Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:04, реферат
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов. Так, налоги составляют 86% доходной части федерального бюджета.
Помимо финансовой роли, налоги имеют большое социальное значение. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
С юридической точки зрения, налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти. При этом налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в одностороннем порядке.
ЧАСТЬ I. Налоговое право Российской Федерации
1. Понятие и роль налогов
2. Виды налогов
2.1. Прямые и косвенные налоги
2.2. Раскладочные и количественные налоги
2.3. Закрепленные и регулирующие налоги
2.4. Государственные и местные налоги
2.5. Общие и целевые налоги
3. Элементы закона о налоге
3.1. Субъект налогообложения
3.2. Объект, предмет и масштаб налога. Налоговая база. Единица налогообложения. Источники налога.
3.3. Пределы налоговой юрисдикции государства
3.4. Налоговый период
3.5. Методы учета базы налогообложения
3.6. Ставка налога
3.7. Метод налогообложения
3.8. Налоговые льготы
3.9. Порядок исчисления налога
4. Система налогов в Российской Федерации
Целью введения налоговых льгот является прямое или косвенное сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Налоговые льготы можно разделить на три группы: изъятия, ставки, налоговые кредиты.
Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.
Ставки - это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.
Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от формы предоставления льготы налоговые кредиты можно разделить на группы: снижение ставки налога, сокращение окладной суммы (валового налога), отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением (целевой налоговый кредит).
Обязанность исчислить налог может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо (т.н. сборщик налогов, фискальный агент).
Исчисление налога может осуществляться по-разному. Наиболее система (некумулятивная) предусматривает обложение налоговой базы по частям. Однако по окончании налогового периода все равно потребуется пересчет суммарного дохода, а также, возможно, доплата крупной суммы налога.
Более широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивная система). В данном случае налог исчисляют с общей суммы дохода, с учетом суммы льгот, рассчитанных также нарастающим итогом.
Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый способ уплаты налога.
При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. В некоторых случаях налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.
При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, предшествующее получение дохода.
При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса.
Введенная с 1 января 1992 года новая налоговая система Российской Федерации включает три группы налогов: федеральные налоги; налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов; местные налоги.
К федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенная пошлина;
з) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
и) платежи за пользование природными ресурсами;
л) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
а) налог на имущество предприятий;
б) лесной доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
г) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным относятся следующие налоги:
а) налог на имущество физических лиц;
б) земельный налог;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
з) налог на рекламу;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
к) сбор с владельцев собак;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру;
о) сбор за парковку автотранспорта;
п) сбор за право использования местной символики;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах;
с) сбор за выигрыш на бегах;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;
ф) сбор за право проведения кино- и телесъемок;
х) сбор за уборку территорий населенных пунктов.
ц) сбор за открытие игорного бизнеса.
1. Федеральный закон от 26.02.97. «О федеральном бюджете на 1997 год».
2. Закон РФ от 27.12.91. «Об основах налоговой системы в РФ».
3. Конституция Российской Федерации. 12.12.93.
4. Жданов А.А. Финансовое право Российской Федерации. М., 1995.
5. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М., 1995.
6. Закон и Постановление ВС РСФСР от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».
7. Закон и Постановление ВС РСФСР от 21 марта 1991 года «О государственной налоговой службе РСФСР».