Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Налоговой практикой и теорией описаны четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны – не значит украсть. Долее того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения. При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя общественных благ для большинства граждан – настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 2
1.Сущьность, цели и задачи налогового контроля ………………..3
2.Формы налогового контроля……………………………………... 6
3.Виды налоговых проверок………………………………………... 9
Заключение…………………………….…………………………….. 15
Приложения…………….………………………………………….... 17
Список использованной литературы…….………………………... 20

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль.docx

— 39.09 Кб (Скачать)

                                  Содержание 
 

Введение………………………………………………………………. 2

         1.Сущьность, цели  и задачи налогового контроля ………………..3

         2.Формы налогового контроля……………………………………... 6

         3.Виды налоговых проверок………………………………………... 9

         Заключение…………………………….…………………………….. 15

         Приложения…………….………………………………………….... 17

         Список использованной литературы…….………………………... 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение 

         Налоговой практикой  и теорией описаны четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан  украсть из казны – не значит украсть. Долее того, в любом государстве  имеют место факты коррупции  в высших эшелонах власти, использования  государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики  не чувствуют моральной ответственности  за уход от налогообложения. При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя общественных благ для большинства граждан  – настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе.

         Многие налогоплательщики  считают себя вправе противостоять  казенным сборам, ссылаясь на их непомерную тяжесть. В переходных условиях при  смене экономических формаций законы вообще воспринимаются чисто номинально, а законы о налогах – тем  более. Последние зачастую полностью  игнорируются, ибо они направлены на уменьшение доходности частнохозяйственной и корпоративной деятельности.

         Ценность закона, т. е.,  что придает ему престиж  и авторитет, - это  его всеобщность, постоянство, беспристрастность. Российское налоговое законодательство 90-х  годов являлось ни общим, ни беспристрастным. Оно не несло всеобщего характера, потому что в этот период налицо явная тенденция персонифицировать  налоги. Казна стремилась приспособить налоговое бремя к каждой бюджетно-финансовой потребности. Политика финансово-бюджетной  дискриминации, присущая налоговой  практике, препятствовала становлению  и четкой реализации принципа всеобщности  налогового законодательства. Распространенные на практике налоговые договоры и  соглашения по корректировке налоговых  изъятий в разрезе отдельных  предприятий, отраслей и территорий в сторону уменьшения не укрепили престижа всего налогообложения  для остальных плательщиков. Чем  выше налоговые ставки, тем сильнее  соблазн уйти от налогов. Чем неустойчивее финансовое положение плательщика, тем сильнее его намерение укрыть налоги. 

                    1.Сущьность, цели и задачи налогового контроля. 

         Налоговый контроль – элемент финансового контроля и налогового механизма. Он является также необходимым условием эффективного налогового менеджмента. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности, законодательных основ налогообложения.

         Одно из главных  требований к налоговому контролю вытекает из известных с древности принципов  налогообложения – контроль должен приносить значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы). Российская практика проведения налогового контроля не подтверждает это требование. Напротив, действия созданных по указам Президента РФ комиссий (ВЧК, Комиссия по валютному контролю и др.) не принесли ощутимых результатов, хотя на их проведение были отвлечены значительные материальные и трудовые ресурсы.      Меры чисто административного налогового воздействия на экономику, как подтверждает практика, способны дать лишь кратковременный результат в плане увеличения налоговых сборов. В целом же эти меры обычно провоцируют уход от налогообложения, переток капиталов за границу в ущерб российской экономике.

         Качественные и  количественные параметры налогообложения  напрямую зависят от результатов  финансово-хозяйственной деятельности, стоимостной оценки имущества, размещения капитала. Выполнение налоговых обязательств, следовательно, предопределено величиной  денежной оценки основного и оборотного капитала, рабочей силы, ресурсного потенциала (земля, лесные богатства, богатства  недр, водные ресурсы). В зависимости  от нее исчисляются суммы амортизационных фондов, оборотных активов, заработной платы, прибыли. Это определяет широкую область приложения контрольных действий налоговых, аудиторских и других заинтересованных служб. Теория и практика контроля выделяет семь основных сфер, в рамках которых применяются особые нормы и правила ведения контрольных проверок: реализация товаров, работ и услуг; сфера обращения и система ценообразования; расчетно-платежная дисциплина; соблюдение воспроизводственных пропорций; использование имущества, амортизация основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и состояние оборотных средств; формирование оплаты труда и материального стимулирования; определение прибыли и внереализационных финансовых результатов.

         В рамках каждой из названных  сфер применяются различные методики и нормативные документы по осуществлению  контрольных действий. Контролирует эти сферы многочисленный штат работников самых различных учреждений, начиная  от внутрифирменных контрольных  служб и заканчивая сферой государственного контроля (Министерство финансов, Федеральное  казначейство, Центробанк, Таможенный комитет, федеральные органы налоговой  полиции и другие). Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых  органов посредством учета налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков и других лиц, проверки данных учета  и отчетности, осмотра помещений  и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению  или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных Законом РФ «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации» и Таможенным кодексом РФ (в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением объектов налогообложения через  границу РФ), а также другим законодательными актами РФ.

         Цели  контроля различны. Различаются и методики проведения ревизий и проверок. Однако что касается налогообложения, то эти учреждения используют нормативные документы по ведению налогового контроля, составленные в соответствии с положениями налоговых законов («Об основах налоговой системы в РФ», «О Государственной налоговой службе РФ», «О федеральных органах налоговой полиции»). Эти законы толкуют содержание налоговых нарушений и мер ответственности за них. В дополнение к ним налоговая администрация разрабатывает методические указания по осуществлению налоговых проверок в разрезе каждого отдельного налога.

         Выполнение налоговых  обязательств – важнейший поток  денежных средств по горизонтали  и по вертикали. Поэтому подтверждение  правильности их спрогнозированного объема обеспечивает реальность бюджетных  заданий по доходам на будущее.

         Одна  из основных целей  налогового контроля – препятствование уходу от налогов. Это явление известно с древности как реакция на чрезмерный налоговый гнет. Оно развивалось вместе с налогообложением, приобретя форму устойчивой закономерности. Практика  показывает, что облагаемые доходы от движимого имущества, дивиденды и другие доходы, распределенные компаниями между держателями акций, облигаций, других ценных бумаг, не соответствуют сумме доходов от ценных бумаг, указанных в налоговых декларациях. Часть налогоплательщиков прибегают к налоговым уловкам, выписывая денежные счета на удобные адреса в налоговых декларациях. Часть налогоплательщиков прибегают к налоговым уловкам, выписывая денежные счета на удобные адреса в налоговых убежищах. Разница между этими суммами настолько велика, что необходимы особые методы выявления объектов налогообложения.

         Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена  со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в  неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Налоговое  законодательство в соответствии с  Гражданским кодексом РФ установило определенные сроки исковой давности. Следить за этими сроками обязан налоговый менеджер (эксперт) фирмы.

         Вхождение России в  систему «Интернет» и создание национальной электронной системы сбора и  обработки данных облегчают проведение налогового контроля, поскольку существенно  расширяется информационное поле о  состоянии контроля на мировом уровне, становится доступными прогрессивные методы контроля и координация действий контроллеров разных стран. Интеграция в международное экономическое и финансовое сообщество ставит  перед налоговой администрацией России новую задачу – усилить контроль за перемещением капиталов в налоговые оазисы. Оценку законности таких операций в каждом конкретном случае могут провести налоговые менеджеры или налоговые эксперты, сотрудничающие с органами международного сыска.

         Серьезную проблему для налогового контроля составляют межнациональные корпорации. Если между  странами заключен договор об избежании  двойного налогообложения, то эти проблемы менее остры. Однако и в этих случаях  транснациональные компании могут  действовать через третьи страны, пользоваться банковскими услугами четвертых и т. д. Все это еще  раз подтверждает необходимость  проведения налогового контроля на основе углубления информационно-аналитической  работы в системе государственного налогового менеджмента.

         Соответственно, основная задача налогового контроля – расширение возможностей универсализации учета, отчетности и контроля, что, в свою очередь, снизит вероятность повсеместного  ухода от налогов. Все это должно способствовать унификации российского  налогообложения, продвижения его  к международным стандартам. 

                                  2. Формы налогового контроля 

         Налоговый контроль проводится налоговыми органами в нескольких формах. Формы налогового контроля – это комплекс определенных мероприятий, осуществляемых налоговыми органами на постоянной основе

         (рис. 1, см. приложения).

         Каждая из форм налогового контроля имеет свое определенное предназначение в единой системе налогового контроля.

         Учет налогоплательщиков обеспечивает формирование единой базы данных обо всех подлежащих налоговому контролю объектах. Эта база данных формируется в виде единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

         Ведение оперативно-бухгалтерского учета налоговых платежей налоговыми органами направлено на обеспечение  контроля за полнотой и своевременностью поступления начисленных налогов  и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды.  Оперативно-бухгалтерский  учет осуществляется путем ведения  лицевых счетов, отправляемых ежегодно на каждого налогоплательщика по каждому виду налогов, в которых  отражаются суммы начисленных налогов  и сборов по данным налогоплательщика  и налоговых органов, суммы начислений пеней и тарифных санкций и  данные о фактическом поступлении  начисленных сумм в бюджет и внебюджетные фонды.

         Контроль за соответствием  расходов физических лиц их доходам  представляет собой контроль за полнотой уплаты налогов физическими лицами путем сопоставления данных об их доходах, указанных в представленных в налоговые органы декларациях, с данными о фактически произведенных  ими расходах. По сути, данный контроль представляет собой  не что иное, как камеральную проверку деклараций о доходах физических лиц, но в  силу ряда специфических особенностей можно выделить его в  самостоятельную  форму налогового контроля, требующего соответствующего законодательного и  организационного обеспечения.

         Налоговые проверки занимают в этой системе налогового контроля центральное место и  являются его ключевым элементом. Они  обеспечивают непосредственный контроль за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, который может  быть реализован только путем сопоставления  представляемых налогоплательщиками  налоговых расчетов (деклараций) с  фактическими данными о его финансово-хозяйственной  деятельности. Не случайно среди прочих форм налогового контроля налоговые  проверки поставлены на первое место.

         Вместе с этим эффективность данной формы налогового контроля может быть обеспечена только во взаимодействии с другими его  формами. Взаимосвязи различных  форм налогового контроля представлены на (рис. 2).

         Через налоговые  проверки проходит вся отчетность налогоплательщиков, представляемая в налоговые органы в установленном порядке. По результатам  проверок в оперативно-бухгалтерском  порядке отражаются суммы налогов, пени и штрафных санкций, начисленных  как самим налогоплательщиком, так  и налоговым органом. В то же время  данные оперативно-бухгалтерского учета  о фактическом состоянии лицевых  счетов налогоплательщиков и учетные  данные о налогоплательщиках являются одной из важных составляющих информации, используемой при проведении налоговых  проверок. Выявленные в ходе проверок несоответствия имеющейся в налоговом  органе учетной информации фактическим  данным используются для уточнения  учетной информации и привлечения  налогоплательщиков к ответственности  за несоблюдение налогового учета.

Информация о работе Налоговый контроль