Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:50, курсовая работа
Целью работы, является комплексный анализ общественных отношений по поводу неналоговых доходов бюджета Российской Федерации.
Для этого поставлены задачи:
Рассмотрение видов неналоговых доходов бюджета Российской Федерации;
Изучение состава и содержания неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета…………………...5
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание………………..5
1.2 Источники неналоговых доходов бюджета РФ……………………………8
2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов……11
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ…………………………...11
2.2 Местные неналоговые доходы……………………………………………..14
3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ………………………………17
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ……...17
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………...
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетных организаций значительно большую роль играют внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам3. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Штрафы, как правило, подлежат зачислению в доходы местных бюджетов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.
Таким
образом, в трактовке Бюджетного
кодекса РФ неналоговые доходы представлены
доходами от собственности и внебюджетными
источниками государственных и муниципальных
предприятий. В таком случае законодательно
фактически ни к какой конкретной группе
доходов бюджета не отнесены два крупнейших
доходных источника: доходы от внешнеэкономической
деятельности и платежи при пользовании
природными ресурсами4. Вместе с
тем согласно бюджетной классификации
доходов бюджетов в состав доходов включены
кроме налоговых и перечисленных неналоговых
доходов доходы от внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) и платежи при пользовании
природными ресурсами. С учетом наличия
в составе неналоговых доходов бюджетов
статьи «иные неналоговые доходы» (ст.
41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми
и выступают названные виды доходов. Однако,
по мнению многих ученых, относить такой
объемный по поступлениям в бюджет источник
доходов к «иным» не представляется правильным5.
2. НЕНАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И МЕСТНЫХ
БЮДЖЕТОВ
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов
Российской Федерации
Доходы бюджетов субъектов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и области в распоряжение органов государственной власти области.
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:
1) налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 56 БК РФ);
2) неналоговых доходов;
3) иных поступлений.
Неналоговые
доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации формируются в
К неналоговым доходам бюджетов субъектов относятся:
1)
доходы от использования
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности области;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности области, под залог, в доверительное управление;
- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим области;
- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области;
2)
часть прибыли (дохода) государственных
унитарных предприятий области,
3)доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в областной государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;
4)
доходы от платных услуг,
5) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, решениями судов;
6)
доходы, получаемые от продажи
имущества, находящегося в
7) плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;
8)
платежи за пользование лесным
фондом в части, превышающей
минимальные ставки платы за
древесину, отпускаемую на
9) иные неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
В
доходах бюджетов субъектов наибольшую
долю (более 90%) имеют налоговые доходы.
Неналоговые доходы составляют около
10-15% в общей сумме доходов. Остальная доля
доходов приходится на безвозмездные
и безвозвратные перечисления средств
в основном из бюджетов других уровней
в форме дотаций и субвенций (трансфертов).
2.2
Неналоговые доходы местных
Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 процентов.
В бюджеты городских округов и муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.
В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.
В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов6.
Доходы местных бюджетов формируются за счет следующих источников:
Местные
налоги и сборы, отчисления от федеральных
и региональных налогов, а также
неналоговые платежи в
Неналоговые доходы формируются:
1)
от использования (сдачи в
2)
от платных услуг, оказываемых
органами местного
3)
от доходов от продажи
4) в местный бюджет поступают и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);
5)
неналоговые доходы местных
К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
- субвенций из региональных фондов компенсаций;
- перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
- перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.
Доходы
местных бюджетов формируются за
счёт собственных доходов и доходов
за счёт отчислений от федеральных
и региональных регулирующих налогов
и сборов, а также неналоговых доходов
и безвозмездных перечислений. Доля неналоговых
доходов в доходной части местного бюджета
составляет 3,6 %. К основным источникам
неналоговых доходов местных бюджетов
относятся доходы от пользования имуществом,
находящимся в муниципальной собственности,
и от деятельности предприятий и организаций,
находящихся в муниципальной собственности.
Эти средства являются доходами, которые
местные бюджеты получают из собственных
независимых источников7.
3. ЗНАЧЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых
доходов бюджета РФ
Управление неналоговыми доходами является составной частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с корпоративными финансами такие функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется так называемое пообъектное планирование.