Налоговые риски и управление ими

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:25, реферат

Описание работы

Финансовый менеджмент связан с управлением финансовыми рисками. Государственный налоговый менеджмент не является исключением. В процессе управления налогами также необходимо учитывать фактор риска, всегда присутствующий при исполнении бюджетов, включая налоговые бюджеты.

Работа содержит 1 файл

березин2.docx

— 40.66 Кб (Скачать)

Смысловой аспект информации определяет ее смысловую неопределенность. Смысловая неопределенность информации возникает в процессе интерпретации  последней (нечеткое и неоднозначное понимание значений используемых слов, терминов или цифр) и является источником смыслового риска. Мерой смыслового риска является стандартное отклонение. К смысловому риску также относят тавтологию в инструкциях и прочих нормативных документах, противоречия и нечеткости в законах. В результате, вместо оценки реально складывающейся ситуации аналитики институциональных единиц финансового сектора используют умозаключения по аналогии, предположения и прочие вероятностные выводы, что приводит к неадекватности принимаемых решений по оптимизации уровня рисков финансового сектора.

Наиболее сложным аспектом информационного обеспечения можно  назвать ценностный аспект, характеризующий  информацию с точки зрения значимости, т.е информация ценна не сама по себе, а тогда, и только тогда, когда она способствует достижению поставленной цели. Самой распространенной формой ценностной информации является неопределенность, вызванная асимметрией информации. В это понятие включается отсутствие достаточной информации у всех субъектов контактной аудитории о целях (намерениях) другого субъекта — клиента, контрагента финансового учреждения; нечеткое понимание собственных целей, неумение достаточно адекватно оценивать действия субъектов денежных властей и/или иных ветвей власти страны. Иными словами, возникает моральный риск.

Моральный риск — это  риск, который возникает в процессе установления (или продолжения) партнерских  отношений между финансовым учреждением и клиентом/контрагентом. Чаще всего это невозможность определить реальный уровень риска, возникающий вследствие предоставления недостаточно полной, достоверной и/или оперативной информации об одном из

субъектов, принимающем участие в отношениях «финансовая организация — клиент/контрагент». Моральный риск может быть:

а) умышленным, возникающим вследствие нежелания клиента (или кредитной организации) предоставлять полную и достоверную информацию;

б)  неумышленным, который может возникнуть единовременно (из-за технических сбоев, произошедших в процессе формирования, передачи и/или приема данных), часто или постоянно.

Если клиентом является юридическое  лицо, то основными причинами возникновения  частых или постоянных информационных неточностей, приводящих к возникновению морального риска, являются:

• отсутствие части данных, формирующих динамический ряд

информации;

• изменение объема генеральной  или выборочной совокупности, вследствие чего возникает несопоставимость между отдельными точками (уровнями) ряда;

• изменение методологии  формирования данных, что также приводит к несопоставимости отдельных элементов (уровней) ряда.

Основными способами, дающими  возможность кредитору определить степень недостоверности и неполноты  информации, являются:

а) статические методы, к  которым относятся:

• критерии максимакса;

• максиминный критерий Вальда;

• критерий минимаксного риска Сэвиджа;

• критерий пессимизма —  оптимизма Гурвица и др.;

б) практические способы, к  которым относятся:

• развернутый анализ финансового  состояния партнера;

• анализ уровня кредите- и платежеспособности;

• анализ информации, полученной от налоговых органов;

• анализ информации, полученной от прочих партнеров и др. Если клиентом является физическое лицо, то моральный

риск также может быть умышленным и неумышленным. На практике такие же причины его возникновения, как и у юридического лица.

Основные методы определения  степени недостоверности предоставленной информации:

•  наступление страхового случая не должно быть связано с волеизъявлением страховщика, страхователя или других заин-терсованныхлиц.

Основные признаки, характеризующие  специфику этого способа управления рисками как экономической категорией, следующие:

1)  вероятностный, случайный характер возникновения страхового случая, связанный с рисковым характером рыночной экономики. Страховой случай — это наступление неожиданных, непредсказуемых и непреодолимых событий, влекущих за собой возможность нанесения материального или морального ущерба юридическим и физическим лицам;

2)  возможность количественного измерения нанесенного ущерба с помощью натуральных и денежных измерителей;

3) объективная необходимость  перераспределения динамики, т.е.  по горизонтали между территориальными  субъектами и во времени;

4)  возвратность средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые взносы каждого страхователя имеют только одно назначение — возмещение вероятной суммы ущерба в определенном масштабе и в течение определенного периода.

Специфика прохождения перечисленных  этапов управления налоговыми рисками  будет зависеть от формы управления налоговым риском, обусловленной  моментом управления по отношению к  возникновению налогового риска (табл. 3).  
 
Таблица 3 
 
Формы управления налоговыми рисками 

Название

Характеристики  управляющего воздействия по

времени

содержанию

результатам

Эффекту

активная

предшествует возникновению  риска

использование всей информации и средств воздействия

минимизация налоговых рисков

максимальный

адаптивная

в период несения риска

адаптация налоговых решений  к сложившейся обстановке

предотвращение части  неблагоприятных последствий

средний

консервативная

с момента рискового события

нейтрализация влияния риска  и ущерба на другие события

локализация распространения  ущерба

минимальный


 
 
Возможен и другой подход к детализации  способов управления налоговыми рисками  с точки зрения их разрешения, в  соответствии с которым в их составе  могут быть выделены четыре способа:  
 
• избежание - простое уклонение от мероприятия, связанного с риском; 
• удержание риска - оставление риска за налогоплательщиком, то есть на его ответственности;  
• передача риска - налогоплательщик передает ответственность за налоговый риск кому-то другому налогоплательщику, изменяя условия оформления сделки;  
• снижение степени риска — сокращение вероятности и объема возможных потерь, связанных с проявлением налогового риска.  
 
При выборе конкретного средства разрешения налогового риска представляется, что налогоплательщик должен исходить из следующих принципов предосторожности:

  • необходимо заранее оценивать возможные последствия риска; 
  • нельзя рисковать слишком сильно, подвергая организацию существенным штрафным санкциям и другим негативным последствиям, которые могут поставить под угрозу успешность существования организации; 
  • не стоит рисковать добрым именем и успешностью функционирования бизнеса ради призрачной налоговой экономии в случае сомнительности предполагаемых решений, ведь всегда есть возможность не рисковать, а желание сэкономить обозначает больший риск.

Информация о работе Налоговые риски и управление ими