра Экономического анализа и статистики 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение »

Вариант №24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пермь 2011г.

 

      Содержание

 

          Порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов.

     У любого налогоплательщика может  образоваться переплата по налогам. Налоговый кодекс в этом случае предусматривает  возможность зачета или возврата суммы переплаты.

     Налогоплательщик  имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных  либо излишне взысканных  налогов, пений, штрафов. Это установлено подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

     «Лишние»  деньги в бюджете могут оказаться  по двум причинам: первая — их переплатил сам налогоплательщик, вторая — налоговая инспекция взыскала большую сумму денег, чем было необходимо.

     Налоговый кодекс устанавливает особенности  процедуры зачета и возврата для  каждого из этих случаев.

     Как сказано в ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.

     Согласно  п. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Однако возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

     Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату в порядке, который предусмотрен ст. 79 НК РФ. При этом возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по пеням, штрафам возможен только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.

     По  общему правилу зачет или возврат  суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

     Согласно  п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Форма такого Извещения утверждена Приказом ФНС РФ от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683.

     Такой же срок предусмотрен и для случаев  излишне взысканных налогов. Сообщение об этом факте передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

     В случае обнаружения фактов, свидетельствующих  о возможной излишней уплате налога, может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Предложение об этом может внести как налоговый орган, так и налогоплательщик. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 20 августа 2007 г № ММ-3-25/494.

     Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика поэтому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

     Однако  согласно п. 5 ст. 78 НК РФ, зачет суммы  излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

     Положения этого пункта неоднократно были предметом  рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П высшая судебная инстанция пришла к выводу, что наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия налогоплательщика, производить зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога, а потому не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.

     Стоит обратить внимание, что в указанном  случае налогоплательщик все равно имеет право представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

     Заявление о возврате суммы излишне взысканного  налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение  одного месяца со дня, когда налогоплательщику  стало известно о факте излишнего  взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

     Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

     Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

     Решение о зачете суммы излишне уплаченного  налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается  налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

     Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в тот же срок, который исчисляется со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

     Решение о возврате суммы излишне взысканного  налога принимается налоговым органом  в течение 10 дней со дня получения  письменного заявления налогоплательщика  о возврате суммы излишне взысканного налога.

     Если  возврат суммы излишне уплаченного  или взысканного налога осуществляется с нарушением месячного срока, который  отведен на эту процедуру, то налоговым  органом на сумму излишне уплаченного  налога, которая не возвращена в  установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

     Процентная  ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения  срока возврата.

     Задача

     Определите  годовую сумму амортизации на протяжении всего срока полезного  использования оборудования линейным и нелинейным методом. Определите применение какого метода наиболее выгодно. Известно:

     1. Организация приобрела оргтехнику  стоимостью 80 000 руб., которое относится к 5-ой амортизационной группе.

     2. Срок полезного использования  организация установила 8 лет 

     Организация воспользовалась правом применения «инвестиционной премии»

     Налоговым кодексом РФ предусмотрены два метода начисления амортизации для целей  налогообложения: линейный (ст. 259.1 НК РФ) и нелинейный (ст. 259.2 НК РФ).

     Порядок применения амортизационной премии организация отражает в учетной  политике для целей налогообложения (Письмо Минфина России от 06.05.2009 N 03-03-06/2/94).

     Налогоплательщик  при определении налоговой базы по налогу на прибыль имеет право  частично включить в состав расходов отчетного периода расходы на капитальные вложения на приобретение объекта основных средств (за исключением ОС, полученных безвозмездно):

     1) в размере не более 10% от  первоначальной стоимости по  объектам, относящимся к 1, 2, 8 - 10-й  амортизационным группам;

     2) в размере не более 30% от  первоначальной стоимости по  объектам, относящимся к 3 - 7-й амортизационным группам. (абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ)

     Так как в нашей задаче приобретенная  оргтехника относится к 5-й амортизационной  группе то амортизационная премия по оргтехники  составит:

      80000 руб. x 30% = 24 000 руб.

       Данная сумма будет включена в налоговых регистрах согласно п. 3 ст. 272 НК РФ единовременно в состав косвенных расходов.

     Для целей налогового учета объект основных средств после ввода в эксплуатацию включается в соответствующую амортизационную  группу по своей первоначальной стоимости за минусом амортизационной премии. (абз. 3 п.9 ст. 258 НК РФ)

     Тогда в нашем случае  первоначальная стоимость (ПС) на которую будет начисляться, амортизация, составит 80000-24000=56000 руб.

     На  основании п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

     Рассчитаем  годовую амортизацию по оргтехнике линейным методом.

      Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации рассматривает ст. 259.1 НК РФ.

    При линейном методе сумма начисленной  за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

     Норма амортизации по каждому объекту  амортизируемого имущества определяется по формуле: 

     K = 1/ n x 100%, 

     где K - норма амортизации в процентах  к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

     n - срок полезного  использования данного объекта  амортизируемого имущества, выраженный  в месяцах.

     К = 1/(8*12) *100%=1,047%.

     Амес=56000*1,047%=583,35 руб.

     Агодовая= 583,35*12=7000 руб.

     Рассчитаем  годовую амортизацию по оргтехнике нелинейным методом.

     Нелинейному методу посвящена ст. 259.2 НК РФ.

     Сумма начисленной за один месяц амортизации  для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется исходя из произведения суммарного баланса соответствующей  амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и нормы амортизации, установленной ст. 259.2 НК РФ, по следующей формуле:

         A = B x k/100

Информация о работе Порядок зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов