О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:38, лекция

Описание работы

Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Работа содержит 1 файл

О функциях налогообложения.docx

— 21.51 Кб (Скачать)

О функциях налогообложения  и о регулятивном значении налогов  в экономике

(Аналитический  журнал «Налоги»,

 № 1, 2000 г.)

    Если  рассматривать функции налогов  в обществе, то в первую очередь  необходимо отметить, что в налогах  непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

    Рассматривая  современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют  следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), контрольную, поощрительную, регулирующую.

    1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    Фискальная функция (лат. fiscus – государственная казна): налоги выполняют свое основное назначение – насыщение доходной части бюджета, доходов государства для удовлетворения потребностей общества;

    2. Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л.Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними».

    Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.

    По  словам шведского экономиста К.Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель — сделать распределение жизненно важных средств более равномерным».

    В итоге происходит изъятие части  дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной  функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров  и в первую очередь роскоши, а  также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных  странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату  высокодоходной части населения  менее доходной за социальную стабильность.

    3. Контрольная функция налогов. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Кроме того, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

    4. Поощрительная функция налогов. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства и является скорее сопутствующей, чем ведущей.

    5. Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

    Регулирующая  функция показывает, как, в каком  направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные  пропорции, темпы экономического роста.

    Действие  регулирующей функции связано с  государственным регулированием экономики  через управление совокупным спросом  путем трансфертных платежей, государственных  закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.

      Функция финансов реализуется  через финансовый механизм. Он  включает совокупную организацию  форм, отношений, порядок формирования  и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.

      Регулирующая функция  обусловлена тем,  что:

     1) государство является собственником  и взаимодействует с разнообразными  структурами предпринимательского  сектора экономики, 2) государство  осуществляет экономическую политику  через институциональную систему, 3) имеются области функционирования  государства, в которых оно  играет главную роль (такие как,  оборона, социальная помощь и  т.д.). К сферам регулирования можно  отнести: общественный сектор, экономическая  безопасность, валютный курс, внешнеэкономическая  деятельность, безналичные расчеты,  денежное обращение, государственные  финансы, предпринимательство.

      Перераспределение денежных средств  осуществляется между сферами  материального и нематериального  производства, между отраслями, регионами  и т.д.

      На сегодняшний день регулирующая  функция в России развита слабо.

    Именно в настоящий момент следует признать, что регулирующая функция налогов направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.

    Анализируя  этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

    Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.

    В частности, в целях стимулирования развития строительства жилья, в  соответствии со ст.2 Закона РФ «Об основах  федеральной жилищной политики»  гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство  оказывает помощь, в том числе  используя систему налоговых  льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. Согласно ст.2 Федерального закона «О государственном регулировании  агропромышленного производства»  основными направлениями государства  в этой сфере признано льготное налогообложение. Такие же положения предусмотрены  в Федеральном законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» и в других законодательных  актах.

    История также знает примеры введения специальных налогов для достижения конкретных тех или иных экономических  результатов. Так, в 1948 году во Франции  был установлен «исключительный  налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель — уменьшить  избыточную покупательную способность  и была отражена в самом названии.

    Дестимулирующая подфункция напротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

    Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.

    В то же время, по мнению И.Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы  не только сами по себе — они также  противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает  большое стабилизирующее значение, когда влечет за сбой снижение общего налогового бремени. Это возможно только путем перераспределения налоговой  тяжести между плательщиками, что  непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае, налог не имеет целью подрыва собственной основы: налог существует для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличению таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не запретительными мерами.

    Однако  представляется, что значение налоговых  механизмов в регулировании и  управлении экономикой государства  все-таки достаточно преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено все-таки отнюдь не решающее значение.

    В этой связи можно согласиться  с. Пепеляевым, по мнению которого налог  в современных условиях устанавливается  с целью получения бюджетного дохода, поэтому воздействие на поведение  налогоплательщика с целью добиться какого-либо результата не может быть основной целью налога. Однако если какие-либо налоговые платежи начинает выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они  перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

    Так, стимулирующая функция налогов  влияет на экономическое поведение  субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты  мотивации. Налог отнюдь не стимулирует  зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогут никакие налоговые льготы и освобождения.

    Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В.Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичны.  

     -  Фискальная - изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели. Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Информация о работе О функциях налогообложения и о регулятивном значении налогов в экономике