Нологообложение в сфере экономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:40, реферат

Описание работы

Налог на добавленную стоимость является относительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, благодаря которому он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

Работа содержит 1 файл

Шамиль налоги НДС.docx

— 24.06 Кб (Скачать)

Налог на добавленную стоимость  является относительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, благодаря которому он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

НДС относится к группе косвенных налогов. Для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с  продаж, сходный по характеру с  НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными  военными расходами в период I Мировой  войны. Данный налог взимался многократно  на каждой стадии движения товара от производителя  к потребителю. В результате его  функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство, как покупателей, так и производителей. Прежде всего, это было связано с тем, что  потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны  производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны  непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами  в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом. Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения - розничной торговли - такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).

Широкое распространение  НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие  должны были гармонизировать свои налоговые  системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива  Совета ЕЭС провозгласила НДС  главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые  системы до конца 1972 года. В том  же 1967 году налог на добавленную  стоимость начал функционировать  в Дании, в 1968 - в ФРГ. Шестая директива  Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила  базу современной европейской системы  обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения  в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

В настоящее время НДС  взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских  странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется  близкий по методу взимания к НДС  налог с продаж.

Обширная география распространения  НДС свидетельствует о его  жизнеспособности и соответствии требованиям  рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в  практику налогообложения в немалой  степени способствовали следующие  факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся  у прямых налогов. К их числу можно  отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит  бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов  бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности  налогообложения.

В-третьих, потребность в  усовершенствовании существующих налоговых  систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий  механизм взимания НДС идентичен  во многих странах. Как известно, плательщиками  этого налога являются юридические  и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения  выступают оборот товаров, объем  произведенных работ и оказанных  услуг. Необходимо отметить, что налог  взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого  производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая  заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль  и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.). При  этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается  из облагаемого оборота. Так же, как  и по многим налогам, предусмотрены  льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием  каждой страны. Однако общей для  всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой  продукции. Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого  бизнеса, который, не располагая, как  правило, квалифицированным бухгалтерским  аппаратом, испытывает определенные трудности  при исчислении налогооблагаемой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения мелкие предприятия, сокращает  тем самым свои расходы, связанные  со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью  налогоплательщиков.

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень  колеблется от 15 до 25%. В некоторых  странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и  его социально-экономической значимости. Анализируя данные учебников, нетрудно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые в зарубежных странах, установлены на уровне 12 - 18%, что примерно равно ставкам, действующим в Российской Федерации. В то же время в Дании и Финляндии размер ставки налога на добавленную стоимость превышает общеевропейский и составляет 22 - 24%.

Необходимо отметить, что  количество применяемых ставок налога различно в разных странах: в Великобритании и Германии - две, во Франции - три, в  Италии - четыре. В Великобритании, Ирландии и Португалии используется также  нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что  владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему в добавок возмещаются  суммы НДС, уплаченные поставщикам.

Широкое распространение  НДС в зарубежных странах с  рыночной экономикой создало почву  для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС  были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота  взимался в основном в виде разницы  между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и  его ставка колебалась от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

В связи с возросшей  инфляцией налог с оборота  утратил свою жизнеспособность и  вместе с налогом с продаж был  заменен налогом на добавленную  стоимость. Новый налог выгодно  отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой  базы и ставок поступления будут  расти. Также необходимо отметить, что  НДС является менее обременительным  для отдельного производителя, поскольку  обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть  налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует  также обратить внимание на такой  факт, что налог на добавленную  стоимость являлся более простой  и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его  взимания на всей территории страны.

Объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов: пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях; создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики; присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации;   передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная  исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налоговый период устанавливается  как квартал.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10, и 18 процентов.

Сумма налога при определении  налоговой базы исчисляется как  соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а  при раздельном учете - как сумма  налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как  уменьшенная на сумму налоговых вычетов, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения  на территории Российской Федерации  производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (выполнения, в том числе  для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных  нужд, услуг) за истекший налоговый  период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются  таможенным законодательством Российской Федерации с учетом положений  главы 21 Налогового Кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Бабленкова И. И. //Основы теории государственных финансов и налогообложения // - M.: ВГНА Минфина РФ, 2008.
  3. Бобоев М.Р. //Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых государств// - Учебное пособие. - М.: Гелиос АРВ, 2002.
  4. Шаталов С.Д. //Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы// - М.:МЦФЭР, 2000.



Информация о работе Нологообложение в сфере экономической деятельности