Основы формирования налоговой системы государства в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система – совокупность налогов и соборов, принципов и методов их взимания, налогоплательщиков и налоговых агентов.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

Содержание

Тема 1:Теория налогов и налогообложения.
Вопрос 5: «Основы формирования налоговой системы государства в условиях рыночной экономики»………………………………………………3
Список литературы……………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

нологи.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Московская  финансово-юридическая академия

Калининградский филиал

 

 

Факультет: «Экономический»

 

 

Контрольная работа.

 

 

          По дисциплине: «Налоги и налогообложение».

          Тема1: Теория  налогов и налогообложения.

Вопрос 5: «Основы формирования  налоговой системы государства

в условиях рыночной экономики».

 

 

                                              Выполнила: Студент курса

 

                                              Группа:

                                              Научный руководитель: Андреянова Н.И.

 

 

Г. Калининград

2010г.


 

Содержание.

 

Тема 1:Теория  налогов и налогообложения.

Вопрос 5: «Основы  формирования  налоговой системы государства в условиях рыночной экономики»………………………………………………3

Список литературы……………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1: Теория налогов и налогообложения.

Вопрос 5. «Основы формирования  налоговой системы государства в условиях рыночной экономики».

  Налоговая система – совокупность налогов и соборов, принципов и методов их взимания, налогоплательщиков и налоговых агентов.

   Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

   Функции налогов:

-фискальная – формирование доходной част бюджета;

-регулирующая;

-контрольная.

   Сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика каких-либо юридически-значимых действий.

   Принципы налогообложения:

- законность;

- всеобщность и равенство налогообложения;

- недискриминационный характер;

- наличие экономического обоснования;

- не нарушает единого экономического пространства страны;

- все неясности и неустранимые противоречия актов законодательства о

  налогах и сборах трактуются в пользу плательщика;

- при установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы

  налогообложения.

   Налог считается установленным, когда определены налогоплательщик и элементы налогообложения:

- объект (доходы, прибыль, товары, имущество);

- налоговая база (количественное выражение объекта);

- налоговый период;

- налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу налоговой базы):

  • твердые – абсолютные суммы, взимаемые с объекта налогообложения (акцизы);
  • процентные – взимание в форме налогов определенной доли объекта (пропорциональные, прогрессивные и регрессивные).

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

   В необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы:

- необлагаемый минимум объекта;

- изъятие из обложения определенных объектов;

- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий

  налогоплательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налога оклада:

  • рассрочка – 1-6 месяцев;
  • отсрочка – до 3 месяцев;
  • налоговый кредит – 3 месяца – 1 год;
  • инвестиционный налоговый кредит – 1 год-5 лет.

   Виды налогов и боров:

1.по административному признаку: 

- федеральные – устанавливаются налоговым кодексом и действуют на всей территории страны (НДС, акцизы, на доходы физ.лиц, ЕСН, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, водный, за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, гос.пошлина);

- региональные – устанавливаются налоговым кодексом и законами субъектов РФ и действуют на соответствующей территории (на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный) ;

- местные – устанавливается налоговым кодексом и нормативными актами органов муниципальных образований (земельный, на имущество физ.лиц).

2.по способу  изъятия:

- прямые – прибыль, доходы, имущество; 2 субъекта – плательщик и агент;

- косвенные – включены в цены товаров% 3 субъекта -2 плательщика (номинальный – продавец\производитель, фактический – потребитель\покупатель) и агент.

3.по характеру  собирания и исполнения:

- общие;

- целевые.

4.по субъектам: 

- с физ.лиц;

- с юр.лиц;

- смешанные.

5.по степени  налогообложения: 

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные.

   Налоговый механизм – система законодательных форм и методов управления процессом налогообложения, который включает налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. 
   Налоговое планирование – его цель: экономически обосновано обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий, исходя из принятой программы социально-экономического развития страны. 
   Задачи налогового планирования:

-детальное изучение позитивных и негативных проявлений во

 взаимоотношениях налогоплательщика и бюджета;

- проведение факторного анализа в системе налоговобюджетных отношений     для выявления влияния отдельных налогов и всей налоговой системы на показатели финансово-хозяйственной деятельности страны;

- оценка вероятности возникновения непредвиденных бюджетно-налоговых ситуаций.

   Налоговое регулирование – подразделяется в зависимости от способов воздействия на льготы и санкции. 
   Налоговый контроль – цель: препятствовать уходу от уплаты налогов. 
   Налоговые органы осуществляют налоговый контроль по средствам: 
- налоговые проверки (камеральные, выездные, встречные); 
- получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; 
- проверка данных учета и отчетности, помещений и территорий, -  используемых для извлечения дохода или прибыли. 
   Наиболее серьезные налоговые правонарушения:

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов

  налогообложения;

- неуплата или неполная уплата суммы налогов.

   В формировании налоговой системы в России можно выделить 3 этапа:

1 этап (1991-1993) - принятие закона об основах налоговой системы РФ.

Налоговая система  в Российской Федерации практически  была создана в1990г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

2 этап (1994-1998) - характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что безусловно создавало нестабильность налоговой системы. Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы.

Состояние бюджета  зависит, главным образом, от трех групп  факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной  промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

3 этап (1998-наше  время) - этап введения в действие единого документа по налогам. Первый проект кодекса был внесен в Государственную Думу еще в начале 1996 года Распоряжением Правительства РФ от 02.02.96 N 114-р. При этом к тому времени в правительстве была закончена разработка только первой (общей) части Налогового кодекса. После многомесячного обсуждения в комиссии и комитетах парламента летом следующего года кодекс был впервые вынесен на обсуждение палаты в целом.

   Особенности рыночных отношений в России:

Система рыночных отношений  внедряется в России с большими трудностями  и издержками. В качестве объективного фактора этого явления можно  назвать то, что в России никогда не было социально-рыночного хозяйства.

Дорога к  социально ориентированной рыночной экономике непростая и болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

1) Овладение разными формами  собственности и хозяйствования, обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;

2) Обеспечение структурной  перестройки экономики и преодоление  ее дефицитного характера;

3) Оздоровление финансово-кредитной  и денежной инфраструктуры, преодоление  инфляционных процессов;

4) Постепенный отход от  затратной модели ценообразования  “освобождения” цен на основную  часть продукции промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

5) Демонополизацию сферы  обращения, кредитного обслуживания  предприятий и населения, научного обеспечения экономики;

6) Переустройство национального  рынка как части мирового хозяйства;

7) Преодоление нерыночной  ориентации системы образования  и профессиональной подготовки.

   Выстраивая парадигму российской экономики, нужно уберечься от двух крайностей: во-первых, изобретения “своей” модели, что подобного нет нигде в мире; во-вторых, попыток слепого заимствования.

   Рынок должен опираться с одной стороны, на смешанную экономику с ее сильной государственной распределительной политикой, обеспечивающей достаточную поддержку социально уязвимых слоев населения, а с другой стороны - на принципы социального рыночного хозяйства, с их отчетливо выраженной антитоталитарной направленностью.

   Достичь таких целей возможно лишь в том случае, если удачно скомбинировать черты наиболее подходящих нам экономических моделей.      Разработанная модель рынка должна сочетать условия для развития конкурентной экономики и элементы довольно жесткого экономического регулирования рынка, сильную государственную политику и безусловный приоритет экономической эффективности, неприкосновенность и всемерную поддержку частной собственности, и относительно длительное сосуществование основанных на ней хозяйственных форм с мощным государственным сектором.

 

 

 

   В своей направленности векторы экономической и социальной эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того, безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация общества являются непременными атрибутами рыночной экономики. Для минимизации этих социальных явлений также требуется государственное вмешательство, регулирование рынка.

  Среди главных и апробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие:

- финансово-кредитная система с совершенной налоговой, эмиссионной и

  таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией

  и тактикой процентных ставок;

- механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и

  гибких, оптовых и розничных цен с нормативами формирования

  структурных слагаемых цены;

- различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические

  потребности и потребительский спрос населения;

- инвестиционная политика государства;

- объем и структура производимых товаров, формы их закупки и реализации, - квоты производства, экспортно-импортная политика;

- элементы и допустимые пределы чрезвычайности при реализации

  экономических программ в экстремальных условиях переходного периода, а

  также другие рычаги регулирования.

Именно регулирование  рынка должно составлять львиную  долю того, чем необходимо сегодня  заниматься правительству.

Во-первых, это  должен быть социально ориентированный  рынок, гармонично сочетающий антитоталитарный механизм социального рыночного хозяйства и экономическое макрорегулирование смешанной экономики.

Во-вторых, новая  модель экономики должна предусматривать, с одной стороны, относительно продолжительное  сосуществование сильного государственного и нарождающегося частного сектора  экономики.

В-третьих, и  в ближайшем будущем экономика  не может быть ничем иным, кроме  как двойственной экономикой, одним  из главных критериев управляемости  которой будет противоречивое единство достаточно жесткого регулирования  экономики и рыночного саморегулирования.

В-четвертых, усиление рыночной ориентации и рыночных тенденций  в сфере экономики должно происходить  на фоне аналогичного усиления роли государства  в социальной сфере.

В-пятых, в сложившейся  политико-экономической ситуации экономика  России должна представлять собой не сепаратистскую, а унитарную конструкцию, с существенными элементами регионального самохозяйствования.

 

 

 Условия  формирования рыночной системы  в России.

     Формирование системы рыночных отношений:

1. Либерализация: цен; хозяйственных операций; внешнеэкономических отношений

2. Структурные преобразования: разгосударствление; приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды

3. Институциональные преобразования:

• создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и  т.д.);

• формирование нового законодательства, а также  правил и норм, регулирующих поведение  субъектов экономики в различных  сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и т.д.);

Информация о работе Основы формирования налоговой системы государства в условиях рыночной экономики