Неналоговые доходы бюджетов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы, является комплексный анализ общественных отношений по поводу неналоговых доходов бюджета Российской Федерации.
Для этого поставлены задачи:
Рассмотрение видов неналоговых доходов бюджета Российской Федерации;
Изучение состава и содержания неналоговых доходов государственного бюджета Российской Федерации.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика неналоговых доходов бюджета…………………...5
1.1 Неналоговые доходы бюджета РФ: понятие, содержание………………..5
1.2 Источники неналоговых доходов бюджета РФ……………………………8
2. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов……11
2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ…………………………...11
2.2 Местные неналоговые доходы……………………………………………..14
3. Значение неналоговых доходов бюджета РФ………………………………17
3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых бюджетов РФ……...17
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

неналоговые доходы бюджетов финансовой системы РФ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, для бюджетных учреждений являются внебюджетными средствами. В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, дефицит бюджета и недостаточное бюджетное финансирование, для всех бюджетных организаций значительно большую роль играют внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам3. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

     Штрафы, как правило, подлежат зачислению в  доходы местных бюджетов по месту  нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

     Таким образом, в трактовке Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы представлены доходами от собственности и внебюджетными  источниками государственных и муниципальных предприятий. В таком случае законодательно фактически ни к какой конкретной группе доходов бюджета не отнесены два крупнейших доходных источника: доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи при пользовании природными ресурсами4. Вместе с тем согласно бюджетной классификации доходов бюджетов в состав доходов включены кроме налоговых и перечисленных неналоговых доходов доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и платежи при пользовании природными ресурсами. С учетом наличия в составе неналоговых доходов бюджетов статьи «иные неналоговые доходы» (ст. 41 БК РФ), можно заключить, что именно таковыми и выступают названные виды доходов. Однако, по мнению многих ученых, относить такой объемный по поступлениям в бюджет источник доходов к «иным» не представляется правильным5.  
 

2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ 

        2.1 Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации 

     Доходы  бюджетов субъектов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и области в распоряжение органов государственной власти области.

     Доходы  бюджетов субъектов Российской Федерации  формируются за счет:

     1) налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (ст. 56 БК РФ);

     2) неналоговых доходов;

     3) иных поступлений.

     Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41 - 43, 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет:

  1. части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;
  2. платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;
  3. сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.
  4. платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

     К неналоговым доходам бюджетов субъектов  относятся:

     1) доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  собственности области, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, в том числе:

     - средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности области;

     - средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

     - средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной собственности области, под залог, в доверительное управление;

     - плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

     - доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим области;

     - другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности области;

     2) часть прибыли (дохода) государственных  унитарных предприятий области,  остающаяся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых законом области об областном бюджете;

     3)доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываемые в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отраженные в доходах областного бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в областной государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;

     4) доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися  в ведении Администрации области,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

     5) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного области, и иные суммы принудительного изъятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, решениями судов;

     6) доходы, получаемые от продажи  имущества, находящегося в государственной  собственности области, подлежащие  зачислению в областной бюджет  в полном объеме.

     7) плата за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;

     8) платежи за пользование лесным  фондом в части, превышающей  минимальные ставки платы за  древесину, отпускаемую на корню, - по нормативу 100 процентов;

     9) иные неналоговые доходы, зачисляемые в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

     В доходах бюджетов субъектов наибольшую долю (более 90%) имеют налоговые доходы. Неналоговые доходы составляют около 10-15% в общей сумме доходов. Остальная доля доходов приходится на безвозмездные и безвозвратные перечисления средств в основном из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций (трансфертов). 

     2.2 Неналоговые доходы местных бюджетов 

     Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются  и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

     В бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов  подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду  по нормативу 40 процентов.

     В бюджеты городских округов и  муниципальных районов подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100 процентов.

     В бюджеты поселений, городских округов  до разграничения государственной  собственности на землю поступают  доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов.

     В бюджеты муниципальных районов  до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100 процентов6.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счет следующих источников:

  1. местных налогов и сборов;
  2. отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов; от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
  3. неналоговых доходов.

     Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных  и региональных налогов, а также  неналоговые платежи в совокупности составляют собственные доходы местных  бюджетов. Иными словами, их собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на основе Бюджетного Кодекса РФ или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты.

     Неналоговые доходы формируются:

     1) от использования (сдачи в аренду) имущества, находящегося в муниципальной  собственности;

     2) от платных услуг, оказываемых  органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

     3) от доходов от продажи имущества,  находящегося в муниципальной  собственности;

     4) в местный бюджет поступают  и другие неналоговые доходы (штрафы, суммы конфискаций, компенсаций и пр.);

     5) неналоговые доходы местных бюджетов  формируются также за счет  части прибыли муниципальных  унитарных предприятий, остающейся  после уплаты налогов, в размерах, устанавливаемых правовыми актами  органов местного самоуправления.

     К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде:

     - финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

     - субвенций из региональных фондов компенсаций;

     - перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

     Доходы  местных бюджетов формируются за счёт собственных доходов и доходов  за счёт отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. Доля неналоговых доходов в доходной части местного бюджета составляет 3,6 %. К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников7. 

 

3. ЗНАЧЕНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ 

         3.1 Вопрос о повышении эффективности неналоговых доходов бюджета РФ 

     Управление  неналоговыми доходами является составной  частью управления совокупными доходами государства, имеющего по аналогии с  корпоративными финансами такие  функциональные элементы, как организация, планирование, регулирование, контроль. По сравнению с организацией управления налогами хуже обстоят дела с управлением неналоговыми доходами. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. В то же время в мировой практике данный вид доходов четко планируется и жестко контролируется. Например, доходы от сдачи имущества в аренду планируются либо автоматическим методом (в плановый год заносятся данные из отчета прошлого периода), либо осуществляется так называемое пообъектное планирование.

Информация о работе Неналоговые доходы бюджетов РФ