Неналоговые доходы
бюджета РФ: понятие,
содержание
Неналоговые доходы, равно как
и налоговые устанавливаются
органами представительной власти
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации. Перечень
неналоговых доходов един для
бюджетов всех уровней и устанавливается
законом о бюджетной классификации.
Виды неналоговых доходов определяются
Бюджетным кодексом Российской
Федерации.
Неналоговые формы мобилизации
финансовых ресурсов имеют характерные
черты, отличающие их от налоговых
поступлений:
- порядок
установления, исчисления и взимания
регламентируется комплексом нормативных
документов, согласно которым неналоговые
доходы могут носить обязательный
и необязательный характер, взиматься
на добровольной и принудительной
основах;
-не
определены конкретные ставки, сроки
уплаты, льготы и другие налоговые
элементы;
-большая
целевая направленность использования
поступлений, закрепленная в правовых
актах по порядку исчисления
и взимания каждого конкретного
платежа;
- нет
жесткого планирования; на практике
оно осуществляется, исходя из
фактических поступлений за предыдущие
периоды с учетом динамики, темпов
инфляции и изменений в законодательстве.
- в группу
неналоговых доходов включаются
довольно разнородные платежи,
получение которых бюджетом имеет
различные основания. Всех их
объединяет тот факт, что они
не являются налогами.
Неналоговые доходы являются
платежами, которые классифицируются
по характеру их поступления
в бюджет и включают в себя
возмездные операции от прямого
предоставления государством разных
видов услуг и продажи товаров,
а также некоторые безвозмездные
платежи в виде штрафов или
иных санкций за нарушение
законодательства, конфискации и
все добровольные невозвратные
текущие поступления из негосударственных
источников.
Итак, к
неналоговым доходам - по законодательству
Российской Федерации относятся:
- доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности;
- доходы
от продажи или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося
в государственной и муниципальной
собственности;
- доходы
от платных услуг, оказываемых
соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной
власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления;
- средства,
полученные в результате применения
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности,
и иные суммы принудительного
изъятия;
- доходы
в виде финансовой помощи и
бюджетных ссуд, полученных от
бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ; а также иные неналоговые
доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного
Кодекса Российской Федерации.
Нужно отметить, что в различных
нормативных документах приводится
не только разный состав, но
и разные группировки неналоговых
доходов. Так, например, в соответствии
с Бюджетным кодексом финансовая
помощь бюджетам нижестоящих
уровней относилась к группе
неналоговых доходов, в то время
как в редакции ФЗ “О бюджетной
классификации” от 06.05.2003 года помощь
бюджетам других уровней относится
к самостоятельному разделу «безвозмездные
перечисления».
Неналоговые доходы бюджетов
разных уровней имеют существенные
отличия от налоговых поступлений.
Порядок их установления, исчисления
и взимания регламентируется
комплексом нормативных документов.
Например, порядок перечисления
средств, получаемых в порядке
приватизации государственного или муниципального
имущества, определяется законодательством
Российской Федерации о приватизации,
а взимание отдельных санкций — Гражданским
и Уголовным кодексами Российской Федерации.
Неналоговые доходы могут носить обязательный
и необязательный характер, взиматься
на добровольной и принудительной основе.
У них не определены конкретные ставки,
сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые
элементы.
Как правило, большинство неналоговых
доходов зачисляются в соответствующие
бюджеты в полном объеме и
являются их собственными доходами.
За федеральным бюджетом закреплены
доходы от внешнеэкономической
деятельности, доходы от реализации
государственных запасов и резервов
и прибыль Банка России по
нормативам, установленным федеральными
законами.
В структуре неналоговых доходов
федерального бюджета Российской
Федерации наибольшую долю составляют
доходы от внешнеэкономической
деятельности, а вторыми по значению
являются доходы от сдачи в
аренду имущества, находящегося
в государственной собственности.
Резервом роста неналоговых доходов
является увеличение доходов
от имущества, находящегося в
собственности государства, в
частности, в виде дивидендов
по акциям, от сдачи в аренду объектов
недвижимости.