Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 07:51, курсовая работа
Цель работы - изучить сущность, задачи налоговых проверок, рассмотреть методику проведения налоговых проверок, а также меры по совершенствованию налоговых проверок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность, цели и задачи налоговых проверок.
2. Рассмотреть и проанализировать методику проведения налоговых проверок.
3. Показать меры по совершенствованию проведения налоговых проверок.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…….…………….……………..………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК…………………………………..……………………..…………………..4
1.1 Понятие, сущность и цели проведения налоговых проверок……….…..………4
1.2 Виды и общие правила проведения налоговых проверок……………………….5
1.3 Камеральная налоговая проверка…………………………………..…….............8
1.4 Выездная налоговая проверка………………………………………….……… 10
1.5 Нормативно-правовая база проведения налоговых проверок.…..…………….12
2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ……………14
2.1 Методика проведения налоговых проверок……………………………………14
2.2 Анализ доначислений налоговых платежей по итогам камеральной налоговой проверки……………....………………………………..…..………………………….15
2.3 Анализ доначислений налоговых платежей по итогам выездной налоговой проверки ………………………………………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………20
Приложение А Порядок проведения камеральной проверки с 01.01.07 г. ………21
Приложение Б Сравнительная характеристика выездных и камеральных проверок…………………………………………………………………………….…22
В то же время эта форма налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых органов и высокого уровня их квалификации. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.
Основные задачи выездной налоговой проверки:
всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и своевременности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;
выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;
анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;
формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;
доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.
Цель выездной проверки - проверка соблюдения налогоплательщиком или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Решение должно содержать:
Наименование налогового органа;
Номер решения и дату его вынесения;
Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
Идентификационный номер налогоплательщика;
Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.
Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки .
Проведение налоговых проверок регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
4. Инструкция "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесении решения по результатам рассмотрения ее материалов" N 52 от 31 марта 1999 года.
5. Федеральный закон от 8 июля 1999 года "Об административной ответственности юридических лиц (организации) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
6. Приказ МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок».
7. Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства.
8. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями и дополнениями).
В соответствии со ст. 15 « Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
В соответствии со ст. 1 НКРФ «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах».
Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
В 1997 году Государственная налоговая служба РФ приняла Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, в соответствии с которым стали проводиться камеральные проверки. В положениях Регламента впервые цели и задачи камеральной проверки, даны конкретные методические рекомендации по ее проведению.
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи .
К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:
Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.
В 2007 году относительно к 2006 году суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней по текущей задолженности) увеличились в 1,6 раза и составили 67,4 млрд. рублей.
За 2007 год налоговыми органами с использованием информации, полученной от таможенных органов, а также в режиме координации контрольных мероприятий проведено 118,5 тыс. камеральных налоговых проверок организаций-участников внешнеэкономической деятельности, по результатам контрольных мероприятий доначислено порядка 19,5 млрд. рублей.
По результатам камеральных и выездных проверок в государственную казну за 2007 год дополнительно начислено платежей порядка 274,8 млрд. рублей, что на 54,3 млрд. рублей (или на 25%) больше, чем в 2006 году. Кроме того, по результатам проверок отказано в возмещении НДС по экспортным операциям и на внутреннем рынке на сумму 51,3 млрд. рублей.
Прирост сумм дополнительно начисленных платежей на 9,2 пункта опережает прирост налоговых поступлений (15,4%).
За I квартал 2008 года по результатам выездных и камеральных проверок налоговыми органами доначислено 115 млрд. рублей (по предварительным данным), проведено 62,5 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (здесь и далее приведены отчетные данные) и 23,2 тыс. проверок физических лиц. Сумма доначисленных платежей по результатам выездных проверок по сравнению с I кварталом 2007 года увеличилась на 24,8 млрд. рублей или в 2 раза и составила 48,9 млрд. рублей.
Отмечаются положительные сдвиги в организации и проведении камеральных проверок, которым отводится приоритетная роль в решении вопроса повышения эффективности налогового контроля. Так в 2007 году относительно к 2006 году суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней по текущей задолженности) увеличились в 1,6 раза и составили 67,4 млрд. рублей.
2.3. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам выездной
налоговой проверки
За период 2007 года налоговыми органами проведено 605 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций и 415 тыс. проверок физических лиц.
В результате контрольной работы, проведенной налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими контролирующими и правоохранительными органами, в государственную казну дополнительно начислено налогов и пеней и предъявлено налоговых санкций на сумму 274 млрд. рублей, что составило 12% к общей сумме платежей, начисленных налогоплательщикам на основании налоговых деклараций и расчетов. Сумма дополнительно начисленных платежей увеличилась по сравнению 2000 годом на 25 млрд. рублей.
Существенно возросла результативность проверок: в расчете на одного работника налоговых органов, занимающего должность руководителя или специалиста, доначислено платежей на сумму 1865 тыс. рублей (что по сравнению с 2006 годом больше на 146 тыс. рублей или на 9 %), взыскано 406 тыс. рублей (что по сравнению с 2006 годом больше на 119 тыс. рублей или в 1,4 раза). Доначисления в расчете на одну выездную проверку налогоплательщика - организации возросли в 1,2 раза и составили 113 тыс. рублей, взыскания - в 1,4 раза и составили 43 тыс. рублей
По результатам контрольной работы наиболее значительные доначисления и взыскания в консолидированный бюджет произведены налоговыми органами Красноярского края, Москвы и Санкт-Петербурга, Кемеровской, Самарской и Свердловской областей.
Значительные доначисления получены при проверках:
крупнейших налогоплательщиков, представляющих ведущие отрасли экономики Российской Федерации (12 млрд. рублей),
организаций, которые не представляют отчетность в налоговые органы или представляют «нулевую» отчетность (4,5 млрд. рублей);
организаций, осуществляющих добычу, производство, использование и обращение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (субъекты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе кредитных организаций (3,4 млрд. рублей);
нефтяных компаний и организаций-экспортеров нефти и нефтепродуктов (3,3 млрд. рублей);
организаций и физических лиц, занимающихся оптовой торговлей (3,3 млрд. рублей);
организаций, осуществляющих лов, переработку, транспортировку и реализацию рыбы и морепродуктов, в том числе реализацию нерезидентам (2,7 млрд. рублей);
строительных организаций (2,5 млрд. рублей);
организаций и физических лиц, осуществляющих реализацию горюче-смазочных материалов (2,2 млрд. рублей);
организаций агропромышленного комплекса (2,1 млрд. рублей);
налоговых агентов по вопросу учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях (2,0 млрд. рублей).