Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:28, доклад
Налог является из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке.
Налог является из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К ним относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные.
Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу».По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.
Налоги в Древней Греции
Представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или
1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д. Помимо этого существовали акцизы в виде привратных сборов, взимаемые при въезде в город. Взимание налогов не носило принудительный характер, оно имело вид добровольных пожертвований. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
Налоги в Древнем Риме
Первоначально в мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.
Определение суммы налога проводились каждые пять лет избранными чиновниками - цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. С разрастанием римского государства и завоёвывания им новых территорий, происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис. Стало очевидно, что появилась необходимость в реорганизации финансовой системы Римского государства. Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан, которой руководили наместники провинций совместно с прокурорами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определённый день представить властям общины свою декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и служили своеобразной базой для последующих переписей имущественного состояния населения (цензов).
Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла 1/10 части доходов с земельного участка. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живность, рабы. Поскольку налоги взимались деньгами, собственники должны были производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Это способствовало расширения торгово-денежных отношений, увеличение процесса разделения труда, урбанизации.
Налоги в Византии
Существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии, налог на рекрутов, налог на покупку лошадей. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
Налоги в Древней Руси
Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в
Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею. Существовало и косвенное налогообложение в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за провоз товаров через горные заставы («мыт»), за перевоз через реку («перевоз»), за право иметь склады
(«гостиная»), за право устраивать рынки («торговая»), за взвешивание товаров («вес»), за измерение товаров («мера»), за убийство («вира»), за преступление («продажа»).
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота.
Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г. Однако был введён новый прямой налог, имевший название "соха", величина которого определялась на основании "сошного письма". "Сошное письмо" составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, переводивший их в условные единицы - "сохи" и определявший на их основе величину налога. "Соха" была отменена в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.
Налоги в России
При Пётре I из-за нехватки финансов в связи с увеличением военных расходов появляются такие налоги как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов. Однако эти меры не решили основной задачи - пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество налогов одним прямым - подушевной податью.
Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 года была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год её разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая – занималась доходами; вторая – расходами; третья – ревизией счетов; четвёртая – взысканием недоимок, недоборов и начётов. 8 сентября 1802 года создано министерство финансов, основной задачей которого стало «управление казёнными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государственных расходов».
При Александре II были списаны все недоимки по налогам. При министерстве финансов создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, а также усилен контроль за расходованием средств как в целом государстве, так и в отдельных губерниях. С мещан вместо подушевной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. В 1863 г. винные откупы были заменены на питейные акцизы, которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству.
В годы правления Александра III началась поэтапная отмена подушевной подати. Стали вводиться новые налоги, налог с наследств и дарений, налог на денежные капиталы. Были повышены питейные акцизы, установлен табачный акциз. В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления - податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов являлось наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения.
Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года не внесла, каких-нибудь серьёзных изменений в систему налогов. В 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Этим декретом было утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно упразднены казённые палаты, акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений.
Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, была введена продразвёрстка, которая в 1921 г. была заменена продналогом. Предусматривался единый налог на всё сельскохозяйственное производство. Натуральный налог выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, мёдом и другими продуктами питания, всего около 20 наименований. В июле 1921 года было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.
Налаживание финансовой системы страны наступило после провозглашения новой экономической политики. В это время были сняты запреты на торговлю и местный кустарный промысел, разработана система налогов, кредитов, займов. Важную роль в налоговой системе НЭПа играл налог с оборота. В европейских странах он эволюционировал в НДС, в России же он тяготел в сторону акцизов. В этот период существовали такие прямые налоги как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный.
Впервые единая система налогообложения в СССР была создана в 1990 г. и нашла отражение в Законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г. № 1560-1. В соответствии с этим законом предприятия уплачивали следующие налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог с фонда оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы. Кроме того, были предоставлены права Верховным Советам союзных и автономных республик устанавливать республиканские и местные налоги. В 1990 г. был введен в действие Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Были образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов СССР, Государственные налоговые инспекции министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских и районных финансовых аппаратах. В течение 1991-1992 гг. процесс создания единой централизованной системы налоговых органов Российской Федерации был завершён.
Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятый в декабре 1991 года, положил начало построению современной налоговой системы России. Этот закон работал вплоть до введения Налогового кодекса, а три его статьи все еще определяют перечень налогов и сборов действующих на территории Российской Федерации.
Первая часть Налогового кодекса России была принята в 1998г. и с 1 января 1999 г. вступила в действие, она определила основы налоговой системы, ключевые понятия налоговых отношений, укрепила статус налогоплательщиков и налоговых органов, их права и обязанности, ввела новые понятия до сих пор отсутствовавшие, но необходимые. Постепенное введение в действие второй части кодекса продолжает реформирование налоговой системы.
Итак, подытоживая всё вышесказанное можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Несомненно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.
2
Информация о работе Понятие налога, эволюция налогообложения