Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 13:26, реферат

Описание работы

На протяжении длительного времени такая категория как контроль, имеет применение в различных отраслях науки, именно поэтому данная категория вызывает интерес у специалистов различных областей знаний. Контроль, как неотъемлемая часть любого процесса управления, призвана обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта.

Работа содержит 1 файл

1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля.docx

— 18.76 Кб (Скачать)
    1. Понятие и принципы налогового контроля, его место  в системе финансового  контроля.
 

На протяжении длительного времени такая категория как контроль, имеет применение в  различных отраслях науки, именно поэтому данная категория вызывает интерес у специалистов  различных областей  знаний. Контроль,  как неотъемлемая  часть   любого  процесса управления, призвана обеспечить надлежащее функционирование  управляемого объекта.

Для  того,  чтобы дать  характеристику  налоговому  контролю,  необходимо  выяснить  сущность  финансового   контроля,   поскольку налоговый контроль является видом последнего.

На протяжении всей своей жизнедеятельности государство теми или  иными  способами  обеспечивает,  прежде  всего,  финансовую основу своей жизнедеятельности, а для этого необходимо создать четкую систему   финансового   контроля. В рамках финансового контроля  выделяют  такой  его  вид,  как  налоговый  контроль.   Его   существование   обусловлено   наличием  объективной  категории  налогов  и  налоговых  отношений,   которые  являются частью финансовых отношений.

Налоги—это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и изымаемые  государством  в  форме перераспределения части общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных  потребностей.

Чтобы   обеспечить   надлежащее    исполнение  плательщиками своих  налоговых  обязательств,  государство  создает  систему налогового контроля.

Налоговый контроль—система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. (НК РБ гл 9, ст. 64) Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп,  групп налогоплательщиков,  территорий. 
Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: 
- во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой; 
- во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.

Появление налогового контроля вызвано объективными  причинами.  Одна из которых – стремление налогоплательщика защитить свой  частный  имущественный  интерес  от  налоговых  изъятий.  При этом  желание налогоплательщика  уменьшить  размер  налоговых   платежей  затрагивает  имущественный  интерес  и  другой  стороны   налоговых  отношений—государства.

Очевидно, что  для  охраны  своих  имущественных  интересов  в  налоговой сфере  государство должно:

  1. создать  специальный  государственный орган или органы  и  наделить  их  соответствующими  властными полномочиями по отношению к лицам,  обязанным  уплачивать  налоги  и  сборы.
  2. законодательным   путем   установить  порядок,  формы  и  методы  осуществления  деятельности   созданных  уполномоченных органов, а также виды воздействия данных органов  на  поведение обязанных лиц.

Таким  образом,  из  вышесказанного  вытекает   необходимость  существования системы налогового контроля, а  также  в  общем  виде  отражается юридическая основа ее построения.

Необходимость налогового контроля также определяется  наличием частого  уклонения  плательщиков  от  налогообложения.  Это явление  развивалось  параллельно  с   самим   налогообложением   и приобрело  форму устойчивой   закономерности. В итоге государство  недополучает  порой  весьма  значительные  суммы налоговых платежей.

В теории выделяют четыре вида  причин  уклонения  от  налогов: моральные, политические, экономические и технические.

Общая суть моральных причин ухода от налогов состоит в том, что многие плательщики считают себя вправе  противостоять  налогам, мотивируя  это  непомерной,  по  их  мнению,  тяжестью   налогового бремени.    Зачастую    общественные    потребности,    реализуемые государством посредством финансирования из бюджета, формируемого за счет  налогов,  не   осознаются   плательщиками   как   объективная реальность.  К  политическим  причинам  ухода от  налогов следует отнести тенденции лоббирования расходов при определении направлений экономической политики. Экономической же причиной является  выгода, получаемая налогоплательщиком при избегании  налогов.  Технические причины ухода от  налогов кроются в запутанности  и сложности национального налогового  законодательства.  Техническая сложность налогообложения, расчета налогов позволяют плательщику избежать платежа, не нарушая при этом закона.

Таким образом, причин ухода от налогов  много, но какими бы они ни   были,   необходимо   противостоять   неуплате    причитающихся государству   налоговых   платежей,   и   в   этом   велика    роль государственного налогового контроля.

Налоговый контроль занимает весьма значительное место в системе государственного  финансового  контроля,  поскольку посредством  осуществления  контрольных  функций   государственными налоговыми органами обеспечивается не только соблюдение  налогового законодательства,  но  и  непосредственное  привлечение  финансовых ресурсов в государственный  бюджет.  Здесь  очевидна  большая  роль налогового контроля в обеспечении исполнения бюджета государства по доходам, поскольку основная часть бюджетных доходов страны  базируется  на налоговых поступлениях. Без эффективной работы налоговых органов в области   контроля   невозможно   выполнение   государством   своих непосредственных функций.

Следует отметить, что налоговый контроль может быть  не только государственным. Так, выделяют такое понятие, как  налоговый аудит.  Как  и  любой  аудит,  это  вид  независимого   финансового контроля,  который  осуществляется  на  платной  договорной  основе аудиторами, имеющими соответствующую лицензию. Заказчику налоговый  аудит  гарантирует  конфиденциальность  и сохранение коммерческой тайны. Однако это  не  гарантия  от  другой налоговой проверки, проводимой налоговыми  органами,  в  частности, теми, которые имеют право перепроверки работы  аудитора.  В  то  же время  от  обязательной  аудиторской  проверки  в  соответствии с действующим законодательством могут  быть  освобождены  юридические лица, которых в отчетном  периоде  проверяли  налоговые  органы  по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности  уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.

  

Информация о работе Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля