Налоговый механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.задач.
Налоги являются исходной категорией финансов. Они возникают с появлением государства и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и методы изменялись, отрабатывались, приспосабливались к потребностям и запросам государства.

Содержание

Введение
1.1 Налоги в системе финансовых отношений
2.1 Налоговый механизм: сущность структура и его роль в реализации налоговой политики государства.
3.1 Местные налоги с юридических лиц.
Заключение
Список использованной литературы  

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.49 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

 

 

Кафедра финансов

Дисциплина  «Налоги и  налогообложение»

 

 

 

 

Реферат

                                     

Специальность   050900  - Финансы

 

 

 

Выполнила:                                          Ульянова Н.Ю., студент 2. курса

                                                                 заочной формы обучения, гр.11-513-42

 

Руководитель:                                        Гондунов В.В.

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

Костанай  2012

 

Содержание

 

Введение

1.1 Налоги в системе финансовых отношений

2.1 Налоговый механизм: сущность структура и его роль в реализации налоговой политики государства.

3.1  Местные налоги с юридических лиц.

Заключение

Список использованной литературы  

Введение

В условиях развития рыночных отношений налогообложение является одной из наиболее важных и сложных  проблем, так как связана с формированием финансовых ресурсов государства. Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии общества приводит к успеху рыночных преобразований, осуществляемых в государстве. В связи с этим теоретические и практические изыскания в области налогообложения на основе эффективного использования рыночных инструментов приобретает особую актуальность.

Рыночное развитие государства предполагает широкое  использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон его жизни. Опыт разных стран показывает, что именно налоги и налоговая  система являются наиболее мобильными финансовыми институтами управления экономикой. Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую и др. Регулирующая функция государства в сфере  экономики проявляется в форме  бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают  в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Важнейшим инструментом налоговой политики является налоговая  система. Она призвана создать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, стимулировать предпринимательскую деятельность и трудовую активность; ограничивать социально не оправданные денежные доходы отдельных граждан; осуществлять ограничение роста цен и доходов с учетом инфляционной сбалансированности; обеспечивать рост и укрепление базы государственного бюджета. В конечном счете, налоговая система как инструмент экономической и налоговой политики должна способствовать реализации и повышению эффективности социально-экономической политики государства.

На протяжении всей истории развития и становления  казахстанской налоговой системы  Республики Казахстан принимаемые  правительством республики меры по ее модернизации позволили разработать  и ввести в действие новый Налоговый  кодекс, в который были внесены  множественные изменения, позволившие  адаптировать его к реалиям настоящего времени.

Разработанный Налоговой  кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

Новый Кодекс прибрел  характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетает в себе качество администрирования  и интересы налогоплательщиков.

Но, главное, он предусматривает  снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета будут  компенсированы за счет повышения экономической  отдачи от добывающего сектора.

 

 

 

1.1 Налоги в системе финансовых отношений

Налоги – это  обязательные платежи, устанавливаемые  государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что  они представляют собой часть  экономических отношений по изъятию  определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций  и задач.

Налоги являются исходной категорией финансов. Они  возникают с появлением государства  и являются основой его существования. На протяжении всей истории развития человечества налоговые формы и  методы изменялись, отрабатывались, приспосабливались  к потребностям и запросам государства. Наибольшего развития достигли в развитых системах товарно-денежных отношений, оказывая влияние на их состояние. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Государственные доходы разделяются на две основные группы. Одну группу составляют доходы частноправового характера. Такие доходы государство получает, во-первых, на тех же основаниях, что и частные лица, путем заключения определенных сделок, во-вторых, такие доходы доставляются государству землями, лесами, торговыми, промышленными, транспортными и иными предприятиями. В другую группу входят доходы публично – правового характера, которые государство извлекает, в силу своей власти, принудительным путем. Сюда относятся пошлины, налоги и обязательные сборы. Налоги взимаются независимо от тех или иных услуг, оказываемых государством, и предназначены на общие нужды государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы государства являются – налоги.

В отношении налогов  исторически формировались два  принципа распределения налоговой  нагрузки (налогового бремени):

- принцип выгоды (полученных благ);

- принцип «пожертвований» (платежеспособности).

Использование принципов  налогообложения получаемых благ и  платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению  по мере роста дохода.

Классические принципы реальной организации налогов были предложены еще А. Смитом. Они сводятся к следующему:

- налог не должен  взиматься в соответствии с  доходом каждого налогоплательщика  (принцип справедливости);

- размер налога  и сроки выплаты должны быть  заранее и точно определены (принцип  определенности);

- каждый налог  должен взиматься в то время  и тем способом, который наиболее  удобен для налогоплательщика  (принцип удобства);

- издержки взимания  налогов должны быть минимальными (принцип экономии).

Использование этих принципов устраняло произвол в  налогообложении, вносило в этот процесс регламентацию и позволяло  А. Смиту сделать заключение, что  «налоги для тех, кто их платит, не признак рабства, а признак свободы».

В последующем развитие принципов налогов уточнялось, дополнялось  и сводится к следующим современным  трактовкам:

1. Принцип справедливости  в налогообложении рассматривается  в 2-х аспектах:

- достижение «горизонтального  равенства», которое требует, чтобы  все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они  зарабатываются и тратятся, облагались  единообразно на равных условиях;

- соблюдение «вертикального  равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих разный уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях. Это означает, что обложение доходов физических лиц должно производится с применением дифференцированных ставок по прогрессивной шкале для распределения части доходов наиболее состоятельных людей в пользу малообеспеченных, которые или не должны платить вообще, или платить гораздо меньше остальных.

2. Принцип простоты. Для налогоплательщика должно  быть понятно и содержание  налога, сфера применения и механизм  действия, закон о налоге не  громоздок и не сложен. При  определении форм налогообложения  следует отдавать предпочтение  технически простейшим формам, поскольку  часть налогоплательщиков постарается  уклониться от выплаты налогов,  занизить свои доходы. Преимущественное  использование линейных пропорциональных  налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработком рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности предприятия – плательщика.

3. Определенность  налогов – непреложное равенство  заранее установленных условий  и требования, единообразие толкования  и применения на всей территории  страны и для всех хозяйствующих  субъектов.

4. Минимум налоговых  льгот. Помимо обоснованных исключений  государство не должно поощрять  или наказывать плательщиков  через систему налогов. Для  этой цели должны существовать  специальные статьи в расходной  части вместо сокращения налогов  в доходной части бюджета. Необходимо  избегать произвольного освобождения  от налогов определенных продуктов,  услуг, деятельности или социальных  групп. Необходимо проводить государственное  финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя  получить путем манипуляции ставками  налогов. Политическая власть  не должна поддаваться давлению  со стороны отдельных групп  налогоплательщиков. Этот принцип  важен также и с точки зрения  рыночной экономик. Нет рынка  без настоящих цен. Произвольные  налоговые льготы проявятся в  системе цен и не дают явного  представления о реальной стоимости  каждого продукта.

5. Экономическая приемленность – налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает. Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из случаев, то такой налог лучше не применять.

6. Сопоставимость  налоговых ставок по основным  видам налогов с другими странами  – партнерами данной страны  по экономическим отношениям. Это  необходимо для обеспечения паритета  в привлечении инвестиций, а низкие  ставки приведут к перетоку доходов в бюджеты стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны – импортера капитала; высокие ставки будут препятствовать притоку иностранных инвестиций в экономику страны.

В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены  также такие принципы, как обязательность налогообложения (что исходит из определения налога), определенность, единство налоговой системы (на всей территории государства и в отношении  всех налогоплательщиков), справедливость, гласность налогового законодательства.

Налоги можно  классифицировать по разным принципам:

- от объекта обложения  и взаимоотношений плательщика  и государства,;

- по использованию;

- от органа, взимающего  налог;

- по экономическому признаку.

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или на имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в  свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальным облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах  учитывается не только доход, но и  финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним  относятся подоходный налог, налог  с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются  опосредственно – через цены товаров, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

При признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налог на транспортные средства, налог на приобретение транспортных средств, ранее используемые для реформирования дорожного фонда).

В зависимости от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

По экономическим  признакам объекта различаются  налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при  потреблении товаров и услуг.

Налоги исчисляются  в тенге, за исключением случаев, когда налоговым законодательством  Республики Казахстан и положениями  контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, налоги относятся к системе финансовых отношений, этим определяется их общее  содержание. Вместе с тем, налоги имеют  материальную основу, т.е. они являются частью денежных доходов юридических  и физических лиц, присвоенной властным образом государством. Этим определяется двойственный характер налогов: с одной  стороны, налоги – есть специфическая  форма производственных отношений, с другой стороны, налоги являются частью стоимости национального дохода в денежной форме.

Информация о работе Налоговый механизм