Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:47, доклад
В Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с госу-дарственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями
Основы построения налогов и налогообложения
В Республике Казахстан
обязанность платить налоги возведена
в ранг конституционной обязанности
граждан. Конституция Республики Казахстан
говорит об обязанности уплачивать
на только налоги, но и сборы, а также
другие обязательные платежи.
Налоги являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются
преобразованием налоговой
системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм
собственности с госу-дарственными и местными
бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налоговрегулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных
инвестиций, формируется хозрасчетный
доход и прибыль предприятия. Помимо этой
сугубо фи-нансовой функции налоговый механизм используется для экономического
воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру,
на состояние научно-технического прогресса.
В связи с этим приобретает особую роль
значение налоговой
системы государства и принципы
ее организации и функционирования.
Налоги возникли вместе с товарным производством,
разделением об-щества на классы и появлением
государства, которому требовались сред-ства
на содержание армии, судов, чиновников
и другие нужды. Изъятие государством
в свою пользу определенной части валового
внутреннего продукта в виде обязательного
взноса и есть сущность налога.
Согласно Налоговому кодексу РК, налоги
— это законодательно уста-новленные
государством в одностороннем порядке
обязательные денежные платежи в бюджет,
производимые в определенных размерах,
носящие безвозвратный и безвозмездный
характер.
Функции налогов — это проявление его сущности
в действии, способ выражения его свойств.
Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории.
Важнейшей функцией налогов является фискальная функция,
харак-терная для всех государств. При
помощи фискальной функции образуются
государственные денежные фонды и создаются
материальные условия для функционирования
государства. Именно фискальная функция налоговпозволяет налогам
реализовать свое общественное назначение
— мо-билизация определенной суммы денежных
средств государству, без кото-рых оно
не может существовать.
Следующей функцией налогов является регулирующая функция.
При помощи финансово-экономических методов
государство воздействует на интересы
людей, предпринимателей с целью направления
их деятельности в нужном направлении.
В условиях рынка сводятся к минимуму
админист-ративные методы управления
и остается система экономическог
Налогообложение должно не угнетать, а
стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками
Стимулирующая функция настолько перекликается
с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет
возможность целенап-равленно стимулировать
капиталовложения, экономическую активность,
создавать новые рабочие места. Перераспределительная
функция заклю-чается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются
сред-ства, направляемые на решение общегосударственных
проблем, финанси-рование целевых программ
и т. д. Государство направляет средства
в инвестиции, в капиталовложение и фондовые
отрасли с длительными сро-ками окупаемости
затрат, добывающие отрасли, социальные
нужды. В процессе сбора и использования налогов возникаю
Благодаря контрольной функции, оценивается
эффективность налогового механ
Сущность социальной функции проявляется
в различном подходе к налогообложению
тех или иных товаров и услуг. Так, государство
вводит высокие акцизные налоги на вино-водочную
и табачную продукцию и предоставляет
льготы учреждениям социально культурной
сферы, не только потому, что первые способны
платить высокие налоги, а вторые нет,
но и потому, что государство стремится
способствовать увеличению культурно
образовательного потенциала общества,
укреплению его нравственного здоровья.
В налоговой практике существует три способа
взимания налогов.
Первый способ — кадастровый — предлагает
использование кадастра.
Кадастр — это реестр, который содержит
перечень типичных объектов (земли, доходов),
классифицируемых по внешним признакам
и устанавли-вает среднюю доходность объекта
обложения..
При втором способе налог удерживается
бухгалтерией того юридичес-кого лица,
которое выплачивает доход субъекту налога
(у источника дохода). Таким путём выплачивается
налог с заработной платы. Налог удерживается
посредником — сборщиком до получения
дохода субъектом, что снижает возможность
уклонения его от уплаты налога.
Третий способ предусматривает подачу
налогоплательщиком в нало-говые органы
декларации, то есть официального заявления
о получаемых им доходах.
Общее количество налогоплательщиков
определяется количеством юридических
лиц (предприятий, организаций) и численностью
граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, а
так же граждан, уплачивающих подоходный
налог по месту получения заработной платы.
Прямые налоги платятся непосредственно
субъектами налога (подо-ходный налог,
налог на имущество) и прямо пропорциональны
платежес-
пособности. Примером таких налогов, помимо налогов
Косвенные налоги — это налоги на определенные
товары и услуги. Косвенный налог — налог,
где субъект налогообложения перекладывает
бремя налогообложения на другое лицо,
выступающее фактическим его плательщиком
(носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на
добавленную стоимость (НДС), акцизы и
таможенные пошлины.
Денежная форма, как уже отмечалось выше,
является преобладающей формой уплаты
налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем
известны и натуральные налоги. Так, Налоговый
кодекс РК допускает натуральную форму
уплаты налога недропользователями в
виде доли добываемой продукции в размере,
определяемым контрактом на недропользование.
Налоги общего значения зачисляются в
бюджет соответствующего уровня, как общий
денежный фонд соответствующей территории,
и ис-пользуются при исполнении бюджета
без привязки к конкретным мероприя-тиям.
Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные
целевые фонды или выделяют в бюджете
отдельной строкой.
Существуют юридические и экономические
признаки налога. К юриди-ческим признакам
налога относятся:
- установление налога государством;
- существование налога только в правовой
форме;
- установление налога надлежащим органам
и актам, надлежащей правовой формы (признак
законности налога);
- принудительный характер налога;
- налог является обязательным платежом;
- уплата налога является юридической
обязанностью;
- порождения налогом стабильных финансовых
обязательств;
- правомерность изъятия денег;
- обеспечение уплаты налога мерами государственной
ответственности;
- наличие государственного контроля за
уплатой налога.
К экономическим признакам налога можно
отнести следующие:
- налог выступает в качестве платежа государству;
- безвозвратность;
- стабильный характер налоговых отношений;
- наличие объекта обложения;
- определенность субъекта и размера налога;
- фиксированность сроков уплаты;
- налог является доходом государства;
- смена формы собственности при уплате
налога.
Налоговая система представляет собой совокупность
видов налогов, взимаемых в государстве, а также
форм и методов их построения органовналоговой
Налоговая система базируется на соответствующих
законодательных актах государства, которые
устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные
элементы налогов, к которым относятся:
1) объект налога — это имущество или доход,
подлежащие обложению, измеримые количественно,
которые служат базой для исчисления налога;
2) субъект налога — это налогоплательщик,
то есть физическое или юридическое лицо,
которое обязано в соответствии с законодательством
уплатить налог;
3) источник налога, то есть доход, из которого
выплачивается налог;
4) ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта
налога;
5) ставка определяется либо в виде твердой
ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
6) налоговая льгота — полное или частичное
освобождение плательщика от налога;
7) срок уплаты налога — срок, в который
должен быть уплачен налог и который оговаривается
в законодательстве, а за его нарушение,
не зависимо от вины налогоплательщика,
взимается пеня в зависимости от про-сроченного
срока;
8) правила исчисления и порядок уплаты
налога; штрафы и другие санкции за неуплату
налога.
9) масштаб налогообложения — единица,
которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом
налоге масштабом может быть оборот предприятия
или его прибыль, или его капитал, или количество
рабочих и станков, или величина помещения,
или плата за него и т. д.
10) единица обложения — единица измерения
объекта (по подоходному налогу — денежная
единица страны (тенге), по земельному
налогу — гектар, акр и т. д.).
Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
• стабильность налоговой
системы;
• упорядоченность механизма сбора налогов, а это, в свою очередь,
упростит контроль за своевременностью
и полнотой уплаты налогов;
• равенство перед законом всех налогоплательщиков,
единообразие налоговой политик
летворение других критериев удачной налоговой политики, оно способ-ствует
упрощению налогов и в это является вкладом в их
нейтральность;
• законодательное право налогоплательщика
на информацию. Система налогообложения
должна показывать населению сколько
стоят различные мероприятия государства,
которые совершаются в разных масштабах,
с тем чтобы решение политиков, как и на
что, тратить деньги, подкреплялось бы
готовностью налогоплательщиков платить
за эти практические действия;
• простота налоговой
системы. Способ реального упрощения
— значи-тельная переориентировка налоговой пол
Роль налогов в деятельности государства
и в жизни общества проявля-ется через налоговую политику и налоговый механизм.
Налоговая политика — составная часть
финансовой политики. Пред-ставляет собой систему правовых норм и организационно-экономических
мероприятий регулирующего характера,
принятых и осуществляемых орга-нами государственной
власти и органами местного самоуправления
в сференалоговых отношений с организациями и
физическими лицами.
Цели налоговой политики:
1) обеспечивать полноценное формирование
доходов бюджетной систе-мы РК, необходимых
для финансирования деятельности органов
государ-ственной власти и местного самоуправления
по осуществлению соответ-ствующих функций
и полномочий;
2) содействовать устойчивому развитию
экономики, приоритетных отраслей и видов
деятельности, отдельных территорий, малого
предприни-мательства;
3) обеспечивать социальную справедливость
при налогообложении до-ходов физических
лиц.
Основу налоговой политики государства составляет
использование государством налогов и их функций для воздействия
на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется
через налоговый механизм, который представляет
собой совокупность организационно-правовых
норм и методов управления налогообложением.
Налоговый механизм законодательно закрепляется
в Налоговом кодексе. В зависимости от
экономической политики государства изменяется
роль и значение налоговых поступлений
Ключевыые слова: иностранные инвестиции,
таможенные пошлины, налоговый механизм, н
Информация о работе Основы построения налогов и налогообложения