Основы
налоговой системы.
Налоговая система
России
Основы
налоговой системы. Налоговая система
России Возможности финансовой стабилизации,
во всяком случае- состояние доходной
части бюджета, будет зависеть в
основном от двух весьма влияющих друг
на друга критериев. Первый и основной
из них - развитие налоговой базы, т.е. общая
ситуация в экономике, особенно в ее базовых
отраслях; второй - налоговая система страны.
Ибо от того, насколько оптимально выбраны
объекты налогообложения, установлена
величина налоговых ставок, отлажен механизм
взимания налогов и т. д., зависит обратное
воздействие налоговой системы на налоговую
базу. Есть еще и третий критерий - организация
и эффективность налоговой службы государства.
Основы ныне действующей налоговой системы
Российской Федерации заложены в 1992 г.,
когда был принят большой пакет законов
РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие
годы было много, видимо, даже слишком
много отдельных частных изменений, но
основные принципы сохраняются. Первые
попытки перейти к налоговой системе,
отказавшись от порочной практики установления
дифференцированных платежей из прибыли
предприятий в бюджет, были сделаны еще
во второй половине 1990-1991 гг. в рамках союзного
государства. Но плохо подготовленные
половинчатые шаги в этом направлении
были заменены с 1992 г. более стройной структурой
российского налогового законодательства.
Общие принципы построения налоговой
системы, налоги, сборы, пошлины и другие
обязательные платежи определяет Закон
РФ "Об основах налоговой системы, в
Российской Федерации". К понятию "другие
платежи" относят обязательные взносы
в государственные внебюджетные фонды,
такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского
страхования. Фонд занятости, Фонд социального
страхования, дорожные федеральный и территориальные
фонды. Объектами налогообложения являются
доходы (прибыль), стоимость определенных
товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщиков, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами,
имущество юридических и физических лиц,
передача имущества, добавленная стоимость
продукции, работ и услуг и другие объекты.
(стр. 193-194) Предусмотрено, что один и тот
же объект может облагаться налогом одного
вида только один раз за определенный
Законом период налогообложения. В законодательном
порядке по налогам могут устанавливаться
определенные льготы, к числу которых
относятся: · необлагаемый минимум объекта
налога; · изъятие из обложения определенных
элементов объекта налога; · освобождение
от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков; · понижение налоговых ставок;
· вычет из налогового платежа за расчетный
период; · целевые налоговые льготы, включая
налоговые кредиты (отсрочку взимания
налогов); · прочие налоговые льготы. Обязанность
своевременно и в полной мере уплачивать
налоги российским законодательством
возлагается на налогоплательщика. В этих
целях налогоплательщик, обязан: · вести
бухгалтерский учет, составлять отчеты
о финансово-хозяйственной деятельности,
обеспечивая их сохранность не менее пяти
лет; · представлять налоговым органам
необходимые для исчисления и уплаты налогов
документы и сведения; · вносить исправления
в бухгалтерскую отчетность в размере
суммы сокрытого им заниженного дохода
(прибыли), выявленного проверками налоговых
органов; · в случае несогласия с фактами,
изложенными в акте проверки, произведенной
налоговым органом, представлять письменные
пояснения мотивов отказа от подписания
этого акта; · выполнять требования налогового
органа об устранении выявленных нарушений
законодательства о налогах. Следует отметить
еще одно обстоятельство. Правительство
Российской Федерации участвует в координации
налоговой политики с Белоруссией, с другими
государствами, входящими в Содружество
Независимых Государств, а также заключает
международные налоговые соглашения об
избежании (устранении) двойного налогообложения
с последующей ратификацией этих соглашений
Государственной Думой Федерального Собрания.
Если международными договорами Российской
Федерации или бывшего СССР установлены
иные правила, чем те, которые содержатся
в законодательстве Российской Федерации
по налогообложению, то применяются правила
международного договора. Законом "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации" введена трехуровневая система
налогообложения предприятий, организаций
и физических лиц. Первый уровень - федеральные
налоги России. Они действуют на территории
всей страны и регулируются общероссийским
законодательством, формируют основу
доходной части федерального бюджета
и, поскольку это наиболее доходные источники,
за счет них поддерживается финансовая
стабильность бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов. (стр. 194-195) Как и в других
странах, наиболее доходные источники
сосредоточиваются в федеральном бюджете.
К числу федеральных относятся: · налог
на добавленную стоимость; · налог на прибыль
предприятий и организаций; · акцизы; ·
подоходный налог с физических лиц; · таможенные
пошлины. Перечисленные пять налогов создают
основу финансовой базы государства. Второй
уровень - налоги республик в составе Российской
Федерации и налоги краев, областей, автономной
области, автономных округов. Для краткости
в дальнейшем мы будем именовать их региональными
налогами. Этот последний термин был введен
в научный оборот нами еще несколько лет
назад. Сейчас он "узаконен", поскольку
используется в проекте Налогового Кодекса
Российской Федерации. Региональные налоги
устанавливаются представительными органами
субъектов Федерации исходя из общероссийского
законодательства. Часть региональных
налогов относится к общеобязательным
на территории РФ. В этом случае региональные
власти регулируют только их ставки в
определенных пределах, налоговые льготы
и порядок взимания. Наибольшие доходы
региональным бюджетам приносит налог
на имущество юридических лиц. В основном
это соответствует мировой практике, с
той разницей, что в большинстве стран
не делается различия между налогом на
имущество юридических лиц и налогом на
имущество физических лиц. Чаще всего
это один налог, хотя в некоторых странах
имеется и такая практика, как в России.
Очень сильно поддерживает финансовую
базу региональных бюджетов целевой налог
на нужды учреждений народного образования.
Именно он дает необходимые средства для
развития на региональном уровне этой
отрасли. Третий уровень - местные налоги,
т.е. налоги городов, районов, поселков
и т. д. В понятие "район" с позиций
налогообложения не входит район внутри
города. Представительные органы (городские
Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга
имеют полномочия на установление как
региональных, так и местных налогов. Среди
местных налогов крупные поступления
обеспечивают: · налог на имущество физических
лиц; · земельный налог; · налог на рекламу;
· налог на содержание жилищного фонда
и социально-культурной сферы, · большая
группа прочих местных налогов. Бюджетное
устройство Российской Федерации, как
и многих европейских стран, предусматривает,
что региональные и местные налоги служат
лишь добавкой в доходной части соответствующих
бюджетов. Главная часть при их формировании
- это отчисления от федеральных налогов.
Налоговая система Российской Федерации
выполняет важнейшую функцию бюджетного
регулирования. Расширение самостоятельности
и ответст- (стр. 195-196) венности национально-государственных
и административно-территориальных образований
России в решении социально-экономических
проблем сопровождается укреплением их
финансовой базы, осуществляемым путем
перераспределения федеральных налогов.
Закрепленные и регулирующие налоги полностью
или в твердо фиксированном проценте на
долговременной основе поступают в нижестоящие
бюджеты. Такие налоги, как гербовый сбор,
государственная пошлина, налог с имущества,
переходящего в порядке наследования
или дарения, имея федеральный статус,
обычно полностью зачисляются в местные
бюджеты. Налог на прибыль предприятий
и организаций в твердой доле: 13% + 22% делится
соответственно между федеральным и региональными
бюджетами, а из них перечисляется в местные
бюджеты. Акцизы, налог на добавленную
стоимость, подоходный налог с физических
лиц распределяются между бюджетами, в
зависимости от обстоятельств, включая
финансовое положение отдельных территорий,
проценты отчислений могут меняться. Нормативы
утверждаются ежегодно при формировании
федерального бюджета. Хотя налог на имущество
юридических лиц является региональным
налогом, законодательно установлено,
что половина его поступлений направляется
в местные бюджеты, Финансовое обеспечение
социально-экономического развития территорий
предусмотрено Законом РФ от 15 января
1993 г. № 4807- 1 "Об основах бюджетных прав
и прав по формированию и использованию
внебюджетных фондов представительных
и исполнительных органов государственной
власти республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления". Отмечается, что уровень
закрепленных доходных источников должен
составлять не менее 70% доходной части
минимального бюджета субъекта Федерации,
а при отсутствии возможности такого обеспечения
в связи с недостаточностью и закрепленных,
и регулирующих доходов - не менее 70% доходной
части без учета дотаций и субвенций. Минимальный
бюджет - это расчетная на очередной период
сумма доходов консолидированного бюджета
нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые
вышестоящим органом власти минимально
необходимые расходы, часть которых в
случае недостаточности закрепленных
доходов покрывается отчислениями от
регулируемых доходов, дотациями и субвенциями.
Налоговая политика страны обеспечивает
взаимодействие бюджетов всех уровней
и единство бюджетной системы Российской
Федерации. Бюджетная система дополняется
государственными внебюджетными фондами,
доходная часть которых формируется за
счет обязательных целевых отчислений.
По своей социально-экономической сущности
отчисления во внебюджетные фонды носят
сугубо налоговый характер. Источником
этих отчислений, как и налогов, служит
произведенный валовой внутренний продукт
(ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты
труда и включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг). Каждый работодатель отчисляет
от фонда оплаты труда 28% в Государственный
пенсионный фонд, 5,4% - в Фонд социального
страхования, 1,5% - в Фонд занятости, 3,6%
- в Фонд (стр. 196-197) обязательного медицинского
страхования, а каждый работник отчисляет
от своих заработков 1% в Государственный
пенсионный фонд РФ. Полномочия властных
органов субъектов Федерации и местных
в части установления налогов несколько
раз менялись. В первые два года функционирования
налоговой системы Российской Федерации
региональные и местные налоги весьма
жестко регламентировались. Ст. 20 Закона
РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" позволяла представительной
власти субъектов Федерации собирать
четыре налога. А ст. 21 того же Закона перечисляла
23 местных налога. По большинству из них
Закон устанавливал и предельные ставки
налога. Затем на три года (1994-1996 гг.) ограничения
были отменены. В п. 7 Указа Президента
РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании
республиканского бюджета Российской
Федерации и взаимоотношениях с бюджетами
субъектов Российской Федерации в 1994 г."
было сказано: Установить, что дополнительные
налоги и сборы в республиках в составе
Российской Федерации, краях, областях,
автономной области, автономных округах,
городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные
местные налоги и сборы, не предусмотренные
законодательством Российской Федерации,
могут вводиться решениями органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
местных органов государственной власти.
При этом уплата этих налогов юридическими
лицами должна производиться за счет прибыли,
остающейся у предприятий и организаций
после уплаты налога на прибыль. Цель отмены
ограничений была ясна: дать возможность
региональным и местным властям самим
поискать источники доходов и пути выхода
из финансового кризиса. Это был своего
рода экономический эксперимент. Надо
сказать, что в целом он получился с отрицательным
результатом, так как на местах власти
переусердствовали - попытки заткнуть
все прорехи региональных и местных бюджетов
привели к появлению весьма экзотических
налогов - в различных местностях, например,
вводились налог на ввоз товаров, налог
на вывоз товаров, налог на снижение объемов
производства, налог с продаж, местные
акцизы, налог на содержание футбольной
команды и т. д. Особенный вред наносили
внутренние таможенные пошлины, взимаемые
на границах некоторых областей. В данной
ситуации существовала и другая опасность.
Множественность налогообложения не могла
не сказаться отрицательно на состоянии
налоговой базы, на финансовом положении
предприятий. Рост налогов, как показал
опыт трех лет, не привел к сбалансированию
доходов и расходов региональных и местных
бюджетов. Конечно, имелась и положительная
практика. Например, в г. Москве не увлекались
многими налогами, но ввели два весьма
полезных налога, пополнивших городской
бюджет: гостиничный сбор, который применяется
практически во всех крупных зарубежных
городах, и налог на содержание инфраструктуры
города, взимаемый с иногородних граждан,
прибывающих в столицу на постоянное место
жительства. А каковы налоговые полномочия
региональных и местных властей в других
странах? Как уже отмечалось, в разных
странах он весьма различен. Например,
в Швейцарии федеральные власти вообще
не вмешиваются в налоговую политику кантонов,
в каждом из которых действует своя вполне
(стр. 197-198) самостоятельная система налогов.
Естественно, это не относится к федеральным
налогам, функционирующим на всей территории
Швейцарии. Однако Швейцарии можно противопоставить,
пожалуй, Францию с ее жесткой централизацией
налоговой системы. Провинции и департаменты
лишены возможности проводить налоговую
политику, поскольку все регламентировано
властями страны. Между этими двумя крайностями
можно расположить все остальные страны.
Высокую степень свободы имеют законодательные
собрания штатов в США, но существенно
меньшую - муниципалитеты. Мало самостоятельности
у региональной власти в Великобритании,
еще меньше в Нидерландах. В общем мы видим
различное сочетание степени централизации
и самостоятельности региональных и местных
органов управления в вопросах налоговой
политики. Но в большинстве стран роль
федеральных органов ведущая. Не нов этот
вопрос и для России. Вспомним времена
Александра I и План финансов М.М. Сперанского.
18 августа 1996 г. Президент Российской Федерации
издал Указ № 1214, которым отменил с января
1997 г. п. 7 Указа № 2268. Все вернулось к статьям
20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации". А
каковы в данном случае перспективы ? Проект
Налогового кодекса решает данную проблему
в пользу законодательного ограничения
количества видов налогов, которые могут
вводиться в стране. Так, ст. 3 "Основные
принципы налоговой системы Российской
Федерации" провозглашает: Ни на кого
не может быть возложена обязанность уплачивать
налоги (сборы), не предусмотренные настоящим
Кодексом(сноска 1). Эту тему продолжает
и ст. 10 Проекта "Региональные и местные
налоги и сборы": Региональный орган
законодательной (представительной) власти
либо уполномоченный им региональный
орган исполнительной власти вправе ввести
в действие или не вводить либо прекратить
действие ранее введенного им любого из
региональных налогов (сборов), указанных
в статье 12 настоящего Кодекса(сноска
2). Отметим еще раз: "вправе ввести из
указанных". Конечно, весьма заманчиво
предоставить возможность субъектам Федерации
и местным правительствам в большей степени
покрывать расходы своих бюджетов из собственных
средств. Но свободой регионов приходится
жертвовать во имя сохранения единства
экономического пространства России.
Как уже отмечалось, налоговая система
Российской Федерации сегодня дополняется
системой государственных целевых внебюджетных
фондов. Самый крупный и значимый из них
- Государственный пенсионный фонд. Обязательные
платежи в эти фонды по своей социально-экономической
сущности имеют характер налогов, но несмотря
на обязательность отчислений и сборов
туда, многие предприятия и организации
от них уклоняются, порой самым простейшим
способом: не встают там на учет в качестве
плательщиков. В отличие от Государственной
налоговой службы эти фонды не (стр. 198-199)
имеют серьезных методов контроля за плательщиками
и воздействия на них. Думается, что в перспективе
трехуровневая система налогов должна
вобрать в себя все без исключения обязательные
платежи, распределив их по различным
бюджетам. Каждому органу управления трехуровневая
система налогообложения дает возможность
самостоятельно формировать доходную
часть бюджета исходя из собственных налогов,
отчислений от налогов, поступающих в
вышестоящий бюджет (регулирующих налогов),
неналоговых поступлений от различных
видов хозяйственной деятельности (арендная
плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая
деятельность и пр.) и займов. Естественно,
что эти полномочия сочетаются с полной
ответственностью за исполнение бюджета,
как доходной, так и расходной его частей.
Таким образом, Россия, переходя к рыночным
отношениям, внедрила у | себя налоговую
систему, схожую по построению с применяемыми
в других крупных федеративных государствах.
По ряду параметров можно наблюдать сходство
с США и Германией при сохранении некоторых
специфических российских особенностей.
Основы
современной налоговой
системы РФ
Современную налоговую
систему России критикуют и в
СМИ, и в Госдуме, и в регионах,
и налогоплательщики, и, зачастую, правомерно.
Основными недостатками
налоговой системы являются:
- Фискальный
крен в налогообложении, на первый план
выдвигается только пополнение доходной
части бюджетов, регулирующей функции
не придается должного значения, хотя
именно она дает толчок экономическому
развитию.
- Высокий уровень
налогообложения предприятий и организаций
и особенно налога на прибыль и НДС.
- Нестабильность
налогового законодательства и особенно
по прибыли, НДС, акцизам.
- Современная
налоговая система слишком сложна для
понимания налогоплательщиком и эффективного
управления со стороны налоговых органов.
Это ведет к лишним административным издержкам
и порождает изощренные способы ухода
от уплаты налогов.
- Существующее
налогообложение заставляет предприятия
пересматривать баланс не по экономическим
причинам, а по налоговым.
- Ориентация
на легкособираемые налоги, у которых
налогооблагаемой базой является выручка
от реализации продукции, что ведет к явной
депрессии экономики производственной
сферы.
Какова же должна
быть налоговая система, чтобы она
дала возможность развиваться производству,
предпринимательству и, главное, увеличивала
доходы населения?
В оценке эффективности
любой налоговой системы существует
три критерия:
- Соотношения
выгоды налогоплательщика предоставляемым
государством услуг.
- Административные
издержки.
- Затраты налогоплательщика
на соблюдение налогового законодательства.
Чтобы судить об
эффективности современной налоговой
системы России необходимо выяснить
составляющие этой систем.
При анализе
этого вопроса пришлось столкнуться
с существующей сегодня проблемой:
нет единой трактовки понятий
- налоговая
система и ее элементов
- система налогообложения
и ее элементы.
Так, по методу установления
налоги у Черника Д. Г. ("Налоги",
М. 1999 г.) подразумеваются прямые и
косвенные, а у Русановой И. Г.
("Налоги и налогообложение", М.
1999 г.) по тому же методу на личные и реальные.
У одних авторов виды налогов входят в
систему налогов, у других - виды налогов
входят в систему налогообложения. То
есть имеется определенная теоретическая
путаница.
В этой работе предлагается
налоговая система, разработанная
исходя из федеральных законов и из правоохранительной
практики.
Рассмотрим элементы
четырех понятий: налоговой системы,
структуры налогов, видов налогов,
системы налогообложения.
I.
Налоговая система
Это государственная
система мер политического, экономического,
административного, правового характера,
направленная на исполнение доходной
части бюджета, а также стимулирования
роста внутреннего валового продукта
(ВВП).
Налоговая система
включает:
- Налоговые
органы
- Налоговое
законодательство
- Налоговую
полицию
- Налоги
- Пошлины
- Сборы
- Другие платежи
- Распределение
налогов по уровню бюджета
- Налоговые
суды (проект)
II.
Структура налогов
Все налоги рассматривают
по источникам поступления:
- Налоги юридических
лиц
- Налоги на
физических лиц
а также по уровню
зачисления в бюджет:
- Федеральные
- Республиканские
(субъектов РФ)
- Местные
III.
Виды налогов
Всего на сегодня
существуют и действуют около 300
налогов, сборов, платежей и пошлин.
Налоги делятся по виду на прямые и
косвенные. Прямые налоги взимаются
с доходов. Косвенные налоги - с расходов
с потребления.
- Прямые налоги
- Подоходный
налог
- Налог на
прибыль
- Налог на
имущество
- Ресурсные
платежи и д. р.
- Косвенные
налоги
- Налог на
добавленную стоимость (НДС)
- Акцизы
- Налог с продаж
- На операции
с ценными бумагами и др.
IV.
Система налогообложения
Элементами системы
являются:
- Объект (предмет)
- Субъект (налогоплательщик)
- Налогооблагаемая
база
- Ставка (твердая,
процентная)
- Порядок исчисления
- Срок уплаты
- Штрафы, пеня
- Контроль
В настоящее
время согласно Федеральному закону
"Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" в ст. 19, 20, 21 действует до
принятия Госдумой II части Налогового
кодекса прежний список налогов по уровню.
Общее количество
их 45, в частности:
- федеральных
налогов и сборов -15
- республиканских
(субъектов РФ) - 7
- местных налогов
и сборов - 23.
Предполагается,
что с принятием II ч. НК количество
налогов увеличится, но ставки будут
снижены.