Несовершеннолетние граждане как участники гражданских правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Значение рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения к международно-правовым документам, имеющих своей задачей обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

Содержание

1. Введение……………………….……………………………………………….....3


2. Несовершеннолетние граждане как участники гражданских правоотношений



2.1 Исторические аспекты правового положения детей.………...........................7


2.2 Международное и российское правовое регулирование положения детей …………………………………………………………………………………....9


2.3 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан…19


3. Заключение……………………………………………………………………….26


4. Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Гражданское право.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

   1. Введение……………………….……………………………………………….....3 

   2. Несовершеннолетние граждане как участники гражданских правоотношений

    

   2.1 Исторические аспекты правового положения детей.………...........................7 

   2.2 Международное и российское правовое регулирование положения детей …………………………………………………………………………………....9 

   2.3 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан…19 

     3. Заключение……………………………………………………………………….26 

     4. Список используемой литературы……………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ

       В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового  положения несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны    в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.

       Однако, дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости  не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. только 15% детей в России относительно здоровы.

       Изменения в экономической и социальной жизни России породили обстоятельства, которых не было ранее или которые  не проявлялись так отчетливо, как сейчас. Они непривычны для российских граждан, непривычны и для государства. Усиливается их отрицательное воздействие также на детей и молодежь, т. е. на будущее России. Речь идет о следующих факторах:

    • радикальные изменения в экономической и социальной политике, диктуемые новой для России рыночной экономикой;
    • отказ общества и его социальных групп от одних нравственных ценностей, переход к другим, ранее не признаваемым, создание новых нравственных ориентиров;
    • возникновение противоречий между новым и старым законодательством, между разными новыми отраслевыми законами, между законами и юридической практикой;
    • противоречия между законами, практикой, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями (запросами) молодого поколения страны, даже в младших возрастных подгруппах, - с другой.

       Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить  экспертизу специалистов с точки  зрения соответствия правовых норм  нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.

       В подтверждение этому можно привести слова  Президента В.В.Путина, сказанные  им в Послании Федеральному собранию  3 апреля 2001 г. : "… сегодня наша нормативно-правовая база, с одной стороны, избыточна, с другой - неполна. Законов принято даже слишком много. Многие из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев - так и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких - групповых или ведомственных - интересов.      Кроме того, много раз отмечалось: любой закон должен быть обеспечен - и организационно, и материально".  

       За 90-е годы государством сделан шаг  вперед в направлении укрепления правовой защиты детства.

       Новые Гражданский, Семейный и Уголовный кодексы Российской Федерации; Федеральные законы России ("Об образовании", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О рекламе" и др.), безусловно, повысили уровень правовой защиты несовершеннолетних, в том числе и от негативных явлений современной жизни. Вместе с тем они не всегда согласованы между собой. Раннее включение подростков в трудовую деятельность, в самостоятельную семейную жизнь вступает в противоречие с запретами для них в области досуга, с профилактическими предписаниями и методами, имеющимися в законе "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" .  И этих противоречий немало.

       Сложным всегда бывает столкновение закона и  практики. Именно это и произошло  с подростками, работающими в частном секторе экономики. В печати не раз поднимался вопрос о том, что частный бизнес не следует нормам российского трудового законодательства, создавая "свои нормы" труда и поведения. К сожалению, более всего это относится к труду в этом секторе именно несовершеннолетних.

       Если  соотнести факт расширения нормативно-правовой базы, касающейся положения несовершеннолетних  с данными статистики, приведенной  ниже в моей работе, возникает много  вопросов и один из самых актуальных  – что нужно сделать, чтобы закон работал ?

       Законодательство  об охране детства еще достаточно молодо, нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Для определения  путей его развития необходим  детальный анализ существующей нормативной  базы, практики применения законов, выполнения целевых программ.

     Среди литературы, имеющей отношение к  гражданско-правовому положению  несовершеннолетних, значительное место  занимает Гражданский Кодекс РФ, комментарии  законов, способствующие развитию практики применения норм права. Среди авторов: Гуев А.Н.- автор постатейного научно-практического комментария норм ГК РФ и Мурзин Д.В. – составитель постатейных приложений судебной практики к ГК РФ.

       Актуальность  рассматриваемой в работе проблемы определяется необходимостью преодоления  негативных тенденций в обществе, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение правового государства на демократических принципах, как это установлено Конституцией РФ.

     Значение  рассматриваемых в данной работе вопросов состоит в том, что Россия становясь на путь стабильности и формирования  условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в  международное правовое пространство. И какими бы не были внутренние трудности, ограниченные ресурсы, настала острая необходимость присоединения  к международно-правовым документам, имеющих своей задачей  обеспечение защиты подрастающего поколения от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого поколения.

       Изучение  нового Гражданского и Семейного  кодексов РФ в целом, а также проблем определения дееспособности и, особенно, эмансипации в гражданском процессе послужили причиной выбора  данной темы. По моему мнению,   проблематика  несовершеннолетних, как особой  категории граждан, будет актуальной в рамках совершенствования законодательства и проводимой судебной реформы. Здесь имеется широкое поле для интересного научного поиска в целях совершенствования и практического приложения полученных знаний.    

       Целый ряд работ посвящен вопросу правового  положения несовершеннолетних. В своих работах авторы обращают внимание на необходимость урегулирования правового статуса ребенка, порядка осуществления им права на защиту, права выражать свое мнение, а также вопросу ответственности за вред, причиненный несовершеннолетними.

         Наиболее значимыми для своей  дипломной работы считаю работы: С. Сорокина "Конвенция ООН  о правах ребенка", в которой  автор рассматривает проблемы  правового положения несовершеннолетних  в России с точки зрения  международного права и статья  этого же автора "Имущественные права ребенка", в которой он рассматривает вопросы имущественных прав детей и их защиты с точки зрения современного российского законодательства.   С. Бушкина в работе "Эмансипация: проблемы и перспективы" определяет  группы правовых последствий объявления лица полностью дееспособным, рассматривает  практику  применения  эмансипации, как  новеллы в отечественном законодательстве. 

       В работе Трунцевского Ю.В. и Сумачева А.В. "Права ребенка и секс-индустрия" поднимается проблема разлагающего воздействия на несовершеннолетних безнравственной продукции.

       С. Полич в статье "Охрана прав несовершеннолетних при приватизации жилья" говорит  о многочисленных нарушениях жилищных прав несовершеннолетних.     

        До последнего времени почти  не проводились исследования по проблемам гражданско-правового положения несовершеннолетних, особенно в контексте современного гражданского и хозяйственного права.  Пожалуй, наиболее полно эта проблема освещена  в монографии  Б.В.Зыкина "Предупреждение административных  правонарушений несовершеннолетних граждан".

     Важным  источником изучения проблематики положения  несовершеннолетних для меня явились  материалы работы Комиссий по делам  несовершеннолетних  при администрации  Псковской области и при администрации  г. Острова и Островского района. Это - статистические данные и отчетные материалы, материалы  судебной практики.

     Цель  данной  работы состоит:

    1. Сформулировать юридическое определение правового статуса несовершеннолетнего гражданина;

 

       

2. Несовершеннолетние граждане как участники гражданских правоотношений

    2.1 Исторические аспекты правового положения детей .

 

       Положение детей в России с древних времен определялось главенствующим положением  отца в семье, т.е. на отцовской власти. Законность происхождения ребенка  в древнерусские времена еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства наложничества, главным было признание ребенка своим отцом.

       С принятием христианства постепенно начинает придаваться значение только законному родству. В Уложении 1648 г. запрещалось узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери.

       Родительская  власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители не имели, однако убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так по Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался лишь к году тюремного заключения  и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

       Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует  в этом случае "биение жезлом и  сокрушение ребер".(19, с. 63) Государство  принципиально в эти отношения не вмешивалось. Жаловаться на родителей дети не могли. За одну только попытку подать жалобу Уложение 1648г. предписывало "бить их кнутом нещадно ".

       Родители  могли обратиться для наказания  детей и к публичным властям. Дело при этом по существу не рассматривалось, и в суть обвинений никто не вникал. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить детей к порке кнутом.

       Родители  имели право отдавать детей в  холопство. Несмотря на осуждение церкви, практиковалось насильственное пострижение детей в монахи.

       Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права, но особых изменений в положении детей не произошло. Правда, произошло некоторое смягчение власти родителей над детьми. Так, родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или  отдавать их в монастырь.

       Право родителей применять физические наказания так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная  с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В Конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверями.

     Родители  по-прежнему могли использовать и  публично-правовые меры против непокорных детей. Так, Уложение о наказаниях (ст.1953) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям. (19, с.59)

     Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный  совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло квалифицироваться как "наветы на родителей" или "выражение непочтения", это только усугубляло вину детей.

Информация о работе Несовершеннолетние граждане как участники гражданских правоотношений