Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:05, реферат
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
1. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.
Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность
по уплате конкретного налога или
сбора возлагается на налогоплательщика
и плательщика сбора с момента
возникновения установленных
Налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога,
если иное не предусмотрено законом, в
срок, установленный законодательством
о налогах и сборах, или досрочно.
Обязанность по уплате налога исполняется
в валюте Российской Федерации. Иностранными
организациями, а также физическими лицами,
не являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации, а также в иных случаях,
предусмотренных федеральными законами,
обязанность по уплате налога может исполняться
в иностранной валюте.
Если обязанность по исчислению и удержанию
налога возложена в соответствии с НК РФ
на налогового агента, то обязанность
налогоплательщика по уплате налога считается
выполненной с момента удержания налога
налоговым агентом.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой
налога и (или) сбора налогоплательщиком
или плательщиком сбора;
2) с возникновением обстоятельств, с которыми
законодательство о налогах и (или) сборах
связывает прекращение обязанности по
уплате данного налога и сбора;
3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. В этом случае задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
4) с ликвидацией
организации-налогоплательщика после
проведения ликвидационной комиссией
всех расчетов с бюджетами (внебюджетными
фондами).
Перечень
оснований, по которым обязанность
по уплате налога и (или) сбора прекращается,
не является исчерпывающим. Называя
конкретные основания, прекращающие данную
обязанность (уплата налога, смерть налогоплательщика
или признание его умершим, ликвидация
организации-налогоплательщика)
Остановимся
более детально на основных случаях
прекращения налогового обязательства.
Уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком
или плательщиком сбора. Самым распространенным
основанием для прекращения обязанности
по уплате налога является непосредственно
его уплата.
В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
Конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской" налог считается уплаченным со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета налогоплательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет. Однако Конституционный Суд РФ по ходатайству МНС России вынес определение от 25 июля 2001 г. N 138-О, согласно которому выводы, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда РФ N 24-П, касаются только добросовестных налогоплательщиков, что предполагает обязанность налоговых органов и других органов государства осуществлять контроль за исполнением налоговых обязательств в установленном порядке, проводить проверку добросовестности налогоплательщиков и банков и, в случаях выявления их недобросовестности, обеспечивать охрану интересов государства, в том числе с использованием механизмов судебной защиты. Таким образом, норма ст. 45 НК РФ рассчитана на добросовестные действия налогоплательщика, направленные на реальное исполнение обязанности по уплате налога, что подтверждено постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
Налог
не признается уплаченным в случае
отзыва налогоплательщиком или возврата
банком налогоплательщику платежного
поручения на перечисление суммы
налога в бюджет (внебюджетный фонд),
а также если на момент предъявления
налогоплательщиком в банк поручения
на уплату налога этот налогоплательщик
имеет иные неисполненные требования,
предъявленные к счету, которые
в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации
исполняются в первоочередном порядке,
и налогоплательщик не имеет достаточных
денежных средств на счете для
удовлетворения всех требований.
В случае неуплаты или неполной уплаты
налога в установленный срок обязанность
по уплате налога исполняется принудительно
путем обращения взыскания на денежные
средства налогоплательщика или налогового
агента на счетах в банке.
Возникновение
обстоятельств, с которыми законодательство
о налогах и (или) сборах связывает
прекращение обязанности по уплате
данного налога и сбора. Налоговое
обязательство возникает из закона
и носит односторонний
Установление
таких обстоятельств в
Смерть налогоплательщика или признание
его умершим в порядке, установленном
гражданским законодательством Российской
Федерации. Согласно ст. 17 ГК РФ способность
иметь гражданские права и нести обязанности
(гражданская правоспособность) у гражданина
возникает в момент его рождения и прекращается
смертью. Моментом завершения жизни человека
считается такое состояние организма,
при котором восстановление его жизнедеятельности
уже невозможно. Факт смерти гражданина
констатируется соответствующим свидетельством,
выданном органами ЗАГСа.
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных
лиц признан судом безвестно отсутствующим,
если в течение года по месту его жительства
нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности
установить день получения последних
сведений об отсутствующем началом
исчисления срока для признания
безвестного отсутствующим
Гражданин может быть объявлен судом умершим,
если по месту его жительства нет сведений
о месте его пребывания в течение 5 лет,
а если он пропал без вести при обстоятельствах,
угрожавших смертью или дающих основание
предполагать его гибель от определенного
несчастного случая, - в течение 6 месяцев.
Военнослужащий
или иной гражданин, пропавший без
вести в связи с военными действиями,
может быть объявлен судом умершим
не ранее чем по истечении 2 лет
со дня окончания военных
Днем
смерти гражданина, объявленного умершим,
считается день вступления в законную
силу решения суда об объявлении его
умершим. В случае объявления умершим
гражданина, пропавшего без вести
при обстоятельствах, угрожавших смертью
или дающих основание предполагать
его гибель от определенного несчастного
случая, суд может признать днем
смерти этого гражданина день его
предполагаемой гибели (ст. 45 ГК РФ).
Ликвидация организации-налогоплательщика
после проведения ликвидационной комиссией
всех расчетов с бюджетами (внебюджетными
фондами). Ликвидация юридического лица
влечет его прекращение без перехода прав
и обязанностей в порядке правопреемства
к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица;
2) по решению суда.
Учредители
(участники) юридического лица или орган,
принявшие решение о ликвидации
юридического лица, обязаны незамедлительно
письменно сообщить об этом в уполномоченный
государственный орган для
Учредители (участники) юридического лица
или орган, принявшие решение о ликвидации
юридического лица, назначают ликвидационную
комиссию (ликвидатора) и устанавливают
порядок и сроки ликвидации в соответствии
с действующим законодательством. С момента
назначения ликвидационной комиссии к
ней переходят полномочия по управлению
делами юридического лица.
Ликвидационная комиссия принимает меры
к выявлению кредиторов и получению дебиторской
задолженности, а также письменно уведомляет
кредиторов о ликвидации юридического
лица.
Выплата
денежных сумм кредиторам ликвидируемого
юридического лица производится ликвидационной
комиссией в порядке
Ликвидация
юридического лица считается завершенной,
а юридическое лицо - прекратившим
существование после внесения об этом
записи в Единый государственный реестр
юридических лиц (ст. 61-63 ГК РФ).