Современная
налоговая система
была введена в
Казахстане в начале 90-х
годов. Необходимость
быстрого и коренного
изменения действовавшей
в Советском Союзе
налоговой системы
была обусловлена
изменением экономической
политики, формированием
рыночных отношений
в казахстанской экономике.
Теоретически при осуществлении
перехода к рынку можно
было бы просто скопировать
налоговые законы, действующие
в странах Западной
Европы. Однако налоговые
страны Западной Европы
сложились в результате
десятилетий функционирования
рынка, действуют в относительно
устойчивой экономике (низкий
темп инфляции, рост
объемов производства,
стабильные экономические
структуры). Такой экономической
ситуации на начало
проведения рыночной
реформы в Казахстане
просто не было. По оценкам
различных международных
организаций, налоговое
законодательство Республики
Казахстан является
лучшим среди стран
СНГ. У нас есть единый
Налоговый Кодекс, электронная
налоговая отчетность,
да и сами ставки налогов
небольшие: 10 процентов,
к примеру составляет
подоходный, а НДС с 1
января текущего года - 13
процентов. В соответствии
с Законом Республики
Казахстан от 07.07.2006
г. «О внесении изменений
и дополнений в некоторые
законодательные акты
Республики Казахстан
по вопросам налогообложения»
с 1 января 2008 года ставка
НДС составила 13 процентов.
При этом нужно обратить
внимание, что в 2007 году
ставка НДС составляла 14
процентов, а с 1 января 2009
года ставка НДС составляет 12
процентов.Проблемы,
естественно, тоже имеются
- одни недовольны размером
штрафных санкций за
неуплату налогов, другие
сложностью формулировок
законодательных актов
по вопросам налогообложения,
из - за чего происходят
ошибки в ходе уплаты
и начисления налогов.
Переход к рынку любой
ценой потребовал принятия
законодательства о
новой налоговой системе,
правил и инструкций,
регламентирующих ее
деятельность, дающих
возможность управлять
этой системой, а также
создания надлежащего
налогового механизма.
и т.д.). Существенно
изменилась экономическая
суть многих ранее действовавших
налогов (налог на прибыль,
акцизы, подоходный
налог с физических
лиц и др.).Самым крупным
недостатком нынешней
налоговой системы является
чрезмерное преобладание
в ней фискальной направленности.
Все другие функции
налоговой системы (стимулирование
производства, инновационной,
инвестиционной и предпринимательской
деятельности, повышение
конкурентоспособности
отечественной экономики,
формирование относительной
социальной справедливости)
не выполняются вообще.
Высокий уровень налогового
давления на налогоплательщика,
чрезмерность налогового
пресса для законопослушных
налогоплательщиков
угнетают экономику
Казахстана, выполняют
абсолютно разрушительную
роль. В самом начале
перестройки экономической
и налоговой политики
были введены завышенные
ставки НДС. В противовес
этому оппонентами предлагалось
умеренная суммарная
налоговая ставка. Завышенная
совокупная налоговая
ставка приведет к негативным
последствиям:
-спаду
отечественного производства,
ухудшению его
структуры и ослаблению
позиций казахстанских
товаропроизводителей
на внутреннем и международном
рынках;
-тотальному
стремлению производителей
всех форм собственности
к уходу от налогообложения;
-утечка
капиталов за рубеж;
-криминализации
хозяйственной жизни,
нарастанию «теневой
экономики».
Негативные
последствия действующей
налоговой политики
проявляются в
значительном сужении
базы налогообложения.
Реакцией на высокий
уровень налогового
давления становится
то, что многие хозяйствующие
субъекты переходят
в так называемую
«теневую экономику».
Вместо вложения капитала
в материальное производство
происходит его перелив
в торгово-посреднические
сферы, что также способствует
увеличению криминальной
зоны. Уходу от уплаты
налогов способствует
также достаточно высокий
уровень штрафных санкций.
Широко применяются
на практике такие способы
ухода от налогового
пресса, как выдача беспроцентных
ссуд сотрудникам, имитация
неплатежеспособности,
привлечение подставных
лиц и «фирмишек» при
осуществлении коммерческих
операций, расчеты наличной
валютой. Таким образом,
с одной стороны, вне
государственного контроля
оказываются огромные
суммы доходов населения,
концентрируемые в руках
незначительной его
части, с другой - растущие
недоимки налогов с
юридических лиц. В результате
существенно падают
поступления средств
в государственный бюджет.
Сужению доходной базы
государственного бюджета
и созданию дополнительных
возможностей ухода
от налогов способствует
огромное число налоговых
льгот.
Цель
установления льгот,
казалось бы, благая -
достичь определенных
общественных целей:
-
стимулирования экономического
роста;
-
поддержки отдельных
отраслей, малого
предпринимательства;
-
ускоренной амортизации.
Однако
отсутствие достаточно
ясной, утвержденной
на государственном
уровне экономической
стратегии привело
к тому, что льготы
все больше становятся
тормозом эффективной
экономической политики.
Всякий раз, когда в
системе налогообложения
появляются льготные
условия для отдельных
налогоплательщиков,
в их пользу перераспределяется
хозяйственный оборот,
а государство теряет
гораздо большие суммы,
чем планировалось.
И все это ради того,
чтобы какие то частные
лица получили ренту
за счет различия в условиях
налогообложения. В
рыночной экономике,
неопределенность в
налогообложении, сдерживает
инвестиции. Если предприниматель
знает, что в случае
нахождения им способа
заработать больше денег,
правительство найдет
способ изъять их в виде
налогов, старается
или уклониться от налогообложения,
или свернуть свою деятельность.
Таким образом, ныне
действующая налоговая
система, являясь реальным
инструментом реализации
экономической политики,
отражающей концепцию
Министерства Финансов,
направлена на низкое
снижение экономической
безопасности Казахстана,
на завершение сползания
отечественного производства
в периферийную экономику,
сопровождаемую консервацией
низкого уровня жизни
основной массы населения
и образованием пропасти
между нею и элитной
группой сверх богатых
людей.. Вот почему, в
зависимости от конкретной
ситуации, в том числе
специфики и состояния
развития экономики,
стабильности государственной
власти страны, этот
фактор может выступать
либо в качестве средства,
обеспечивающего его
хозяйственную безопасность,
либо, напротив, - источника
повышенного для него
риска, либо даже угрозы.