Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

Налоговой практикой и теорией описаны четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны – не значит украсть. Долее того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения. При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя общественных благ для большинства граждан – настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 2
Понятие, содержание налогового контроля, его цель и задачи.стр.3
Формы налогового контроля……………………………………стр. 7
Виды налоговых проверок…………………………………….стр. 9
Заключение…………………………….……………………………….стр. 16
Приложения…………….………………………………………………стр. 17
Список использованной литературы…….……………………………стр. 20

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 119.50 Кб (Скачать)

Основные элементы, характеризующие  сущность налоговой проверки как  процессуального действия, представлены на (рис. 3).

Субъектами налоговых проверок являются, в первую очередь, налоговые органы. Однако, правом проведения налоговых проверок в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, обладают таможенные органы. Кроме того, органы налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, вправе проводить проверки налогоплательщиков в соответствии с законодательством РФ. Хотя данные проверки по ряду причин и выведены НК формально за рамки налоговых, по своей сути они остаются налоговыми.

Учитывая изложенное, на рис. 3 субъекты налоговых проверок обозначены общим термином «налоговые администрации», под  которыми понимаются все государственные контролирующие органы, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на проведение налоговых проверок.

Объектом налоговой проверки вообще является финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика, т. е. совокупность совершаемых им финансово-хозяйственных операций. В зависимости от вида налоговой проверки ее объектом в конкретных случаях может быть либо вся совокупность совершаемых налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, либо какая-то часть этой совокупности.

Основным базовым методом проведения налоговой проверки, определяющим ее сущность, является сравнение данных о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, отраженных в представленных налоговых расчетах (декларациях), с фактическими данными о финансово-хозяйственной деятельности, отраженными в первичных документах, либо полученными на основании иной достоверной информации.

Частные методы и методы проведения налоговых проверок различают в зависимости от вида проводимой проверки и конкретных обстоятельств ее проведения, но все они сохраняют сущность базового метода проведения налоговых проверок – сравнение отчетных и фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо получение данных,  необходимых для такого сравнения.

 

                             3. Виды налоговых проверок.

 

Налоговая проверка представляет собой  процессуальное действие налоговой  администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы.

В частности, согласно п.1 ст.7 Закона РФ «О налоговых органах  Российской федерации», налоговым органам представлено право производить в органах государственной и местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных  граждан и лиц без гражданства проверки  денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получить необходимые объяснения, справки и сведения  по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  проведение налоговыми органами двух видов проверок: камеральных и  выездных, которые различаются как  по месту и методам проведения, так и по полноте охвата проверкой результатов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Основные отличительные черты двух видов налоговых проверок приведены в таблице 1 (см. приложение).

В соответствии со ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка, - это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

К основным особенностям камеральной проверки, требующим, с  одной стороны, ее компьютеризации, а с другой – осложняющим и  этот процесс, относятся:

  1. Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках. Фактически каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в квартал, некоторые (крупные) – 1 раз в месяц. Каждый раз проверке подвергается не одна декларация, а несколько – от 7 до 13, плюс бухгалтерская отчетность (3-5 форм) неограниченное количество справок, расчетов, пояснительных записок, прилагаемых к декларациям.
  2. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, в расчетах сумм налогов, что приводит к массовым камеральным доначислениям на весьма значительные суммы, и соответственно массовое применение налоговых и административных санкций по результатам камеральных проверок.
  3. Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм  налогов «по данным плательщика» (5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой, по отдельным налогам (например НДС, налог на землю) иные сроки). Кроме того, срок проведения камеральной проверки ограничен 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком. Таким образом,  в весьма короткий срок (3 месяца) налоговая инспекция должна отработать каждую декларацию два раза – первый раз для начисления налогов «по данным плательщика» в течение 5-10 дней со дня сдачи отчетности и второй – для собственно камеральной проверки.
  4. Отсутствие единого стандартного подхода к проектированию форм налоговых деклараций, что делает их крайне неудобными для ручной и обработка непригодными для машинной. В частности, следует отметить отсутствие на бланках контрольных сумм; возможности представления деклараций на двусторонних бланках.
  5. Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности, что делает практически бессмысленной трату ресурсов инспекции на получение последней и ее обработку.
  6. Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме».
  7. Обязанность плательщика подтверждать свое право на льготы, заявленные в декларации первичными документами (договорами, платежными поручениями, выписками банков и т. д.).

С введением в действие ч.1 НК РФ существенно изменилось как само содержание данных видов проверок (в первую очередь камеральных), так и их роль в общей системе налогового контроля.

В соответствии с действовавшим  ранее Законом РФ «Об основах  налоговой системы Российской Федерации» камеральные проверки проводились только с использованием представленной налогоплательщиком налоговой и  бухгалтерской отчетности и сводились преимущественно к контролю за своевременностью представления и правильностью оформления отчетности, а также проверке ее на предмет наличия арифметических ошибок в подсчетах.

Основной же формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов  были документальные проверки, которые  должны были проводиться по месту  нахождения налогоплательщика регулярно, не реже одного раза в год.

Безусловно, целью налоговых  проверок является не только (и даже не столько) обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых  правонарушений и преступлений. Однако эта цель может быть обеспечена и более экономичными, а главное, более эффективными с точки зрения ее достижения методами.

Налоговый кодекс РФ значительно  расширил права налоговых органов  в части проведения камеральных  налоговых проверок, предоставив  им возможность затребовать у налогоплательщика любые необходимые для проведения проверки документы, получать объяснения налогоплательщиков по поводу изъяснения налогов, проводить опрос свидетелей, встречные проверки связанных с налогоплательщиком лиц и т.п.

Таким образом, камеральные проверки превратились в такие же документальные, как и выездные, только проверяемый период ограничен последним отчетным периодом, а из набора используемых при проведении проверки мероприятий исключаются мероприятия, проводимые исключительно по месту нахождения налогоплательщика.

поскольку камеральные  проверки стали документальными, появилась  возможность фиксации в ходе их проведения доказательств налоговых правонарушений, связанных с исчислением налогов, и применения к налогоплательщикам санкций за такие правонарушения без проведения выездной налоговой проверки. В результате камеральные налоговые проверки становятся основной формой контроля за соблюдением налогового законодательства и правильностью исчисления налогов и сборов.

Выездные налоговые проверки проводятся лишь выборочно при наличии достаточных оснований полагать существенные нарушения налогового законодательства со стороны данного налогоплательщика. При этом именно камеральные проверки позволяют провести рациональный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

Помимо подразделения  налоговых проверок на камеральные  и выездные, по месту проведения и объему проверяемой документации используется классификация проверок и по другим признакам, представленным на (рис. 4).

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексные проверки охватывают финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика за проверяемый период по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочные  проверки – это проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика по вопросам начисления и уплаты отдельных видов налогов (налога на прибыль, НДС, акцизов и т.п.).

Целевые проверки – проверки соблюдения налогового законодательства по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или определенным финансово-хозяйственным операциям (по проведению взаиморасчетов с поставщиками и потребителями, по внешнеэкономическим операциям и т. п.). Как правило, целевые проверки проводятся в ходе комплексных или выборочных проверок, но могут проводиться и как самостоятельные.

Классификация по методу проведения также относится преимущественно к выездным налоговым проверкам.

Сплошные и выборочные налоговые проверки отличаются по объему проверяемых документов. При сплошной проверке проверяются все документы организации без каких-либо пропусков и предложений об отсутствии нарушений. Заранее такие проверки планируются в организациях с небольшим объемом документации либо в организациях, где необходимо восстановить учет.

При выборочной проверке проверяется только часть документации организации. Выборочная проверка может и должна превратиться в сплошную, если в проверяемой выборке обнаружены нарушения, которые могут быть присущи всему массиву данной документации.

При проведении выездной  проверки одна часть документации может проверяться  выборочным методом, а другая – сплошным. При проведении камеральных проверок используется только выборочный метод. При возникновении необходимости проведения сплошной проверки документации данной организации следует назначать выездную проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение.

 

В периоды экономического спада, когда правительство вынуждено  регламентировать рынок, усиливается уклонение от налогов. Это связано с тем, что создание регламентированного рынка неизбежно сопровождается созданием параллельного, незаконного и неуправляемого рынка. Сделки, совершаемые на нем, естественно, ускользают от налогообложения. Каков же выход из этого порочного круга? Уход от налогов – процесс неизбежный, но размеры его управляемые. Снизить вероятность роста числа налоговых уклонистов можно за счет уменьшения налогового бремени, создания налоговых преференций для отечественных товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Бюджетные потери следует компенсировать за счет, во-первых, резкого снижения непроизводственных государственных расходов, а во-вторых, ужесточения мер ответственности за преднамеренное укрывательство доходов, перемещение их на заграничные банковские счета.

Бесконтрольное расширение свободы международного движения капиталов  также способствует уходу от налогов. Налоговый контроль чаще всего ограничивается рамками национальной территории, особенно в периоды кризисов или при смене экономического курса. Он оказывается безоружным перед транснациональными компаниями, совместными предприятиями. Это создает благоприятные условия для технического ухода от налогов.

Налоговая практика различает  два основных способа борьбы с налоговыми правонарушениями: предупреждение (превентивные методы) и наказание (репрессивные методы). Важным условием для уменьшения числа правонарушений является расширение сферы превентивного налогового контроля. Комплекс предупредительных мер включает оказание консультационно-методической помощи налогоплательщикам, своевременное освещение изменений налогового законодательства в открытой печати, публикации о наиболее типичных и злостных нарушениях налогового законодательства и обзоров арбитражной и судебной практики.

Действующая система  мер ответственности за нарушение  законодательных положений по исчислению и уплате налогов в бюджет предусмотрена  статьей 13 Закона РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации». Особо крупные нарушения налоговых законов влекут за собой применение соответствующих статей Уголовного кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Приложения.

 


 



 

 

 

Рис. 1. Формы налогового контроля

 

 

 

 

      

  Учетная информация                                                     Данные банков о

   о налогоплательщиках                                        фактическом    поступлении                


                                                                                     платежей в бюджет




Информация о несоответствии                                                                        Данные о поступлениях


учетных данных фактическим                                                                     начисленных сумм в бюджет


                                                          Отчетность налогоплательщиков  и данные

Информация о работе Налоговый контроль