Налоговый учет: сущность и организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание работы

Налоговый учет (ст.313 НК РФ) - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом Российский Федерации.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Работа содержит 1 файл

1 вопрос н.учет.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

Предмер «Налоговый учет» 

Реферат 

Тема: «Налоговый учет: сущность и организации» 
 

Налоговый учет (ст.313 НК РФ) - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом Российский Федерации.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей  налогообложения хозяйственных  операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), при этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Налоговый кодекс закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета. В нем не содержится указаний на конкретную методологию налогового учета.

Данные  налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (налоговом) периоде;
  • сумму остатков расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы следующих налоговых периодов;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу (выявляется на счетах бухгалтерского учета).

Первичные документы налогового учета имеют в своей основе бухгалтерские первичные документы, в которые для целей налогообложения могут вводиться дополнительные реквизиты. В некоторых случаях для целей налогообложения могут создаваться специальные документы.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов.

В качестве расчета налоговой базы может  использоваться форма декларации по налогу на прибыль.

Цели  и задачи налогового учета для расчета налога на прибыль являются составной частью целей и задач бухгалтерского учета, и выделение налогового учета как самостоятельной единицы приводит к дублированию одной и той же информации в аналитических регистрах двух видов учета, хотя данное дублирование обусловлено в законодательном порядке. 

Дублирование  учетных регистров

Ст. 9 и 10 ФЗ «О бухгалтерском  учете» Ст. 313 и 314 НК РФ
«Все  хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет …

Регистры  бухгалтерского учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах  бухгалтерского учета в хронологической  последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета».

«Налоговый  учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом ...

..Подтверждением  данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические  регистры налогового учета;

3) расчет  налоговой базы».

«...Аналитические  регистры налогового учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы».

Из анализа учетных регистров следует, что налоговый учет нельзя рассматривать как нечто обособленное от бухгалтерского по нескольким причинам:

1) слишком  тесна методическая и документальная связь между ними;

2) бухгалтерский  и налоговый учет на предприятии  являются предметом деятельности  одних и тех же специалистов;

3) налоговый  учет является одним из разделов  бухгалтерского учета наряду  с финансовым и управленческим учетом.

Способы ведения налогового учета

Так как  правила учета объектов для целей  налогового и бухгалтерского учета  не всегда совпадают, можно выделить два способа формирования информации о порядке ведения налогового учета:

  1. Налоговый учет, который ведется параллельно с бухгалтерским

Основан на параллельном учете, используются регистры налогового учета.

Достоинства: данные для формирования налоговой  базы поступают непосредственно  из налоговых регистров, которые, в  свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам.

Взаимодействие  финансового и налогового учетов сведено к минимуму. Общие документы  – первичные.

Недостатки - дублирование учетных документов.

  1. Налоговый учет ведется на основе бухгалтерского

Используются регистры бухгалтерского учета, что позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями.

Если  порядок группировки и учета  объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены как регистры налогового учета.

Первый  способ ведения налогового учета  в рамках бухгалтерского возможен только при создании комбинированных регистров бухгалтерского и налогового учета (рис. 1). Эти комбинированные регистры учета представляют собой уже существующие бухгалтерские регистры, дополненные необходимыми реквизитами для целей налогообложения. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика.

Рис. 1. Схема ведения налогового учета при сходных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете

Преимущество - небольшой объем учетной работы. Применение – при сходности методов группировки данных в финансовом и налоговом учете.

Если  наряду с финансовыми и комбинированными регистрами возникает необходимость  в применении еще и аналитических  регистров налогового учета, то появляется второй способ налогового учета (рис. 2).

Рис. 2. Формирование налогового учета при различных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете

Эта схема позволяет максимально использовать данные финансового учета и сблизить налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии. К аналитическим регистрам налогового учета относятся накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов. Они предназначены для систематизации и накопления первичной информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и аналитических данных, сформированных в бухгалтерских справках и комбинированных регистрах бухгалтерского и налогового учета.

На основании  данных аналитических регистров  налогового учета составляется расчет налоговой базы. При этом аналитический учет данных организуется налогоплательщиком самостоятельно, а порядок формирования налоговой базы должен полностью раскрываться.

Так, из приведенного анализа учетных регистров видно, что налоговый учет не может иметь собственную информационную базу. В противном случае понадобится создание специальных структурных подразделений и привлечение в сферу управления специалистов в области налогового учета, внедрение нового графика документооборота и установление нового порядока обработки и хранения первичных документов.

Организация налогового учета

(на примере  Общества Х)

Порядок ведения налогового учета (ст. 313, 314 НК РФ)

1. Информация  для налогового учета обобщается  на основе:

- первичных,  сводных учетных документов (включая  справку бухгалтера) бухгалтерского  учета,

- аналитических  регистров налогового учета,

- расчета  налоговой базы.

Основанием  для отражения информации в регистрах налогового учета являются первичные документы. К их оформлению, составлению, контролю предъявляются требования, предусмотренные законодательством РФ по бухгалтерскому учету.

Правильность  отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Ведение налогового учета в Обществе основано на том, чтобы при организации налогового учета расходов максимально использовать данные, содержащиеся в бухгалтерском учете, а в тех случаях, когда это невозможно или нецелесообразно, организовать составление соответствующих налоговых баз и регистров.

В налоговом  учете Общества используется следующая  система сбора информации:

1) доходы (расходы) по объектам бухгалтерского  учета, порядок группировки и оценки которых в целях налогового учета не отличается от правил, установленных в бухгалтерском учете, не корректируются, и для расчета доходов (расходов) в целях налогообложения используются регистры бухгалтерского учета;

2) данные  о доходах (расходах), не принимаемых в целях налогообложения по налогу на прибыль, и о доходах (расходах), принимаемых в целях налогообложения в пределах установленных лимитов, норм и нормативов, корректируются в соответствии с требованиями налогового законодательства;

3) создаются  обособленные базы данных и налоговые аналитические регистры по учету доходов (расходов) в случае, если величина доходов (расходов) не совпадает с величиной, определяемой правилами бухгалтерского учета, либо когда величина произведенных доходов (расходов, понесенных убытков) списывается в налоговом учете по определенным правилам.

 
2. Через раздельные счета налогового  учета, через признаки в справочниках расходов (доходов) и налоговые регистры обеспечивается раздельный учет для налогообложения по налогу на прибыль следующих доходов (расходов):

1) полученных  в отчетном (налоговом) периоде  сумм доходов (расходов) от реализации, в разрезах:

- по  ценным бумагам, не обращающимся  на организованном рынке;

- по  ценным бумагам, обращающимся  на организованном рынке;

- по  покупным товарам;

- по  основным средствам;

- по  товарам (работам, услугам) обслуживающих  производств и хозяйств;

- по  операциям с финансовыми инструментами  срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;

- по  операциям с финансовыми инструментами  срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке;

2) сумм  доходов (расходов), требующих особого  порядка учета:

- целевое  финансирование;

3) сумм  доходов (расходов), облагаемых ставками, отличными от основной налоговой  ставки, в разрезах:

- доходов,  полученных в виде дивидендов;

- доходов  в виде процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам;

- доходов,  попадающих под налогообложение  в виде единого налога на  вмененный доход.

Информация о работе Налоговый учет: сущность и организации