Понятие налогового права

Автор: t******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:34, реферат

Описание работы

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Содержание

Глава 1. Понятие, предмет и метод налогового права
1.1 Понятие налогового права
1.2 Предмет налогового права
1.3 Метод налогового права
Глава 2. Система, принципы и источники налогового права
2.1 Система налогового права
2.2 Принципы налогового права
2.3 Источники налогового права
Глава 3. Вопросы международного налогового права
Глава 4. Налоговое право как система научного знания и учебная дисциплина
Глава 5. Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений
5.1 Понятие налоговых правоотношений
5.2 Содержание налоговых правоотношений
5.3 Особенности налоговых правоотношений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Понятие предмет и метод налогового права.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Французский правовед Ж. Воден (XVI в.) в сочинении  «Шесть книг о государстве» дает перечень источников финансовых доходов государства  и ставит вопрос о рациональном налоговом  обложении населения.

     Английский  государствовед Т. Гоббс (XVII в.) полагал, что налоговое бремя, налагаемое правительством на народные массы, должно быть оптимальным: «народ в смысле обложения его податями можно сравнить с овцой, которая хочет быть остриженной, но неободранной».

     В работе «О духе законов» французский государствовед Ш. Монтескье (XVIII в.), противник абсолютизма, утверждал, что основные вопросы финансовой политики государства должны решаться в парламенте, функции же исполнительной власти — исполнять принятые парламентом финансовые законы.

     Еще более детализировано была отражена роль налогов и их регламентация правом в работах первых европейских специалистов в области полицейского права: француза Деламара и немецких ученых Юсти и Зоненнфельса. Особо следует выделить такие труды Юсти, как «Подробное рассуждение о налогах и податях» (1755) и «Система финансов» (1766).

     В том же XVIII в. вышли на научную  сцену мыслители, которые несколько  иначе взглянули на роль финансов и права в жизни государства, рассматривая их более широко, как  с точки зрения интересов государства, так и благосостояния отдельного гражданина.

     В XX в. науку налогового права в  Западной Европе представляли преимущественно  французские ученые, из которых следует  отметить Г. Жеза и П. Гоше. Если первый нашел признание как специалист по вопросам бюджета и бюджетного права; то в работах второго центральное место занимали проблемы налогов, а также проблема уклонения от уплаты налогов.

     Возникшие при Петре I связи с западными  странами послужили основой, на которой  зародилась русская финансовая мысль.

     Наиболее  видным ее представителем в петровское время был И.Т. Посошков (1652—1726). Посошков в главном сочинении «О скудности и богатстве» одной из причин «скудности» страны считал неудовлетворительное состояние торговли и финансов, непродуманное податное обложение, худой тот сбор, говорит Посошков, который казну царю собирает и людей разоряет.

     Важную  роль в развитии русского финансово-правового  мышления сыграли сочинения и  записки видных государственных  деятелей первой половины XIX в. Н.С. Мордвинова и М.М. Сперанского. М.М. Сперанский в написанной им в 1810 г. записке «План финансов» предлагал придать государственному бюджету законодательный характер, подушные подати заменить подоходным налогом.

     Важное  место в истории экономической  и финансовой мысли в России принадлежит Н.И. Тургеневу (1789—1871), общественному деятелю, писателю, автору работы «Опыт теории налогов», изданной в 1818 г. Профессор Московского университета Ф.Б. Мильгаузен издал в 1865 г. учебное пособие под названием «Финансовое право», представлявшее собой курс лекций, в котором трактовались вопросы правового регулирования бюджетных, налоговых и банковских отношений.

     Период  после отмены крепостного права  до событий 1917 г. был наиболее плодотворным в истории отечественной науки  финансового права. В 80-е гг. XIX в. образуются кафедры финансового права в Московском, Казанском и Новороссийском университетах (Одесса). В 1882—1883 гг. профессор Петербургского университета В.А. Лебедев опубликовал труд «Финансовое право», представлявший собой наиболее обстоятельный курс финансового права и переведенный на основные западноевропейские языки. В работе подробно анализируются промысловый налог, таможенное право, финансовое управление, кассовое устройство.

     В последней трети XIX — начале XX вв. издаются сочинения по финансовому праву Д.М. Львова, В.Г. Яроцкого, И.И. Янжула, С.И. Иловайского, Э.Н. Бередтса, И.X. Озерова. Большой вклад в науку финансового права внесли труды И.X. Озерова, который в основных работах «Подоходный налог в Англии» (1898 г.) и «Финансовое право» (1915 г.) исследовал в том числе и проблемы налогообложения.

     В истории развития налогового права  в XX в. как науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший  идеи А. Смита и Д. Рикардо о  налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

     Экономическая мысль о налогах советского периода  сводилась к констатации текущих  событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Большинство ученых советского периода призывали вести «марксистский анализ налогов». Экономическую природу прибыли и налога с оборота, «источники их образования можно выяснить лишь на основе марксистско-ленинского учения о расширенном воспроизводстве и национальном доходе при социализме».

 

      Глава 5. Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений 

     5.1 Понятие налоговых правоотношений 

     Правовая  урегулированность значительной части налоговых отношений является необходимым условием достижения целей, поставленных государством в процессе функционирования налоговой системы. Урегулированные нормами налогового права, они становятся правовыми отношениями: возникают на основе норм налогового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

     Следует иметь в виду, что ряд налоговых  отношений не нуждается в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов). Однако именно правовые отношения выражают основное содержание деятельности государства в налоговой сфере, придают ей целенаправленность и четкую организованность.

     Только  при взаимосвязанных юридических  правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством запланированных налоговых доходов.

     Таким образом, налоговые правоотношения — это урегулированные нормами  налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций  и физических лиц. Налоговые отношения отличаются от финансовых и административных, имея особые элементы: субъекты и объекты.

 

      5.2 Содержание налоговых  правоотношений 

     В общем виде содержанием налогового правоотношения является обязанность  налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность налоговых органов — обеспечить уплату налога.

     Содержание  налоговых правоотношений предопределяет их особенности. 

     5.3 Особенности налоговых правоотношений 

     Во-первых, налоговые правоотношения являются разновидностью имущественных, так  как возникают по поводу денежных средств между государством и  обязанными субъектами в связи с  уплатой налогов.

     Во-вторых, одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. Государственные органы имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Права всех участников налоговых правоотношений находятся под зашитой государства, реализация их, как и выполнение обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

     В-третьих, возникновение, изменение и прекращение  налоговых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники правоотношений о них договариваться не вправе.

     К юридическим фактам в налоговом  праве традиционно относятся  действия (бездействие) или события.

     Налоговое правоотношение состоит из трех элементов: субъектов, объекта, взаимосвязи. Взаимосвязь предполагает наличие прямых и обратных взаимодействий, в процессе которых реализуются юридические права и обязанности участников. Следует отметить, что налоговые правоотношения по содержанию относятся к числу сложных. Это означает, что обе стороны правоотношения имеют юридические права и несут обязанности. При этом одно из правоотношений является основным, а остальные — производными.

     Так, при уплате налога основным выступает  правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан уплатить соответствующий налог, а налоговые органы осуществляют деятельность по его взиманию. При этом налогоплательщик имеет право на получение информации о порядке и сроках уплаты налога, которому соответствует обязанность налогового органа таковую информацию предоставить. Производными же в этом случае будут правоотношения по налоговому контролю, осуществляемому налоговыми органами, и налоговой отчетности.

     Налоговое право, регулируя относящиеся к  его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают своевременное и правильное исчисление и уплату налогов и т. д. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами налогового права. Следует различать понятие «субъект налогового права» и «субъект (или участник) налогового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

     Субъект налогового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником налоговых правоотношений; субъект налогового правоотношения это реальный участник конкретных правоотношений.

     При определении объекта налоговых  правоотношений следует учитывать, что в соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Исходя из этого можно сказать, что под объектом налогового правоотношения понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога.

 

      Заключение 

     Налоги  являются основным источником доходов  государственного бюджета. Общественные отношения, возникающие в связи  с установлением, введением в  действие и взиманием налогов, а  также по осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности  за нарушения законодательства о налогах и сборах регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности формируют налоговое право.

     По  вопросу о месте налогового права  в системе права в юридической  науке сегодня не существует единого  мнения. Можно выделить следующие основные концепции места налогового права в системе права:

     - налоговое право является частью  бюджетного права как крупного  раздела финансового права;

     - налоговое право является самостоятельным  институтом финансового права;

     - налоговое право является комплексным институтом, состоящим из норм конституционного, финансового, административного и финансового права;

     - налоговое право является самостоятельной  отраслью права.

     Налоговые органы — обязательный участник отношений  и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

     Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии  соответствующего закона, только в форме правоотношения», поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно.

 

      Список литературы 

Информация о работе Понятие налогового права