Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:05, контрольная работа
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Принцип справедливости. Согласно этому принципу, каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:
сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение).
Введение……………………………………………………………………….…3
Индивидуалистические теории налогов…………………………………….....8
Классическая теория…………………………………………………………...12
Кейнсианская теория…………………………………………………………..14
Монетаристская теория………………………………………………………..16
Теория экономики предложения……………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………….….19
Список литературы…………………………………………………………….22
Налоги как один из
видов государственных доходов,
которые должны покрывать затраты
по содержанию правительства. При этом
какая-либо иная роль (регулирование
экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась.
Что касается затрат по финансированию
иных расходов, то они должны покрываться
за счет пошлин и сборов, уплачиваемых
заинтересованными лицами. Налоги рассматриваются
как один из видов государственных доходов,
которые должны покрывать «расходы на
общественную оборону и на поддержание
достоинства верховной власти».
Основоположником
же теории налогообложения считается
шотландский экономист и философ А. Смит,
который считал, что платить налоги может
лишь тот, кто имеет доход. Он выделил три
основных источника, которым соответствовал
вид дохода: земля - рента, капитал - прибыль,
труд - оплата труда. Все другие виды доходов
(например, артистов, писателей и т.п.) -
вторичны и образуются от трех названных
доходов.
Это явление было описано в XVIII в. и связано
с введением нового налога.
Установление государством налога на
прибыль того или иного производителя,
вызывает переложение его на потребителей
продукции данного производителя, путем
включения данного налога в цену. Часто
переложение бывает многоступенчатым,
до тех пор, пока данный налог не доходит
до розничной цены и не уплачивается потребителем
конечной продукции (примеры: от добытчика
железной руды до покупателя металлической
посуды, установление налога крупные универмаги
в Пруссии в XIX в., введение налога на предметы
роскоши, введение налога на хлеб и пиво
в целях стимулирования труда рабочих.)
Д. Рикардо, следуя за А. Смитом, придерживается “вещного, материального воззрения на хозяйство”, исключая таким образом государственные услуги из разряда производительных затрат. Отсюда и его понимание налога: “Нет налогов, которые не тормозили бы накопление, поскольку нет ни одного налога, который не мешал бы производству. Налоги имеют тот же эффект, что и неплодородная почва, плохой климат, отсутствие ловкости или активности, плохое распределение рабочих мест, утрата станков”.
Основоположником кейнсианской теории налогообложения является английский экономист Дж.М. Кейнс (1883 - 1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж.М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.
Кейнсианская теория признает налоги главным рычагом регулирования экономики и выступают инструментом эффективного и справедливого развития экономической системы.
Концепция Дж.М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы развития экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и связанном с ним увеличении массового потребления. Исходя из этого, вмешательство государства осуществляется по линии достижения эффективного спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой национального богатства одну лишь бережливость, Дж.М. Кейнс обосновал важную роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. По его теории, экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку они в этом случае являются пассивным доходным источником и не используются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по Дж.М. Кейнсу, в регулировании этих процессов отводится налогам. Чтобы сбережения стали генератором экономического роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого постулата, основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточно высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению, прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низкие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостряют тем самым экономическую неустойчивость.
Таким образом, согласно теории Дж.М. Кейнса налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь «встроенными механизмами гибкости».
Экономическая теория Дж.М. Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине двадцатого столетия, особенно перед первой мировой войной.
Представители кейнсианства считали, что налог на потребление, введенный по прогрессивной ставке с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.
Приверженцы кейнсианства А. Хансен (1887–1975 гг.), Р. Харрод (1900–1978 гг.) и др. предлагали жесткую налоговую политику, предусматривавшую «систему повышенного налогообложения крупных доходов и наследства и льготного обложения низких доходов, стимулируя склонность к сбережениям».
Разработанная в 1912 г. профессором Чикагского университета М. Фридманом теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить, регулированием денежной массы в обращении. Кроме того, монетаристы допускают возможность государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов (в сторону их снижения). В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен, поскольку оно (государство) с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходы влекущие дополнительный рост инфляции.
Регулирование денежной
массы в обращении в сочетании
со снижением налогов и
М. Фридман предполагал сочетать монетаристскую и бюджетную политику посредством влияния государственного бюджета на объем денежной массы, а также сохранять на неизменном уровне такие элементы бюджета, как общая сумма расходов, трансфертные платежи, ставки налогообложения.
В периоды циклических спадов будет образовываться дефицит бюджета, в период подъема - положительное сальдо. При этом объем денежной массы будет автоматически следовать за состоянием бюджета: дефицит будет означать уменьшение количества денег, положительное сальдо - их увеличение.
Однако позже М. Фридман упростил метод автоматического регулирования объема денежной массы, сведя его к так называемому «денежному правилу»: устойчивый прирост количества денег из года в год, совпадающий с ежегодным темпом роста реального ВНП в длительной перспективе. Фридман определяет этот показатель на уровне 3-5% в год.
Темп роста денежной
массы для обеспечения
Это значение Фридман определяет равным 2, то есть «1% роста реального дохода соответствует 2% прироста реального количества денег и 1% роста отношения «наличность/доход».
Монетаризм, можно сказать целостная теория, представляющая собой специфический подход к регулированию экономики с помощью денежно-кредитных инструментов, где регулирующий фактор – деньги.
В соответствии с количественной теорией денег на первый план выдвигается их стабильная эмиссия независимо от экономического положения и состояния конъюнктуры. Объем денежной массы становится главным объектом денежно-кредитной политики. (кейнсианцы же в качестве средства денежного регулирования рассматривают процентные ставки).
Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен обеспечивать стабильность цен. Фридмен считал, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно. При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает руководствоваться правилом «механического» прироста денежной массы, которое бы отражало два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта.
Представители теории экономики предложения утверждали,
что высокие налоги сдерживают предпринимательскую
инициативу, экономически губительны
для любого плательщика независимо от
уровня его доходности. Кроме того, рекомендуется
обязательное сокращение государственных
расходов, поскольку любое правительство
склонно к увеличению своих расходов,
и для их покрытия необходимы дополнительные
средства, а их оно получает, прежде всего,
повышением уровня налогообложения.
Таким образом, теория экономики предложения базируется
на принципах свободного рынка. Так, утверждается,
что лучший регулятор рынка— сам рынок,
а государственное регулирование и высокие
налоги лишь мешают его нормальному функционированию.
Существует общий закон формирования
уровня налоговых ставок. Широкая налоговая
база позволяет иметь относительно небольшие
ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно
узкая налоговая база отдельных видов
налогов обязательно предполагает их
высокие ставки. Высокие и низкие ставки
налогов по-разному влияют на хозяйственные
процессы и деловую активность предпринимателей,
вызывают различную реакцию по отношению
к инвестиционным процессам. И это предполагает
объективность существования оптимальной
доли изъятия прибыли в бюджет.
Теория экономики предложения получила
свое развитие в исследовании, проведенном
в начале 1980- х годов в США рядом ученых
под руководством профессора А. Лаффера
Результаты исследования показали необходимость
сокращения предельных налоговых ставок.
Построив в виде параболической кривой
количественную зависимость между прогрессивностью
налогообложения и доходами бюджета, А.
Лаффер пришел к выводу, что снижение налогов
благоприятно воздействует на инвестиционную
деятельность хозяйствующего субъекта,
улучшает его платежеспособность^ и наоборот,
повышение предельных налоговых ставок
ведет к усилению побудительных мотивов
уклонения от их уплаты. Рост налоговых
поступлений возможен лишь до определенного
предела повышения налоговых ставок, затем
этот рост немного замедляется, и далее
идет либо такое же плавное снижение доходов
бюджета, либо их резкое падение.
А. Лаффер считает, что предельной для
совокупного налога с организации может
стать ставка, которая обеспечит изъятие
в бюджет 30% суммы его доходов. В этих пределах,
как он считает, происходит только увеличение
суммы доходов бюджета. При 40—50%-м изъятии
доходов сокращаются доходы организаций,
сбережения населения, что влечет за собой
незаинтересованность в инвестировании
в те или иные отраслиэкономики и сокращение
налоговых поступлений. Снижение налогов,
по его мнению, стимулирует развитие экономики, что
в свою очередь ведет к увеличениюгосударственныхдоход
Заключение.
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
Далеко не случайно "налоговые дискуссии" занимают в настоящее время заметное место в политической и экономической жизни, в парламентских дебатах как за рубежом, так и в нашей стране. И там и здесь обсуждение вопросов налоговой политики при всех принципиальных расхождениях, связанных с различием социально-экономических систем, приобретает одну своеобразную общую черту. Налоги рассматриваются не только с позиции общественных и государственных (фискальных) интересов, но и с точки зрения их воздействия на рынок. Рынок и налоги – вот интереснейшая проблема сегодняшнего дня. Интереснейшая потому, что налоги являются важным инструментом регулирования рыночных отношений. В мировой истории рынок уже прошел долгий путь.
На рынке свершился
переход от спонтанного саморегулирования
к регулированию со стороны государства.
Рыночные отношения и процессы сознательного
управления ими с помощью