ПЛАН
Актуальность темы налоговой
политики и налогового механизма
государства определяется тем,
что одним из важнейших инструментов
осуществления экономической политики
государства всегда были и
продолжают оставаться налоги. Особенно
наглядно это проявляется в
период перехода от командно-административных
методов управления к рыночным
отношениям, когда в условиях
сузившихся возможностей государства
оказывать воздействие на экономические
процессы, налоги становятся реальным
рычагом государственного регулирования
экономики. Вместе с тем, государство только
в том случае, может реально использовать
налоги через присущие им функции, и прежде
всего фискальную и стимулирующую, если
в обществе создана атмосфера уважения
к налогу, основанная на понимании, как
экономической необходимости существования
налоговой системы, так и установленных
государством правил взимания конкретных
налогов.
Налоговый
механизм – совокупность организационно
– правовых норм и методов управления
налогообложением. Государство придает
налоговому механизму юридическую форму
посредством налогового законодательства
и регулирует его, воздействуя на экономические
процессы.
Эффективность использования налогового
механизма зависит от того, как
государство учитывает внутреннюю
сущность налогов, законы их
движения, противоречивость. Налоговая
политика и налоговый механизм
определяют роль налогов в
обществе, которая тесно связана
с деятельностью государства.
В научных трудах ученых и
практиков трактовка понятий
« налоговый механизм »
неоднозначна. Как правило, это
понятие сводится к осуществлению
налогового производства в конкретном
пространстве и во времени.
Этот подход представляется недостаточно
глубоким, ибо подчеркивает возможность
субъективизации налоговых действий.
Прежде всего, налоговый механизм
– понятие методологического
и лишь затем - методическогопорядка.
Следовательно, налоговому механизму
свойственно двойственное содержание.
Рассматривать это содержание необходимо
с широких (общетеоретических) и узких
(практических) позиций.
Во-первых,
налоговый механизм – это область
налоговой теории, трактующей это
понятие в качестве организационно
– экономической категории, а
следовательно, как объективно необходимый
процесс управления перераспределительными
отношениями, складывающимися при обобществлении
части созданного в производстве национального
дохода.
2. Структура налогового механизма
Всю сферу отношений, складывающихся
в этом процессе, можно разграничить
на три подсистемы: налоговое
планирование, налоговое регулирование
и налоговый контроль. Внутреннюю
структуру налогового механизма
можно выразить схемой
( рис 1). Теоретическое определение специфики
этих подсистем подчиняется фундаментальным
положениям экономической теории, ибо
все они слагаемые воспроизводственных
отношений, развивающихся на фундаменте
реального экономического базиса.
Однако,
практика приносит свои коррективы в концептуально
определяемые сферы налогового планирования,
регулирования и контроля. Поэтому налоговый
механизм должен рассматриваться и в качестве
свода конкретных налоговых действий,
т.е. в узком смысле этого слова. Это реальное
налоговое производство. С таких позиций
налоговый механизм выступает как экономический
рычаг субъективного (императивного) регламентирования
системы налоговых отношений. Подчиненность
таких действий закон исключает субъективизм
в регулировании налоговых отношений.
Налоговый
механизм, рассматриваемый через
призму реальной практики, различен
в конкретном пространстве и
во времени. Так, неоднозначны
налоговые действия на различных
уровнях власти и управления,
а также существенны различия
и во временном отношении. Налоговый
механизм как свод практических
налоговых действий, есть совокупность
условий и правил реализации
правил на практике положений
налоговых законов. Поэтому так
важно при каждом практическом
действии придерживаться буквы
закона с тем, чтобы не нарушать
основного принципиального требования
налоговой теории – субъективное
и объективное начало процесса
налогообложения представляют собой
единое целое. Иными словами,
любое налоговое действие, не
базирующееся на объективной
основе, выступает как субъективистское
вмешательство в воспроизводственные
процессы, что неминуемо ведет
их к деформации.
Рис.1 функциональные
основы налогового механизма, развивающиеся
под воздействием экономических
реалий и оказывающие определенное
влияние на ход экономических, финансовых
процессов
Налоговое производство,
регламентируемое законами и подзаконными
актами налоговых администраций, зависит
от целого круга законодательных
требований, изложенных в Конституции
РФ, Арбитражно – процессуальном, Земельном,
Водном, Таможенном и других кодексах.
Непосредственное влияние на налоговое
производство оказывают положения Гражданского
кодекса РФ и Методические основы организации
и ведения бухгалтерского учета, утверждаемые
Министерством финансов РФ. Гражданский
кодекс РФ, определяя правовой статус
хозяйствующих субъектов, дает возможность
определять соответствующие им налоговые
режимы (льготы, сроки уплаты налогов и
др.).
В
Гражданском кодексе РФ и в
Положении о бухгалтерском учете
и отчетности в РФ(введенном с
1января) даются определения организационно
– правовым формам хозяйствования: «унитарное
предприятие», «союзы», «ассоциации» и
др. В отношении к каждой из них определяется
содержание понятий: «имущество», «сроки
предоставления отчетности» и другие
хозяйственно – правовые нормы. Унитарное
предприятие – это коммерческая организация,
которая не наделена правом собственности
на имущество, закрепленная за ней собственником
данного имущества (статья 13ГК РФ). Суммы
же до оценки внеоборотных активов организаций,
безвозмездно полученные ценности и другие
аналогичные суммы должны учитываться
как добавочный капитал. В результате
имущественные права хозяйствующих субъектов
самым непосредственным образом сопряжены
с их налоговым регламентом. Следовательно,
применение тех или иных налоговых режимов
в рамках налогового законодательства
зависит от целого ряда факторов: статуса
субъекта хозяйствования, организационно
– правовой формы деятельности, отраслевой
специфики, социальной политики государства,
макроэкономических задач и других. Эти
факторы определяют как перечень предъявляемых
к уплате налогов, так и порядок льготирования,
санкционирования. Общий правовой подход,
закрепленный в Гражданском кодексе РФ
в отношении форм хозяйствования, предопределяет
и особенности налогового производства
в отношении каждой организационно –
правовой формы хозяйствования. Эти организационно
– правовые формы представлены на рис.2
Налоговый
механизм позволяет упорядочить
налоговые отношения, опираясь
на налоговое право, основы
управления налогообложением.
3.
Взаимосвязь элементов налогового
механизма
Конкретный
налоговый режим, применяемый
при формировании того или
иного налога, зависит не только
от положений налоговых законов,
но и от издаваемых инструктивных
указаний к ним. Этот механизм
различается в зависимости от
организационно – правовой формы
деятельности, статуса плательщика:
юридическое или физическое лицо.
Налоговому производству присущи
особенности, которые обусловлены
полнотой прав и обязанностей
сторон, участвующих в налоговых
процессах. Эти особенности складываются
под влиянием норм и правил,
предписываемых Гражданским кодексом
РФ.
Налоговая
техника не только определяет
функциональное содержание налогового
механизма, но и оказывает прямое
воздействие на весь ход общественной
жизни. Принятие оптимального
налогового механизма означает
как выбор разумных налогов,
так и обеспечение соответствующих
норм и правил, их исчисление
и уплаты в бюджет. Важен здесь также
и состав налоговых льгот и санкций. Они
выступают исходной основой налогового
контроля.
Налоговый
механизм, формируемый как экономико
- правовой способ реализации на практике
внутреннего потенциала категории «налог»,
служит воспроизводственным целям, корпоративными
и личными экономическими интересами.
В функциональном отношении действие
элементов налогового механизма разграничено
по двум подсистемам: фискальной и регулирующей.
Соблюдение паритета между ними позволяет
говорить о создании оптимального налогового
механизма. Данная задача трудно выполнима
при политической и экономической нестабильности
в любой стране, и тем не менее при формировании
налоговой тактике и выборе стратегии
налогообложения это главное требование
к вводимому налоговому механизму должно
соблюдаться в той мере, в какой позволяют
объективные условия. Налоговый механизм
должен быть абсолютно свободен от субъективистских
подходов и не зависеть от узковедомственных
интересов.
Все
названные подсистемы «элементы»
налогового механизма «см. рис.2»
разграничены условно, поскольку на практике
они нередко пересекаются, а налоговое
регулирование и контроль выступают во
все ограниченным целым, ибо они есть проявления
регулирующей налоговой функции. В процессе
текущего налогового регулирования применяются
как поощрительные методы в виде системы
налоговых льгот, так и санкционные
методы в виде начисления штрафов, обращения
сумм недоимки на имущество налогоплательщика
или его дебитов, процедур банкротства
и т.д. Все эти действия раскрывают регулирующее
назначения налогообложения в целом. Элементы
налогового механизма являются в тоже
время относительно самостоятельными
комплексами налоговых действий, и каждый
из них подчиняется своим правилам организации,
оценки и обобщения. В рамках каждого из
элементов налогового механизма применяются
только ему свойственные примеры или техника
налоговых действий. Различия методов
налогового планирования, регулирования
и контроля позволяют исследовать эти
области как относительно самостоятельные,
установить присущие им закономерности.
На этой основе вырабатываются направления
совершенствования налогового механизма
как системы. Более того, все три элемента
налогового механизма – области, суть
которых определена не только налоговой
наукой и практикой. Так, налоговое планирование
осуществляется исходя из рекомендаций
общей теории и практики планирования,
маркетинга и других наук. Тем же правилам
подчиняются налоговое регулирование
и контроль. Большое значение для них имеют
рекомендации, выработанные общей теорией
управления и права.
Задачи
налогового планирования неоднозначны.
Они различаются в зависимости
от того, кто их ставит: государственные
органы или менеджеры от бизнеса.
Следовательно, сфера налогового
планирования неоднородна, она
распадается на бюджетно – налоговое
планирование и корпоративное налоговое
планирование. Целью первого – обеспечение
потребностей бюджета. Целью второго является
оптимизация налоговых платежей, нахождение
законных способов их минимизации.
Неоднозначна
и сфера налогового регулирования
и контроля, где сталкиваются
общегосударственные, корпоративные
и личные экономические интересы.
Бюджетно – налоговое регулирование и
бюджетно – налоговый контроль осуществляются
особыми, только им присущими методами,
имеют свои цели и задачи, отличные от
стоящих перед корпоративным и налоговым
менеджментом.
Внутреннее содержание
налогового механизма составляют организационно
– экономические и правовые отношения,
складывающиеся при формировании доходов
бюджета, перераспределении налоговых
сумм между теориями. Основу этих отношений
формирует налоговое право наряду
с другими отраслями права. Система
организационно – экономических
отношений, сложившихся в России,
определяет специфику построения налогового
механизма. Основные характеристики налогового
механизма в России следующие:
- Перечень
основных налоговых форм системы налогообложения
России в основном отвечает мировым стандартам.
Налоги на доходы, недвижимости и потребление
составляют костяк любой системы.
- Структура
налоговых поступлений в разрезе отдельных
налогов и налоговых групп резко колебалась
на протяжении
. Ведущее место отведено налогу на прибыль,
на добавленную стоимость и подоходному
налогу с граждан. Более прогрессивные
сдвиги в сторону ресурсных налогов ограничены
наличием проблем реальной собственности
и исчисления рентой составляющей при
формировании цены на лесные, земельные,
и другие природные ресурсы.
- Механизм
принятия решений по всему кругу налоговых
вопросов как на уровне всего государства
, так и на уровне территорий не освобожден
от хаотичности. Ему не свойственны нормы
международного налогового права.
- Целостности
, логичности, стабильности, системности
налоговых отношений при формировании
доходов бюджета налоговыми методами
не достигнуто. Не предвидится кардинальных
улучшений налогового механизма до конца
столетия. Не смотря на то, что в Законе
РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» провозглашен системный подход
к построению налогообложения и принцип
единства налоговой системы является
определяющим, реальный налоговый механизм
нельзя назвать единой системой организационно
– экономических и правовых отношений.
Изменение в налоговое законодательство
зачастую вводятся вопреки первоначальным
его установкам, а текущие подзаконные
акты еще более уводят налоговую практику
от рекомендаций законов. Корректировки
положений законов производятся по результатам
налоговой практике, а не исходя из их
экономической целесообразности.
- Законотворческая
деятельность представительной власти
России как часть процесса налогового
планирования свободна от лоббирования
ведомственных интересов в ущерб общенациональным.
Свод налоговых законов России содержит
рекомендации принципиального характера.
Полная реализация этих рекомендаций
на практике не достигается. Недостаточно
стыкуются между собой методики исчисления
и уплаты конкретных налогов, что затрудняет
контроль над полнотой исчисления и своевременностью
уплаты налогов в бюджет. Налоговые, инструкции
призваны лишь конкретизировать положения
налоговых законов, а не корректировать
их, как это имеет место в российской практике.
Методики расчетов налоговых сумм, техническое
и документальное оформление налоговых
отношений в целом должны исходить из
основ классического бухгалтерского учета,
а не наоборот. Превалирование рекомендаций
государственных налоговых служб над
требованиями Министерства финансов РФ
по организации и введению бухгалтерского
учета и отчетности недопустимо. Приводимые
в экономических изданиях рекомендации
о необходимости введения в бухгалтерскую
практику понятия «налоговый учет» нельзя
назвать экономически обоснованным. Это
– важный организационно – экономический
вопрос, и он требует особого рассмотрения.
- Техника расчетов
сумм отдельных налогов бессистемна. Методики
определения размеров налоговых поступлений
должны быть понятными не только для самих
работников налоговых служб, но и для простых
налогоплательщиков. С методических позиций
российские схемы исчисления налогов
продолжали оставаться сложными и многоступенчатыми
формулами. В связи с этим нередки их преднамеренные
искажения или неверное применение по
незнанию. Всего лишь одно неправильное
налоговое действие приводит к целому
ряду искажений показаний бухгалтерской
отчетности, и это распространяется по
всей цепочке бюджетно – налоговых отношений
как по горизонтали, так и по вертикали.
Упрощение методических основ налогообложения
– одна из установок Налогового кодекса.