Основы построения налогов и налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:47, доклад

Описание работы

В Республике Казахстан обязанность платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с госу-дарственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями

Работа содержит 1 файл

Основы построения налогов и налогообложения.docx

— 23.85 Кб (Скачать)

Основы  построения налогов и налогообложения

В Республике Казахстан  обязанность платить налоги возведена  в ранг конституционной обязанности  граждан. Конституция Республики Казахстан  говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также  другие обязательные платежи. 
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с госу-дарственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налоговрегулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо фи-нансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования. 
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением об-щества на классы и появлением государства, которому требовались сред-ства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога. 
Согласно Налоговому кодексу РК, налоги — это законодательно уста-новленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. 
Функции налогов — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. 
Важнейшей функцией налогов является фискальная функция, харак-терная для всех государств. При помощи фискальной функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства. Именно фискальная функция налоговпозволяет налогам реализовать свое общественное назначение — мо-билизация определенной суммы денежных средств государству, без кото-рых оно не может существовать. 
Следующей функцией налогов является регулирующая функция. При помощи финансово-экономических методов государство воздействует на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму админист-ративные методы управления и остается система экономического принуж-дения в сочетании с материальной заинтересованностью. 
Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определенных отраслей. Изменяяналоговые ставки, государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов финансовых потоков и потоков товаров. 
Стимулирующая функция настолько перекликается с регулирующей, насколько с помощью налогов государство имеет возможность целенап-равленно стимулировать капиталовложения, экономическую активность, создавать новые рабочие места. Перераспределительная функция заклю-чается в том, что посредством налогов в бюджете концентрируются сред-ства, направляемые на решение общегосударственных проблем, финанси-рование целевых программ и т. д. Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли с длительными сро-ками окупаемости затрат, добывающие отрасли, социальные нужды. В процессе сбора и использования налогов возникают распределительные и перераспределительные отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать перерас-пределительные возможности налогов. 
Благодаря контрольной функции, оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику. Осуществление контрольной функции зависит от налоговой дисциплины, суть которой в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объёме уплачивали налоги. 
Сущность социальной функции проявляется в различном подходе к налогообложению тех или иных товаров и услуг. Так, государство вводит высокие акцизные налоги на вино-водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья. 
В налоговой практике существует три способа взимания налогов. 
Первый способ — кадастровый — предлагает использование кадастра. 
Кадастр — это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавли-вает среднюю доходность объекта обложения.. 
При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридичес-кого лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником — сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога. 
Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в нало-говые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах. 
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций) и численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а так же граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. 
Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подо-ходный налог, налог на имущество) и прямо пропорциональны платежес- 
пособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, высту-пают налоги на имущество. 
Косвенные налоги — это налоги на определенные товары и услуги. Косвенный налог — налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. 
Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Налоговый кодекс РК допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. 
Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня, как общий денежный фонд соответствующей территории, и ис-пользуются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприя-тиям. 
Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой. 
Существуют юридические и экономические признаки налога. К юриди-ческим признакам налога относятся: 
- установление налога государством; 
- существование налога только в правовой форме; 
- установление налога надлежащим органам и актам, надлежащей правовой формы (признак законности налога); 
- принудительный характер налога; 
- налог является обязательным платежом; 
- уплата налога является юридической обязанностью; 
- порождения налогом стабильных финансовых обязательств; 
- правомерность изъятия денег; 
- обеспечение уплаты налога мерами государственной ответственности; 
- наличие государственного контроля за уплатой налога. 
К экономическим признакам налога можно отнести следующие: 
- налог выступает в качестве платежа государству; 
- безвозвратность; 
- стабильный характер налоговых отношений; 
- наличие объекта обложения; 
- определенность субъекта и размера налога; 
- фиксированность сроков уплаты; 
- налог является доходом государства; 
- смена формы собственности при уплате налога. 
Налоговая система представляет собой совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения органовналоговой службы. 
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: 
1) объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; 
2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог; 
3) источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог; 
4) ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога; 
5) ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой; 
6) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога; 
7) срок уплаты налога — срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пеня в зависимости от про-сроченного срока; 
8) правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога. 
9) масштаб налогообложения — единица, которая кладётся в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т. д. 
10) единица обложения — единица измерения объекта (по подоходному налогу — денежная единица страны (тенге), по земельному налогу — гектар, акр и т. д.). 
Налоговая система должна отвечать следующим требованиям: 
• стабильность налоговой системы; 
• упорядоченность механизма сбора налогов, а это, в свою очередь, упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов; 
• равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики. Достижение большого единообразия облегчит удов- 
летворение других критериев удачной налоговой политики, оно способ-ствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность; 
• законодательное право налогоплательщика на информацию. Система налогообложения должна показывать населению сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия; 
• простота налоговой системы. Способ реального упрощения — значи-тельная переориентировка налоговой политики от потребностей относи-тельного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономи-ческого поведения и сделок. 
Роль налогов в деятельности государства и в жизни общества проявля-ется через налоговую политику и налоговый механизм. 
Налоговая политика — составная часть финансовой политики. Пред-ставляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых орга-нами государственной власти и органами местного самоуправления в сференалоговых отношений с организациями и физическими лицами. 
Цели налоговой политики: 
1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной систе-мы РК, необходимых для финансирования деятельности органов государ-ственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответ-ствующих функций и полномочий; 
2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предприни-мательства; 
3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении до-ходов физических лиц. 
Основу налоговой политики государства составляет использование государством налогов и их функций для воздействия на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование. 
Ключевыые слова: иностранные инвестиции, таможенные пошлины, налоговый механизм, налоговый агент, налоговая политика, налоговая система,ставка налога, субъект налога, объект налога, кадастр, денежный фонд, контрольный счет наличности.


Информация о работе Основы построения налогов и налогообложения