Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:03, реферат
Налоговый учет (ст.313 НК РФ) - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом Российский Федерации.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Предмер
«Налоговый учет»
Реферат
Тема: «Налоговый
учет: сущность и организации»
Налоговый учет (ст.313 НК РФ) - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом Российский Федерации.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), при этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных и первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Налоговый кодекс закрепляет только основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных налогового учета. В нем не содержится указаний на конкретную методологию налогового учета.
Данные налогового учета должны отражать:
Первичные документы налогового учета имеют в своей основе бухгалтерские первичные документы, в которые для целей налогообложения могут вводиться дополнительные реквизиты. В некоторых случаях для целей налогообложения могут создаваться специальные документы.
Аналитические регистры налогового учета представляют собой накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов.
В качестве расчета налоговой базы может использоваться форма декларации по налогу на прибыль.
Цели
и задачи налогового учета для расчета
налога на прибыль являются составной
частью целей и задач бухгалтерского учета,
и выделение налогового учета как самостоятельной
единицы приводит к дублированию одной
и той же информации в аналитических регистрах
двух видов учета, хотя данное дублирование
обусловлено в законодательном порядке.
Дублирование учетных регистров
|
Из анализа учетных регистров следует, что налоговый учет нельзя рассматривать как нечто обособленное от бухгалтерского по нескольким причинам:
1) слишком тесна методическая и документальная связь между ними;
2) бухгалтерский
и налоговый учет на
3) налоговый
учет является одним из
Способы ведения налогового учета
Так как правила учета объектов для целей налогового и бухгалтерского учета не всегда совпадают, можно выделить два способа формирования информации о порядке ведения налогового учета:
Основан на параллельном учете, используются регистры налогового учета.
Достоинства: данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам.
Взаимодействие финансового и налогового учетов сведено к минимуму. Общие документы – первичные.
Недостатки - дублирование учетных документов.
Используются регистры бухгалтерского учета, что позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями.
Если
порядок группировки и учета
объектов и хозяйственных операций
для целей налогообложения
Первый способ ведения налогового учета в рамках бухгалтерского возможен только при создании комбинированных регистров бухгалтерского и налогового учета (рис. 1). Эти комбинированные регистры учета представляют собой уже существующие бухгалтерские регистры, дополненные необходимыми реквизитами для целей налогообложения. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика.
Рис. 1. Схема ведения налогового учета при сходных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете
Преимущество - небольшой объем учетной работы. Применение – при сходности методов группировки данных в финансовом и налоговом учете.
Если
наряду с финансовыми и
Рис. 2. Формирование налогового учета при различных методах группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете
Эта схема позволяет максимально использовать данные финансового учета и сблизить налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии. К аналитическим регистрам налогового учета относятся накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов. Они предназначены для систематизации и накопления первичной информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и аналитических данных, сформированных в бухгалтерских справках и комбинированных регистрах бухгалтерского и налогового учета.
На основании данных аналитических регистров налогового учета составляется расчет налоговой базы. При этом аналитический учет данных организуется налогоплательщиком самостоятельно, а порядок формирования налоговой базы должен полностью раскрываться.
Так, из приведенного анализа учетных регистров видно, что налоговый учет не может иметь собственную информационную базу. В противном случае понадобится создание специальных структурных подразделений и привлечение в сферу управления специалистов в области налогового учета, внедрение нового графика документооборота и установление нового порядока обработки и хранения первичных документов.
Организация налогового учета(на примере Общества Х) |
Порядок ведения налогового учета (ст. 313, 314 НК РФ) |
1. Информация
для налогового учета - первичных, сводных учетных документов (включая справку бухгалтера) бухгалтерского учета, - аналитических регистров налогового учета, - расчета налоговой базы. Основанием для отражения информации в регистрах налогового учета являются первичные документы. К их оформлению, составлению, контролю предъявляются требования, предусмотренные законодательством РФ по бухгалтерскому учету. Правильность
отражения хозяйственных Ведение налогового учета в Обществе основано на том, чтобы при организации налогового учета расходов максимально использовать данные, содержащиеся в бухгалтерском учете, а в тех случаях, когда это невозможно или нецелесообразно, организовать составление соответствующих налоговых баз и регистров. В налоговом учете Общества используется следующая система сбора информации: 1) доходы
(расходы) по объектам 2) данные о доходах (расходах), не принимаемых в целях налогообложения по налогу на прибыль, и о доходах (расходах), принимаемых в целях налогообложения в пределах установленных лимитов, норм и нормативов, корректируются в соответствии с требованиями налогового законодательства; 3) создаются обособленные базы данных и налоговые аналитические регистры по учету доходов (расходов) в случае, если величина доходов (расходов) не совпадает с величиной, определяемой правилами бухгалтерского учета, либо когда величина произведенных доходов (расходов, понесенных убытков) списывается в налоговом учете по определенным правилам. |
2. Через раздельные счета 1) полученных в отчетном (налоговом) периоде сумм доходов (расходов) от реализации, в разрезах: - по
ценным бумагам, не - по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке; - по покупным товарам; - по основным средствам; - по
товарам (работам, услугам) - по
операциям с финансовыми - по
операциям с финансовыми 2) сумм доходов (расходов), требующих особого порядка учета: - целевое финансирование; 3) сумм
доходов (расходов), облагаемых ставками,
отличными от основной - доходов, полученных в виде дивидендов; - доходов
в виде процентов по - доходов,
попадающих под |