Основы формирования налоговой системы государства в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (струк¬туре) сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.
Элементами любой системы, характеризующими налого¬вую систему как таковую, являются:
– виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих террито¬риальных образований (федеральные, региональные, местные);
– субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

Содержание

10. Основы формирования налоговой системы государства в условиях рыночной экономики…………………………………………………………..3
81. Экономическое содержание платы за землю, ее виды. Плательщики земельного налога, объект налогообложения, льготы, ставки, порядок и сроки уплаты……………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

кр.docx

— 47.15 Кб (Скачать)

     Содержание 

10. Основы  формирования налоговой системы  государства в условиях рыночной  экономики…………………………………………………………..3

81. Экономическое  содержание платы за землю,  ее виды. Плательщики земельного  налога, объект налогообложения,  льготы, ставки, порядок и сроки  уплаты……………………………………………………………………9

Список  используемой литературы…………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     10. Основы формирования  налоговой системы государства в условиях рыночной экономики 

     Анализ  налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют  в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.

     Элементами  любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

     – виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);

     – субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

     – органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;

     – законодательная база (НК РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

     Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и др. подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти.

     Частью I НК РФ установлен порядок действия законов о налогах и сборах, изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

     Часть II НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов (федеральных, региональных и местных), а также раскрытию  сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ.

     Налоговый кодекс РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.

     Согласно  законодательству РФ налоговая система  является трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов.

     В зависимости от уровня законодательной  базы и изъятия налогов различают  три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

     В зависимости от классификационных  признаков все платежи подразделяются на виды (таблица 1), ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

     Субъектами  налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в т.ч. в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.

Таблица 1

Виды  налогов Российской Федерации и  их налоговые ставки

    
№ п/п Виды  налогов и сборов РФ Налоговые ставки
1 2 3
              Федеральные налоги и сборы
1 Налог на добавленную  стоимость (НДС) Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.):

0%  –   на отдельные виды товаров,  топлива, ГСМ, работ и услуг,  связанных с перевозом через  таможенную границу, добычей драгоценных  металлов в Гоххран, перевозкой пассажиров и др.;

10%  –   при реализации продуктов, скота,  товаров для детей, периодических  изданий, медицинских товаров, лекарств и др.;

18% –  при реализации товаров, работ и услуг, не указанных выше.

Налог засчитывается целиком в федеральный  бюджет.

2 Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья Определяется  от реализованной (произведенной) стоимости  или объемов товаров (работ, услуг) в размере:

От 0 до 3629 руб. за единицу измерения, в зависимости  от вида подакцизного товара (алкогольной  продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.);

20-80% –  при реализации алкогольной продукции, вводимой на территорию РФ.

В федеральный  бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов  сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, природному газу; 95% по углеводородным видам продуктов, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов, 40% по бензину и дизельному топливу.

3 Налог на прибыль (доход) организаций Исчисляется из сумм налогооблагаемой прибыли в  размере:

от 0 до 24%. Из них:

а) Для  российских организаций:

24% –  на прибыль от доходов по основной деятельности, из которых 6,5% перечисляется в федеральный бюджет, 17,5% в бюджеты субъектов РФ, которую регионы могут понизить до 13,5%;

15% –  по доходам, полученным по дивидендам от иностранных организаций, по процентам отдельных видов ценных бумаг и облигаций;

9% –  по доходам, полученным по дивидендам от российских организаций и физических лиц, по процентам отдельных видов ценных бумаг и облигаций; 0% – по доходам от процентов по отдельным видам облигаций и займов;

б) Для  иностранных организаций:

24% –  на прибыль от основной деятельности;

20% –  на прибыль по отдельным источникам дохода (дивиденды, проценты, лизинговые операции и т.д.);

15% –  по доходам от дивидендов, полученных от российских организаций, от процентов по отдельным видам ценных бумаг и облигаций;

10% –  по доходам от аренды транспортных средств всех типов и видов;

9% –  по доходам от процентов по отдельным видам ценных бумаг и облигаций;

0% –  по доходам от процентов по отдельным видам облигаций и займов;

100% налога  на прибыль по всем позициям, кроме пункта а) – 24%, засчитывается в федеральный бюджет.

4 Налог на доходы физических лиц Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 до 35%, в т.ч.:

13% –  от общей суммы дохода за отчетный период с учетом льгот, вычитаемых из налогооблагаемой базы в размерах: стандартных вычетов – от 300 до 3000 руб.; социальных вычетов – 38 000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе или проходящего лечение; имущественных вычетов – от 125 000 до 1 000 000 руб.; профессиональных вычетов – от 20 до 40% от расходов, которые не подтверждаются документально;

13% –  от дохода, полученного от экономии на процентах за пользование кредитами;

35% –  от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки;

30% –  от доходов, субъектов налога, не являющихся налоговыми резидентами;

9% –  от доходов долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов или в виде процентов по облигациям;

6% –  от доходов долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов.

Налог в целом засчитывается в бюджеты  субъектов РФ.

5 Единый социальный налог (взнос) Исчисляется от общей годовой суммы выплат работником организаций или сумм дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, приходящейся на одного работника и распределяются в федеральный бюджет, фонд обязательного  медицинского страхования и/или  фонд социального страхования РФ. Например, при годовой налоговой базе на одного работника в 280 тыс. руб. – налоговая ставка равна 26%, из которых 20% перечисляется в федеральный бюджет; 3,2% – в фонд социального страхования РФ; 0,8 – в федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2% – в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Если  налоговая база превышает 280 тыс. руб., но не превышает 600 тыс. руб., то устанавливается определенная общая сумма плюс процентная доля сверх минимума налоговой базы в 280 тыс. руб., которая также распределяется по бюджету и фондам. Аналогично, если налоговая база превышает 600 тыс. руб.

6 Государственная пошлина Устанавливается однократно в зависимости, от субъекта налога и оказываемой услуги:

– по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ставки установлены в размерах от 100 до 20 000 руб., которая может быть снижена на 50% в зависимости от вида услуги;

– по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, ставки установлены в размерах от 100 до 100 000 руб., которая может быть понижена на 50% в зависимости от вида услуги;

– по делам, рассматриваемым в конституционных судах, ставка установлена в размере от 200 до 4500 руб.;

– при совершенствовании нотариальных действий, ставки установлены в размерах от 20 до 1млн. руб.;

– при государственной регистрации актов гражданского состояния ставки установлены в размере от 100 до 500 руб.;

– при совершении действий по приобретению гражданства и выезду (въезду) за пределы РФ ставки установлены в размере от 10 до 3000 руб.;

– при совершении действий государственными учреждениями ставки установлены в размере от 20 до 100 тыс. руб.

7 Сбор за право

пользования

объектами

животного мира

и водными

биологическими

ресурсами

Ставки  сбора за каждый объект животного  мира, в зависимости от вида, установлены в размере от 20 до 15 000 руб. При изъятии молодняка (до 1 года возрастом) диких копытных, ставки уменьшаются на 50%.

Ставки  могут быть равны 0%, если пользование  такими объектами осуществляются в  целях охраны здоровья населения, регулирования видового состава и т.д. Ставки сбора за каждый объект (тонну) водных биоресурсов установлены с учетом района водного бассейна и вида ресурса в размере от 20 до 100 000 руб., а за одно млекопитащее – от 150 до 30 000 руб. Ставка может быть равна 0%, если пользование такими водными ресурсами осуществляется в целях охраны здоровья населения, регулирования видов и т.д.

Сумма сбора за пользование объектами  животного мира уплачивается непосредственно  при получении лицензии, и за пользование  объектами водных биоресурсов уплачивается в виде разового 10% взноса при получении  лицензии, а остальные 90% в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии.

Вся сумма  сборов поступает в федеральный  бюджет.

8 Водный налог Ставка  налога за забор 1 тыс. куб. м воды для  технологических нужд из поверхностных  водных объектов установлена в размере от 246 до 480 руб., из подземных водных объектов – от 300 до 678 руб. в зависимости от бассейна озера, реки и экономического района, морской воды от 4,32 до 14,88 руб.

Ставка  налога при использований акватории рек и морей установлена в размере от 14,04 до 49,8 руб. за 1 кв. км в год с учетом акватории морского бассейна и экономического района.

Ставка  налога при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики  установлена в размере от 4,8 до 13,7 руб. за 1 тыс. кВт-ч электроэнергии. Ставка налога при использовании водных объектов для лесосплава установлена в размерах от 1183,2 до 1705,2 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Вся сумма  налога поступает в федеральный  бюджет.

9 Налог на добычу

полезных

ископаемых

Ставки  налога за добычу полезных ископаемых установлены в размере от 0 до 17,5 от налогооблагаемой базы:

0% –  при добыче попутного газа, подземных вод, минеральных и др.; 3,8% – при добыче калийных солей;

4% –  при добыче торфа, каменного угля и сланцев;

5,5% –  при добыче радиоактивных металлов, горнохимического сырья, бокситов и др.;

6% –  при добыче неметаллического сырья, битумных пород;

6,5% –  при добыче сырья, содержащего драгоценные металлы;

7,5% –  при добыче минеральных вод;

8% –  при добыче руд цветных и редких металлов, алмазов и др.;             16,5% – при добыче углеводородов и нефти;

17,5% –  при добыче газового конденсата;

135 руб.  – за добычу 1 тыс. куб. м газа.

Сумма налога засчитывается в федеральный  бюджет.

10 Налог на наследование или дарение Ставка  налога установлена в размере 10–30% от стоимости имущества (недвижимости, денежных средств, драгоценностей и т.д.) в зависимости от возраста и степени родства наследников.
II. Региональные налоги  и сборы
11 Налог на имущество организаций Устанавливается законом субъекта РФ. 2,2% от среднегодовой стоимости имущества. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.                           
12 Транспортный  налог Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и категории средства в расчете на 1 л. с мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства и устанавливается в размере от 2 до 200 руб., которые могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз.

Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.

Налоговая ставка может быть увеличена законом  субъекта РФ, но не более чем в 5 раз

13 Налог на игорный бизнес Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 ООО до 125 000 руб. за один игорный стол, автоматы, кассу тотализатора. Если ставки налога не установлены законом субъекта РФ, то они исчисляются в размере от 1500 до 25000 руб.

Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.

III. Местные налоги  и сборы
14 Земельный налог Устанавливается НК РФ и законодательными актами органов местного самоуправления в размере:

– 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к землям

– сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и инфраструктурой ЖКХ;

– 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения.

Налог засчитывается  в местный бюджет.

15 Налог на имущество физических лиц Ставка налога установлена с учетом суммарной  инвентаризационной стоимости в размере от 0,1 до 2%.

Налог засчитывается  в местный бюджет.

Специальные налоговые режимы
16 Единый  сельскохозяйственный налог Ставка налога исчисляется от налоговой базы в  размере 6% от суммы денежных доходов  сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, уменьшенной на величину расходов и величину убытков (но не менее чем на 30%).

Сумма налога засчитывается в федеральное  казначейство

17 Единый  налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности Ставка налога установлена в размере 15% от величины вмененного дохода, получаемого организациями и индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, и засчитывается в федеральное казначейство
18 Налогообложение при упрощенной системе налогообложения Ставки налога установлены в размере 6% от суммы  денежных доходов или 15% от суммы дохода с учетом ее уменьшения на величину расходов, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями.

Сумма налога засчитывается в федеральное  казначейство

19 Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции Инвестор уплачивает все виды налогов, предусмотренные  НК РФ, в т.ч. плату за негативное воздействие на окружающую среду и таможенные сборы. Инвестор может освобождаться от некоторых региональных и местных налогов.

Ставки  налогов установлены НК РФ в размерах, приведенных выше за исключением:

– налоговая  ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных  месторождений составляет 340 руб. за 1 т с учетом коэффициента динамики мировых цен на нефть; при этом она уменьшается на 50% до момента  достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, установленного соглашением;

– налоговая  ставка при добыче полезных ископаемых установлена с коэффициентом 0,5 относительно ставок, приведенных в пункте 9 табл. по налогу на добычу полезных ископаемых

20 Таможенная  пошлина и таможенные сборы Выведены из НК РФ и устанавливаются Таможенным кодексом РФ.

Ставки  пошлин и сборов установлены в  размерах не менее 0,05% от стоимости  товара (в иностранной валюте)

 

     Анализ  структуры налоговой системы России и видов налогов свидетельствует, что, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, система не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     81. Экономическое содержание  платы за землю,  ее виды. Плательщики  земельного налога, объект налогообложения,  льготы, ставки, порядок  и сроки уплаты 

     Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

     В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается  настоящим Кодексом и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ (ст. 387 НК РФ).

     Использование земли в РФ является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

     Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

     Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

     Объектом  налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

     Не  признаются объектом налогообложения:

     1) земельные участки, изъятые из  оборота в соответствии с законодательством РФ;

     2) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

     3) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

     4) земельные участки из состава  земель лесного фонда;

     5) земельные участки, ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (ст 389 НК РФ).

     Налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения:

     1) организации и учреждения уголовно-исполнительной  системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

     2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

     3) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

     4) общероссийские общественные организации инвалидов (в т.ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

     организации, уставный капитал которых полностью  состоит из вкладов указанных  общероссийских общественных организаций  инвалидов, если среднесписочная численность  инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

     учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

     5) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

     6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

     7) организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (ст. 395 НК РФ).

     Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

     1) 0,3 процента в отношении земельных  участков:

     – отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

     – занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

     – предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

     2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

     Допускается установление дифференцированных налоговых  ставок в зависимости от категорий  земель и (или) разрешенного использования  земельного участка (ст. 394 НК РФ).

Информация о работе Основы формирования налоговой системы государства в условиях рыночной экономики