Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 03:10, дипломная работа
Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства
Налоговый контроль в Республике Казахстан
Создание правового и независимого государства требует структурной перестройки экономики и формирования нормативно-правовой базы, регулирующей финансовые правоотношения. Обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы является государственный налоговый контроль. Налоговый контроль присущ любому государству, именно он создает условия для выполнения налогами в полном объеме своей фискальной функции - формирование денежных ресурсов государства [1].
Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых потоков в экономике, а также деятельность специальных контролирующих органов по учету налогоплательщиков, проверке их отчетности и объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками установленных налогов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений, улучшению налоговой дисциплины и проверке соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками. Государственный налоговый контроль обеспечивает обратную связь общества, экономики и налогоплательщиков с органами государственной власти. По своей сути, налоговый контроль – это заключительная фаза управления налогообложением и один из элементов налогового механизма, тесно связанных с налоговым планированием и налоговым регулированием.
Государственный налоговый контроль обеспечивает формирование доходной базы бюджетов всех уровней, финансовые ресурсы которых направляются на реализацию социальных, экономических и других реформ. Решению стратегических и тактических целей государственного налогового менеджмента способствует своевременность и всеобщий охват налогового процесса контрольными действиями. Таким образом, одной из главных задач налогового контроля как функционального элемента государственного налогового менеджмента является препятствование уклонению от налогов.
Субъектами государственного налогового контроля являются высшие органы государственной власти, которые осуществляют проверку и мониторинг движения налоговых потоков в стране, а также те организационные структуры, которые непосредственно осуществляют налоговый контроль налогоплательщиков [2].
Осуществление эффективного налогового контроля, в свою очередь, требует наличия четкой системы органов, контролирующих уплату налогов и сборов в государственный бюджет Республики Казахстан, поскольку основная его часть формируется именно за счет налоговых поступлений.
Фактически систему органов, контролирующих уплату налогов, можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности:
- непосредственно налоговые (органы налоговой службы, состоящие из налоговых комитетов) - органы, основная деятельность которых связана с обеспечением налоговых поступлений и осуществляющих ее без всяких дополнительных условий;
- опосредованно налоговые (таможенные органы, органы казначейства, финансовой полиции) - органы, которые наряду со своей основной деятельностью, опосредованно обеспечивают поступления платежей, которые составляют налоговую систему.
Однако основные задачи по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществлению налогового контроля над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств возложены на органы налоговой службы Республики Казахстан [3].
Органы налоговой службы состоят из уполномоченного органа и налоговых органов, к числу которых относятся межрегиональные налоговые комитеты, налоговые комитеты по областям, городам Астана и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах, налоговые комитеты специальных экономических зон.
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан является ведомством Министерства финансов Республики Казахстан, осуществляющим в пределах своей компетенции реализационные и контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования [4].
В своей деятельности органы налоговой службы взаимодействуют с уполномоченными государственными и местными исполнительными органами, разрабатывают и принимают совместные меры контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, обеспечивают взаимный обмен информацией. В соответствии с подпунктом 42 статьи 12 Налогового кодекса, уполномоченные государственные органы - государственные органы Республики Казахстан, за исключением налоговых органов и местных исполнительных органов, уполномоченные Правительством Республики Казахстан осуществлять исчисление и (или) сбор других обязательных платежей в бюджет, а также взаимодействующие в соответствии с настоящим Кодексом с органами налоговой службы в пределах их компетенции, установленной законами Республики Казахстан. Помимо налогов и других обязательных платежей, установленных налоговым законодательством, государственные органы осуществляют исчисление, взимание и перечисление в бюджет неналоговых поступлений. Перечень таких уполномоченных органов, ответственных за взимание и осуществляющих контроль над поступлением неналоговых поступлений в республикан-ский бюджет, утвержден Постановлением Правительства Рес-публики Казахстан от 13 декабря 2008 года №1339. Казалось бы, действующее законодательство содержит достаточные условия для беспрепятственного администрирования данного вопроса. Вместе с тем, анализ поступлений платежей в бюджет и результатов проведённых проверок в уполномоченных органах свидетельствует о необходимости усиления контроля со стороны фискальных служб государства. Контроль со стороны налоговых органов осуществляется двумя способами: способом камерального контроля и посредством проверок. Камеральный контроль деятельности уполномоченных государственных органов, исчисляющих, взимающих и перечисляющих другие обязательные платежи в бюджет, осуществляется на основе представляемых ими данных, указанных в сведениях, позволяющих проводить мониторинг налоговых поступлений. Сведения представляются в органы налоговой службы согласно формам, утвержденным Приказами Министерства государственных доходов РК от 28.12.2001 г. № 1793, Министерства финансов РК от 22.11.10г. №573, от 10.02.11 г. №77, от 11.02.11 г. № 80, от 15.02.11 г. №86 и от 16.02.11 г. №90 «Об утверждении форм сведений по обязательным платежам в бюджет», к срокам, указанным в Налоговом кодексе РК. При наличии полных сведений данная отчётность уполномоченных органов позволяет, не покидая рабочее место налогового инспектора, администрировать деятельность уполномоченного органа. Более эффективной формой контроля над деятельностью уполномоченных органов в части должного соблюдения ими норм налогового законодательства являются проверки уполномоченных органов. Статьей 656 Налогового кодекса РК установлен порядок проведения контроля над деятельностью уполномоченных и местных исполнительных органов. Налоговый контроль над уполномоченными органами подразделяется на плановые проверки и внеплановые проверки. Внеплановые проверки могут осуществляться за ранее проверенный период. Порядок проведения таких проверок имеет ряд отличий от налоговых проверок хозяйствующих субъектов, поскольку в этом случае уполномоченные органы не являются налогоплательщиками, а лишь участвуют в процессе пополнения бюджета. Так, если бы объектом налоговой проверки являлся хозяйствующий субъект, то исчисленная проверкой дополнительная сумма платежа была бы взыскана в бюджет с дохода данного субъекта. А в случаях, где проверка осуществляется в государственных уполномоченных органах, исчисленные проверкой суммы платежа взыскиваются в бюджет с соответствующих физических и юридических лиц. При наличии нарушений, выявленных по результатам проверки по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и свое-временности перечисления других обязательных платежей в бюджет, органами налоговой службы выносится требование об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан. По результатам проверки в отношении должностных лиц уполномоченного или местного исполнительного органа, согласно нормам Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, составляется протокол, который представляется руководителю налоговой службы для принятия решения [5].
Подводя некоторые итоги, хотелось бы отметить, что в Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20.09.2002 года № 949, говорится о необходимости принятия мер по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, а именно об обеспечении четкости, определенности и ясности всех его положений, что, в свою очередь, сыграет немаловажную роль на правовом статусе органов налогов Республики Казахстан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко И.Н. Органы, контролирующие уплату налогов и сборов: состояние, противоречия, перспективы//Налоговое право – 2004. - № 6 – с. 29-31.
2. Налоговый менеджмент (Барулин С.В.)
3. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 01.01.2009 года № 209-II.
4. Положение о Налоговом комитете Республики Казахстан, утвержденное постановлением Правительства РК от 29.10.2004 г. за № 1127 «Некоторые вопросы Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан».
5. Журнал "Кызылординские вести" /Ноябрь 29. 2011 г./
Информация о работе Налоговый контроль в Республике Казахстан