Налоговый механизм: состав, структура и функционирование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - налоговый механизм и его структура.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. налоговая политика и налоговый механизм;
2. изучить налоговое планирование и прогнозирование;
3. рассмотреть налоговое регулирование;
3. изучить налоговый контроль.

Содержание

Введение 3
1. Налоговый
механизм
, как совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением 5
1.1. Сущность налоговой политики 5
1.2. Понятие и система налогового механизма 8
2. Анализ подсистем налогового механизма 12
2.1. Налоговое планирование и прогнозирование 12
2.2. Налоговое регулирование 17
2.3. Налоговый контроль 22
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 75.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Москва

2010

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение 3  
1. Налоговый

 механизм 
, как совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением 5  
1.1. Сущность налоговой политики 5  
1.2. Понятие и система налогового механизма 8  
2. Анализ подсистем налогового механизма 12  
2.1. Налоговое планирование и прогнозирование 12  
2.2. Налоговое регулирование 17  
2.3. Налоговый контроль 22  
Заключение 30  
Список использованных источников 31

     Введение

     Рыночная  экономика в современных условиях — это система организации хозяйства в масштабах страны, основанная на многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции граждан и хозяйствующих субъектов в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг).

     Рыночный  механизм хозяйствования формирует  и реализует систему экономических  отношений. В условиях рыночных отношений налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ являются одним из важнейших экономических регуляторов, а также основой финансового механизма регулирования экономики государства, следовательно, налоги являются одним из важнейших инструментов управления экономикой и наиболее существенным источником доходов бюджета.

     В регулировании налоговых отношений  играют роль законы Российской Федерации  о федеральном бюджете, в которых  устанавливаются нормативы распределения  большинства налогов по уровням  бюджетной системы.

     Налоговые поступления представляют собой  обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных  законом размерах и в определенные сроки, при этом федеральные налоги являются основной составляющей налоговой системы Российской Федерации.

     Цель  курсовой работы - налоговый механизм и его структура.

     Исходя  из цели, формируются задачи курсовой работы:

     1. налоговая политика и налоговый  механизм;

     2. изучить налоговое планирование и прогнозирование;

     3. рассмотреть налоговое регулирование;

     3. изучить налоговый контроль. 
 
 
 
 

     основная часть

     1. Налоговая политика российского государства

     Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

     Рыночная  экономика вовсе не означает, что государство не вмешивается в процессы управления и регулирования. Напротив, государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

     В каждой стране налоговые системы  подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические  и социальные условия развития и  приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

     Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

     Налоговая политика относится к косвенным  методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

     В основном формы и методы налоговой  политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

     Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

     Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных актов и нормативных  документов, устанавливающих виды налогов, группы налогоплательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты, порядок начисления, ответственность за налоговые правонарушения, а также распределение налогов между звеньями. 
 
 

     2. Налоговый механизм и его структура

     Государство реализует свою налоговую политику через налоговый механизм.

     Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, а также распределение и регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накопления субъектов хозяйствования.

     Процесс создание налогового механизма включает в себя следующие стадии:

     - определение налоговых отношений,  обеспечивающих выполнение задач  и целей налоговой политики;

     - практическое применение налогового механизма;

     - проверку соблюдения установленных  форм и методов налоговых отношений;

     - сбор информации, проведение контрольных мероприятий с целью выявления «+» и «-» действия налогового механизма;

     - анализ и оценку действующей  налоговой системы, разработку предложений по дальнейшему совершенствованию налогового механизма.

     Налоговый механизм включает в себя формы и  методы организации налоговых правоотношений и способы их количественного  и качественного проявления через  рычаги, звенья и элементы. К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налоговые льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов. К качественным параметрам относят степень влияния налогов на социально-экономическое развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спрос и предложение, выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам.

     Структуру налогового механизма отражает схема, показанная на рис.1.

        

       
 

       
 
 

       

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1. Внутренняя структура налогового механизма

     Также к структуре налогового механизма  можно отнести: налоговое право  и законодательство, принципы налогообложения, информационное обеспечение; учет и отчетность по налогам.

     Таким образом, налоговый механизм включает в себя совокупность правил, форм и  способов налогообложения, начиная  от планирования налогов и заканчивая отчетностью по ним. Он определяет кто, какой, когда, в каком размере, куда уплачивает налог, что подлежит налогообложению и является источником налога, какие предусмотрены штрафы, санкции за налоговые правонарушения и другие вопросы исчисления и взимания налогов.

     Налоговый механизм позволяет упорядочить  налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. 

     3. Анализ подсистем налогового механизма

     3.1 Налоговое планирование и прогнозирование

     Налоговое планирование – это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им законных приемов и способов, а также всех предоставляемых законом льгот и освобождений с целью максимальной минимизации налоговых обязательств.

Сущность  налогового планирования заключается  в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. 
   Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период без нарушения буквы и духа законов. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. 
   В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное 
использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. 
   Налогоплательщик вправе организовывать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию; при этом суды обязаны признавать законность таких действий налогоплательщика и соответствующих налоговых последствий. 
   В Российской Федерации субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Поскольку налог - это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, следовательно, налогоплательщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости", что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением перечисленных в законе. 
   Статья 21 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что "налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах". 
   В Кодексе также провозглашена "презумпция невиновности" налогоплательщика, сформулированная в ч.6 ст. 108. Каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Установлено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы. 
   Данный важнейший принцип налогового права дополняется следующими важными правилами: 
-  все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика; 
- налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам. 
   Следует разграничивать уклонение от уплаты налогов (tax evasion), обход налогов (tax avoidance) и налоговое планирование (tax planning).

   Уклонение от уплаты налогов,  как правило, осуществляется в  виде незаконного использования  налоговых льгот, несвоевременной  уплаты налогов и сокрытия  доходов, непредставления или  несвоевременного представления  документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Иными словами, уклонение от уплаты налогов имеет место, когда налогоплательщики занижают свои налоговые обязательства способами, прямо или косвенно запрещенными законом, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом. Именно элемент незаконного уменьшении налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование. 
   Понятие "уклонение от уплаты налогов" определено только в одном законе - Уголовном кодексе Российской Федерации. Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за "уклонение гражданина от уплаты налога" (статья 198) в форме уклонения от подачи декларации о доходах или включения в декларацию заведомо ложных сведений и "уклонение от уплаты налогов с организаций" путем включения в бухгалтерские документы предприятия заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения (статья 199). 
   Понятие "уклонение от уплаты налогов" используется в России не только при привлечении налогоплательщиков к уголовной ответственности. Фактически к уклонению от уплаты налогов приравнивается большинство налоговых правонарушений, предусмотренных законодательством. 
   Понятие "уклонение" часто используется не по назначению. В частности, есть примеры, когда на просьбу разъяснить какое-либо положение налогового законодательства, с тем чтобы получить возможность правомерно воспользоваться какой-либо льготой по уплате налогов, сотрудники налогового органа отвечали отказом, мотивируя свои действия "нежеланием способствовать уклонению от уплаты налогов". Однако стремление налогоплательщика воспользоваться льготой на законных основаниях не может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Более того, налогоплательщики имеют законное право предъявлять подобные требования на основании ст. 21 НК РФ. 
   Нарушениями налогового законодательства, образующими уклонение от уплаты налогов, являются лишь некоторые виды налоговых правонарушений, совершение которых связано с умышленной деятельностью налогоплательщиков. В качестве примера можно привести сокрытие дохода или иных объектов налогообложения. 
   Напротив, действия, связанные с неправильным исчислением суммы налога, подлежащего уплате в соответствующий бюджет, ошибочное использование налоговых льгот и другие нарушения при отсутствии признаков умышленного нарушения налогового законодательства не могут признаваться действиями, направленными на уклонение от уплаты налогов. Следовательно, и ответственность налогоплательщиков за такие действия должна быть меньше, чем за умышленные нарушения налогового законодательства. Отсутствие четко разработанных принципов разграничения понятий уклонения от уплаты и налогов и налогового планирования может привести (и приводит на практике) к подмене одного понятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций. 
   Обход налогов представляет такую практику, когда предприятие или физическое лицо не становится налогоплательщиком либо в силу того, что осуществляет деятельность, по закону не подлежащую налогообложению, или получает необлагаемые налогами доходы, либо в силу отсутствия регистрации в налоговых органах. 
   Можно выделить два способа обхода налогов: законный и незаконный. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использовать практически без ограничений. Например, российское законодательство устанавливает повышенные ставки налога на прибыль, полученную от посреднических операций на основе договоров комиссии и поручения. Если налогоплательщик не вступает в эти гражданско-правовые отношения и тем самым уменьшает свои налоговые платежи, то оспаривать правомерность его действий нет оснований. 
   Второй способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением. 
   Налоговым планированием называется разработка и применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика правомерными способами и средствами. Отличие от обхода налогов состоит в том, что налоговое планирование - это не пассивное, а активное поведение налогоплательщика. Оно не предполагает, например, отказа от ведения определенных видов бизнеса, а направлена на их рационализацию с налоговой точки зрения. 
   Однако не всякая деятельность, направленная на уменьшение налоговых обязательств в рамках закона, может называться налоговым планированием. Если налогоплательщик совершает действия или сделки без хозяйственной цели, а исключительно для получения налоговых льгот или иных налоговых преимуществ, такие действия или сделки могут быть признаны недействительными. 
   В иностранной литературе понятие "уклонение от уплаты налогов без нарушения закона" (tax avoidance) иногда приравнивается к понятию "налоговое планирование" (tax planning). 
Отдельные вопросы, решаемые на различных этапах налогового планирования, имеют важнейшее организационное значение для всей деятельности налогоплательщика, что позволяет отнести их к сфере стратегического налогового планирования. К их числу относятся прежде всего вопросы размещения и выбора формы юридического лица, реорганизации юридических лиц, в том числе направленной на создание групп предприятий, расширение предприятия, выбора инвестиционной политики. 
   Не менее важно и текущее налоговое планирование повседневной предпринимательской деятельности, поскольку от его эффективности зависит достижение конечного результата налогового планирования - минимизация налоговых обязательств предприятия на стабильный период. К текущему налоговому планированию относятся планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.п. 
   Налоговое планирование - процесс творческий. Оно зависит от состояния налогового законодательства в стране, налогового климата (основных направлений бюджетной, инвестиционной и налоговой политики государства и состояния правопорядка), комплекса законодательных, административных и судебных мер, находящихся в распоряжении налоговых органов и направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов, от состояния правовой культуры налогоплательщиков, а также от профессионализма налоговых консультантов.

Информация о работе Налоговый механизм: состав, структура и функционирование в рыночной экономике