Налоговые риски: причины возникновения и возможности предупреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения нежелательных ситуаций и событий, которые способны в минимальные сроки привести компанию к серьезным финансовым потерям и угрожать профессиональной репутации.
Возникновение налоговых рисков обуславливается следующими причинами:
- противоречия и неоднозначные трактовки налогового законодательства;
- постоянное модифицирование налогового законодательства;
- непонимание налогоплательщиком внутренних регламентов и алгоритмов работы налоговых органов;

Содержание

Введение
1. Процесс управления налоговыми рисками
2. Налоговые соглашения
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговые риски.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Мичуринский  государственный аграрный университет»

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговые риски: причины возникновения и возможности предупреждения»

 

 

Выполнила студентка 4 курса экономического факультета специальности 080105 «Финансы и кредит»  Минаева А.П.

 Научный руководитель : Михина Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мичуринск-Наукоград

2013

 

Содержание

 

Введение

  1. Процесс управления налоговыми рисками
  2. Налоговые соглашения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под налоговыми рисками подразумевают вероятность возникновения нежелательных ситуаций и событий, которые способны в минимальные сроки привести компанию к серьезным финансовым потерям и угрожать профессиональной репутации.

Возникновение налоговых рисков обуславливается следующими причинами:

- противоречия  и неоднозначные трактовки налогового законодательства; 
- постоянное модифицирование налогового законодательства; 
- непонимание налогоплательщиком внутренних регламентов и алгоритмов работы налоговых органов; 
- неправильное исполнение налоговых обязательств; 
- ошибки и неточности в налоговом учете, неверное оформление подтверждающей документации; 
- отсутствие системы контроля документооборота; 
- сотрудничество с нечестными и недобросовестными клиентами, партнерами, поставщиками; 
- проведение сделок, которые направлены на уменьшение налоговой нагрузки; 
- нехватка знаний о налоговых рисках и отсутствие внедренных в работу компаний процедур их оценки.                                                                                   В ряде случаев, придерживаясь подхода к исчислению и уплате налогов как к исключительно технической процедуре, которая выполняется рядовыми сотрудниками бухгалтерии, руководство российских компаний не обладает достаточной информацией о налоговых рисках, что может привести к самым негативным последствиям.                                                                                           Поэтому, сегодня особую практическую значимость приобретает переход от соответствия налогового законодательства на уровне составления налоговой отчетности к процессу управления рисками, который подразумевает раннюю диагностику существенных налоговых рисков и разработку практических рекомендаций по их снижению. Такой подход позволяет не только предотвратить последствия  налоговых рисков, но и открывает новые возможности для привлечения внешнего финансирования и инвестиций. Ничто так не повышает доверие инвесторов и деловых партнеров, как отсутствие негативных факторов.

1. Процесс  управления налоговыми рисками

Процесс управления налоговыми рисками можно разделить на следующие этапы:


выявление и предупреждение налоговых рисков;

оценка налоговых рисков;

выработка мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков;

применение мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков и  контроль за их применением.


В общем смысле выявлять и предупреждать налоговые  риски организаций можно за счет следующих интеллектуальных ресурсов: 
внутреннего; 
внешнего; 
комбинированного (внутреннего и внешнего). 
Управление налоговыми рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних консультантов. 
Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода компании к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; от степени вовлеченности персонала в процесс принятия решений. 
    Если у крупной компании нет отдельного специалиста или подразделения, ответственного за вопросы управления налоговыми рисками, или управлением налоговыми рисками занимается главный бухгалтер, то вполне возможно, что у компании существуют налоговые риски, о которых она даже не подозревает. 
    Также не самый эффективный вариант, если у компании существует налоговый отдел, но деятельность его ограничена контролем за составлением налоговой отчетности и проверкой первичных документов. Такой подход не в полной мере может предупредить наличие налоговых рисков. 
    Наиболее оптимальный вариант управления налоговыми рисками за счет внутренних источников - это максимальное вовлечение персонала (отдела), отвечающего за управление налоговыми рисками, в процесс подготовки к принятию решений. 
    Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых консультантов. Это может быть налоговая экспертиза или налоговый аудит. Также среди подобного рода налоговых проверок, осуществляемых сторонними консультантами, можно выделить налоговый Due Diligence (должная осмотрительность, предварительное обследование). Как правило, данная процедура сопровождает слияние или поглощение бизнеса. 
    Консультанты при проведении налоговых проверок проводят всесторонний анализ деятельности компании с точки зрения выявления налоговых рисков. Проведение подобного рода налоговых проверок обусловлено тем, что налоговые органы при проведении мероприятий по налоговому контролю, в том числе выездной налоговой проверки и камеральной проверки, могут доначислить налоги и сборы, а также начислить пени и штрафы, тем самым увеличить обязательства компании перед бюджетом, и это могут быть не самые худшие последствия. 
    Привлечение сторонних налоговых консультантов - это достаточно эффективный способ, поскольку специалисты с проработанной методикой управления налоговыми рисками могут облегчить процесс принятия решения, предупредить организацию о наличии рисков и выработать рекомендации по их устранению. 
    Комбинированный способ объединяет в себе внутренний и внешний интеллектуальные ресурсы. 
    Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на обеспечение налоговой безопасности и т.д. 
    Рассмотрим этапы процесса управления налоговыми рисками. 
    Выявление (предупреждение) налоговых рисков. Поскольку налоговые риски бывают разные, соответственно и способы их выявления инвариантны в зависимости от налогового риска. 
    Если причиной налогового риска послужила ошибка организации или иная случайная (непредвиденная) причина, то в зависимости от риска способами его выявления могут являться арифметическая проверка налоговой отчетности, сверка налоговой и бухгалтерской отчетности и выявление расхождений. Подобными подходами оперируют налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок. Таким образом, проводя все эти процедуры, организация осуществляет меры превентивного характера. 
    В случае если речь идет о неясностях в налоговом законодательстве, то способом выявления данного риска может стать мониторинг разъяснений Минфина России и судебной практики. Поскольку расхождения между мнением Минфина России, сложившейся практикой применения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговыми органами и позицией судебных органов нередкое дело, мониторинг позволит понять, в чем же причина противоречий. 
    Также существуют случаи, когда есть неясность в НК РФ, но при этом нет разъяснений Минфина России. В таком случае оптимальным способом выявления налогового риска будет направление запроса в Минфин России. 
    Обращение за разъяснениями в Минфин России является не самым эффективным способом предупреждения налоговых рисков в российской действительности, однако кое-какие преимущества этот механизм дает. 
    Так, согласно подп. 2 п. 1 ст 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. 
    Подпунктом 5 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. 
    Согласно п. 14 ст 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. 
    Таким образом, в случае если налоговый орган вынесет решение, противоречащее разъяснениям Минфина России, это может послужить основанием для отмены такого решения. 
    Рассмотрим, какие преимущества дает налоговое законодательство в случае, если перед совершением сделки со спорным налогообложением налогоплательщик обратится в Минфин России. 
    Согласно п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). 
    В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа). 
    Вышеуказанное положение не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации. 
    Положениями ст. 34.2 НК РФ предусмотрено, что Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. 
    Таким образом, направление запроса для разъяснений в Минфин России и следование данным разъяснениям позволит избежать начисления штрафов и сумм пени в случае наступления риска, однако это не позволит избежать доначисления налога. 

2. Налоговые  соглашения

Во многих европейских  странах предусмотрена возможность  получения предварительных соглашений с налоговыми органами по вопросам предполагаемых налоговых последствий. Предварительное соглашение позволяет подтвердить у налоговых органов сделку на предмет соответствия текущему налоговому законодательству. Возможности предварительных соглашений с налоговыми органами зависят от того, в какой стране оно получено. 
    Однако в России такой механизм не предусмотрен. При этом Минфин России в документе "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" определил как один из инструментов совершенствования контроля за трансфертным ценообразованием введение механизма заключения между налоговыми органами и налогоплательщиками соглашения о ценообразовании. 
    Что же делать, если у организации давно не было проверки или есть сомнения, что она скоро может быть назначена. Как же предупредить риск проведения выездной налоговой проверки в организации? 
    В данном случае может помочь Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 14.10.2008). В частности, концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, что делает для организаций процесс выбора объекта выездной налоговой проверки более прозрачным. 
    Согласно этой концепции существуют всего 12 критериев выбора объекта выездной налоговой проверки, при наличии которых возможно проведение выездной налоговой проверки:

1)

налоговая нагрузка;

2)

отражение в бухгалтерской  или налоговой отчетности убытков  на протяжении нескольких налоговых  периодов;

3)

отражение в налоговой  отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% за 12 мес);

4)

опережающий темп роста  расходов над темпом роста доходов  от реализации товаров (работ, услуг);

5)

выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;

6)

неоднократное приближение  к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

7)

отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально  приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

9)

непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;

10)

неоднократное снятие с  учета и постановка на учет в налоговых  органах налогоплательщика в  связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);

11)

значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;

12)

ведение финансово-хозяйственной  деятельности с высоким налоговым  риском.


 

    В частности, в 12-м критерии, введенном только в октябре 2008 г., определены операции с контрагентами, которые могут привести к налоговым рискам. В данном критерии налоговые органы указали признаки ведения рискованной деятельности с контрагентом. Эти признаки могут помочь при выборе контрагента и соответственно при выявлении налоговых рисков, связанных с недобросовестностью контрагента. 
    Кстати, проведение тендера может быть эффективным способом выбора добросовестного контрагента. 
    Плюсы и минусы данных критериев можно обсуждать сколько угодно и то, что они не учитывают фактор вновь созданного бизнеса и экспортной деятельности, но в целом это позитивное изменение отношения налоговых органов к налогоплательщикам. 
    Оценка налоговых рисков. При оценке налоговых рисков нужно определить сумму риска и вероятность его возникновения. Для определения суммы риска достаточно умножить базу для расчета риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск. Например, если возник риск по налогу на прибыль в виде отсутствия документального подтверждения расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по которым нет документального подтверждения, на налоговую ставку. 
    С оценкой вероятности определения риска сложнее, поскольку в РФ достаточно мало открытой статистической информации о налоговых доначислениях. Поэтому для определения этого критерия в основном используется экспертный метод, т. е. собираются налоговые специалисты и, исходя их своего опыта и знаний, устанавливают вероятность риска. Данный подход очень субъективен и не всегда отражает действительность, однако пока ничего другого не остается. 
    В оценке налоговых рисков очень важную роль играет судебная практика, поскольку решение налоговых органов может быть опротестовано в трех инстанциях арбитражного суда. 
    Несмотря на то, что в РФ отсутствует прецедентное право, тем не менее арбитражные суды первой и апелляционной инстанций при принятии решений ориентируются на позицию вышестоящих судов: судов кассационной инстанции (преимущественно своего округа), Конституционного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, стремясь к единообразию судебной практики. 
    Так, при качественной оценке риска организации могут прибегнуть к следующей градации, которая очень распространена во многих консалтинговых компаниях:

высокий риск - требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика;

средний риск - требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов  и/или Минфина России неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;

низкий риск-требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или  Минфина России неблагоприятна для  налогоплательщика, но арбитражная  практика сложилась в пользу налогоплательщика.


 

    Выработка мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков. Существует несколько мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков:

устранение налогового риска;

игнорирование налогового риска;

снижение налогового риска.


 

    Устранить налоговый риск можно, придерживаясь так называемого консервативного подхода, т.е. начислять налоги независимо от того, что существует неоднозначность в необходимости его начисления или несовершения операции (сделки), которая сопряжена с наличием налоговых рисков. Примеров устранения может быть много, в том числе и подготовка документального обоснования. 
    С игнорированием риска понятно - просто не брать его в расчет. Однако события последних лет показали, что это неправильные меры. 
    Примером снижения налоговых рисков может быть подготовка позиции в случае возникновения риска, подготовка документального обоснования (договоры, первичная документация, маркетинговая политика и т. д.) 
    На этапе применения мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков, соответственно, организация применяет выбранные меры, например, подача уточненной налоговой декларации, запрос документов у контрагентов и т. д.

 

Список использованной литературы

1. Джилад Б. Конкурентная  разведка. Как распознавать риски  и управлять ситуацией. СПб.: Питер, 2010. 320 c. (Серия «Практический менеджмент».)  
2. Казакова Н. А. Управленческий анализ и диагностика предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика; Инфра-М, 2009. 496 c.  
3. Федосова Р. Н., Крюкова О. Г. Управление рисками промышленного предприятия: опыт и рекомендации. М.: Экономика, 2008. 125 c

 

Таблица 1. Факторы  риска деятельности фирмы  

Группа  риска

Фактор риска

Внешние факторы (объективные)

Политические  риски

Непредвиденное  внесение изменений в законодательство, противоречивость законов. Изменение внутренней и внешнеполитической ситуации в регионе и стране в целом. Непредвиденные действия государственных органов, регулирование деятельности предприятия со стороны государства, местных органов власти. Нестабильность политической ситуации в стране и регионе. Непредвиденные изменения международной обстановки и др.

Научно-технические  риски

Революционные скачки в мировом научно-техническом прогрессе. Освоение конкурентами новой технологии, значительно снижающей издержки производства. Промышленный шпионаж как разновидность недобросовестной конкуренции. Разработка и внедрение новых технологий и способов организации труда конкурентами. Освоение конкурентами производства нового замещающего товара, другие изменения, связанные с внедрением инноваций

Общеэкономические риски

Непредвиденные  изменения экономической обстановки в стране, регионе. Уровень конкуренции среди основных производителей данного товара, основные конкуренты на соответствующем отраслевом, региональном рынках. Изменение налоговых нормативов, процентных ставок по кредитам. Непредвиденные изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков. Повышение тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом, электроэнергию и др. Более значительное колебание курса рубля, чем прогнозируемое, высокий уровень инфляции или девальвация рубля. Изменение правил обращения валюты. Глобализация, интеграционные процессы

Социальные  риски

Нестабильность  социального положения населения. Отношение общества к отрасли, продукции, фирме в целом. Скрытая безработица, профессиональная непригодность. Покупательная способность населения. Демографическая ситуация

Природно-естественные риски

Введение ограничений  на использование местных природных ресурсов. Ужесточение экологических требований в регионе, где ведется хозяйственная деятельность предприятия. Изменение экологической обстановки в регионе. Влияние стихийных сил природы и климата региона на производственный процесс

Внутренние  факторы (субъективные)

Риски в сфере управления

Выбытие ключевых сотрудников предприятия (увольнение, болезнь, смерть). Наличие возможностей для экономических злоупотреблений и преступлений на предприятии. Некомпетентность управленческих и иных служб. Неверная оценка стратегического потенциала фирмы. Неадекватная оценка потенциала фирмы, возможностей развития. Неэффективная структура управления (схема принятия решения, количество уровней согласования, время принятия управленческих решений и т. п.). Недостатки информационного обеспечения. Неполадки в системе обработки информации, утечка конфиденциальной информации

Коммерческие  риски

Потери, ухудшение  качества товара при транспортировке или хранении. Неверная оценка конкурентоспособного уровня цен на продукцию в традиционных сегментах рынка, на котором работает предприятие, ошибки в ценовой политике. Отсутствие или слабая служба маркетинга (ошибочный выбор целевого сегмента рынка, ассортимента продукции и т. п.). Банкротство, ликвидация предприятий – поставщиков или потребителей. Потери товара в процессе обращения, ухудшение его качества. Риск выпуска невостребованной продукции. Нарушение условий контракта (дисциплины поставок, сроков, требований по качеству и т. п.).Повышение расходов предприятия, ошибки в расчетах себестоимости единицы продукции

Риски в сфере управления персоналом

Риски недостаточной квалификации персонала, неверная оценка необходимого периода подготовки и переподготовки кадров. Неточная постановка целей и задач работнику, ошибки в нормировании труда. Отток квалифицированной рабочей силы. Слабая мотивация к труду (недостатки системы оплаты и премирования). Риски несвоевременного сокращения численности персонала, неэффективная работа структурных подразделений предприятия. Риск нелояльности персонала в различных формах (коррупция, хищения, разглашение информации и т. п.)

Риски производственной деятельности

Организация производственного  процесса (длительность производственного  цикла, ритмичность производства и др.). Новизна технологий. Непредвиденные изменения в процессе производства из-за нарушения технологии производства. Выход из строя оборудования, его моральное старение, отсутствие резерва мощностей, остановка оборудования или прерывание технологического цикла производства по вине других подразделений. Увеличение объемов незавершенного производства. Недостаточная защищенность продукции предприятия и технологии ее производства патентами. Аварии. Дефицит складских площадей. Невыполнение инструментальным хозяйством своих обязательств в срок, что затрудняет переход к производству другого продукта. Перебои в энергоснабжении и поставках топлива. Аварии вентиляционного, канализационного, водо-, пароснабжающего и другого вспомогательного производственного оборудования

Риски финансовой деятельности и упущенной выгоды

Нерациональная  структура финансовых ресурсов, недостатки в финансовом планировании деятельности предприятия. Превышение уровня допустимой дебиторской и кредиторской задолженности. Неплатежеспособность предприятия. Снижение рентабельности продукции, предприятия. Ухудшение основных показателей эффективности деятельности (фондоотдача, производительность труда, рентабельность основного капитала, уровень деловой активности и др.). Снижение дохода предприятия, невыполнение обязательств перед основными кредиторами. Недополученная прибыль из-за того, что какие-либо мероприятия (например, страхование, хеджирование, инвестирование и т. п.) не были выполнены

Риски инвестиционной и инновационной политики предприятия

Низкая рентабельность инвестиционных проектов. Нарушение  сроков реализации инвестиционных проектов. Снижение инвестиционной активности предприятия (проектный риск). Риск инновационной неадекватности разрабатываемых проектов новых видов продукции, технологии

Информация о работе Налоговые риски: причины возникновения и возможности предупреждения