Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:56, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть методику планирования налоговых доходов бюджета.
Задачами работы являются:
рассмотреть понятие налоговых доходов бюджета;
изучить планирование и динамику налоговых поступлений в бюджет;
изучить совершенствование системы налоговых доходов бюджета.
Объект исследования – налоговые доходы бюджета.
Введение 3
1. Понятие налоговых доходов бюджета 5
2. Планирование и динамика налоговых поступлений в бюджет 8
3. Совершенствование системы налоговых доходов бюджета 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации являются налоговые поступлениями от юридических и физических лиц, в силу этого одним из важнейших элементов системы планирования доходов бюджета выступает налоговое планирование и прогнозирование.
Налоговое
планирование и прогнозирование создает
необходимые условия для стабильного
экономического роста государства в целом
и хозяйствующих субъектов, повышения
их финансовой устойчивости и значимости
и последующего увеличения доходной базы
соответствующих бюджетов и экономического
роста в масштабах всей страны.
В настоящее время возрастает значение
налогового планирования п прогнозирования
как фактора экономического роста хозяйствующих
субъектов и государства в целом. С помощью
налогового планирования как элемента
налогового механизма государство осуществляет
управление экономикой на макро- и микроуровнях.
В связи с этим рассмотрение планирования
налоговых доходов бюджета является в
настоящее время вопросом достаточно
актуальным.
Основной задачей налогового планирования является определение объемов налоговых поступлений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий и отраслей хозяйства.
Цель работы – рассмотреть методику планирования налоговых доходов бюджета.
Задачами работы являются:
Объект исследования – налоговые доходы бюджета.
Предмет исследования – налоги.
Структура работы состоит из трёх глав.
В первой главе рассмотрена сущность налоговых
доходов бюджета. Вторая глава рассматривает
систему планирования поступлений налогов
в бюджет. В третьей главе рассматриваются
методы совершенствования налоговой системы
налоговых доходов бюджета.
Налоговый
кодекс РФ определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный
Налоги - категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ. 2
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
В
России в настоящее время в
структуре доходов федерального
бюджета основная масса - налоговые
доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая
таможенные пошлины, - неналоговые, в том
числе от продажи государственного имущества.
Расчет контингентов налогов на федеральном, региональном и местном уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых методических подходов, при этом круг участников процесса планирования различается в зависимости от уровня управления. Рассмотрим организацию работы по планированию контингентов ряда налогов на региональном уровне.
Комитет финансов администрации субъекта РФ является центральным звеном в процессе планирования налоговых поступлений территориального бюджета. Для составления плана налоговых доходов бюджета региона в финансовом комитете аккумулируются необходимые статистические и аналитические материалы, поступающие из различных ведомств. Так, информацию о фактических суммах налогов, поступивших в бюджеты всех уровней, предоставляет управление федерального казначейства по субъекту РФ. В региональном управлении Министерства по налогам и сборам РФ составляются отчеты о фактической величине налогов, зачисленных в бюджеты всех уровней, размере задолженности по налоговым платежам, уплате налоговых санкций и пени, а также ряд других отчетных и аналитических материалов, необходимых для расчета прогнозной величины налоговых поступлений. Кроме того, в управлении МНС по субъектам РФ производится расчет величины предполагаемых сумм налоговых доходов бюджета на следующий отчетный период, исходя из объема фактически внесенных налогоплательщиками сумм, выявленных тенденцией в поступлении налогов, индекса инфляции, возможных изменений налогового законодательства. Одновременно с этим комитет государственной статистики субъекта РФ направляет в комитет финансов информацию о социально-экономическом положении региона, содержащую данные о затратах промышленных предприятий на производство, динамике капитального строительства, сведения о наличии и использовании основных фондов, дифференциации заработной платы в отраслях экономики данного субъекта РФ и другие необходимые показатели.
Комитет экономики и промышленной политики субъекта РФ сообщает комитету финансов необходимые для прогнозирования доходов бюджета варианты прогнозных показателей социально-экономического развития региона на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу. Среднесрочный прогноз, оценивающий перспективы экономического развития на ближайшие три года, составляется на основе эконометрических моделей развития экономики государства с учетом предполагаемых изменений в бюджетно-налоговой и денежной политике. Методика расчета предполагает использование основных экономических показателей: индекса цен, уровня процентной ставки рефинансирования ЦБ, безработицы, заработной платы рабочих и служащих, доходов физических и юридических лиц и др. Долгосрочный прогноз составляется на период свыше пяти лет. В нем, как правило, отражаются экономические прогнозы, соответствующие перспективным целям и задачам государственной бюджетно-налоговой политики.
После того как всеми ведомствами, принимающими участие в процессе составления плана налоговых доходов бюджета, информация, служащая основной для осуществления расчетов налоговых поступлений, сведена воедино и изучена, специалисты комитета финансов субъекта РФ приступают к непосредственному расчету контингента налогов на очередной финансовый год. В настоящее время не существует единой, обязательной к применению во всех регионах методики расчета величины налоговых поступлений. В каждом субъекте РФ самостоятельно разрабатывают элементы методических подходов к налоговому планированию.
Основой расчета доходов в целом и по отдельным видам налогов и сборов, а также в разрезе отдельных муниципальных образований, являются:
— показатели прогноза социально-экономического развития соответствующей территории;
— ожидаемый объем поступления налогов и сборов в текущем году;
— ожидаемый объем недоимок налогов и сборов на начало планируемого финансового года;
— индексы-дефляторы изменения макроэкономических показателей, рекомендованные Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ при разработке прогнозов развития экономики России и федерального бюджета на планируемый финансовый год;
—
задания по повышению уровня собираемости
налогов и сборов в планируемом финансовом
году и погашению недоимок текущего года.
Расчет консолидированных доходов,
мобилизуемых на территории Ленинградской
области, согласно методике, производится
по каждому виду налога или сбора отдельно,
но алгоритм расчета сохраняется для каждого
налога — с некоторым уточнением в зависимости
от применяемого индекса-дефлятора. Так,
общая формула расчета сумм поступлений
налоговых доходов бюджета имеет следующий
вид:
сумма (НПi) m = сумма (НПi) m -1 х Дi х Кс +
сумма (НДi) m-1х К1-Л
где сумма (НПi) m — прогноз поступлений г-го налога в планируемом году;
сумма (НПi) m -1 — ожидаемые поступления г-го налога в текущем году;
i — темп роста показателя, образующего налоговую базу г-го налога, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития;
Di — индекс-дефлятор, учитывающий прогнозный уровень инфляционного дохода;
Кс (>1) — коэффициент повышения собираемости налогов; сумма (НДi) m-1— ожидаемая сумма недоимок по i-му налогу на конец текущего года;
Кс (<1) — коэффициент погашения недоимки, сложившейся на начало планируемого года;
Л — сумма льгот по налогу, вступающих в силу в планируемом финансовом году.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2010 г. составила около 40%.
Налогоплательщиками НДС признаются:3
- организации;
- лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;
- индивидуальные предприниматели.
Если говорить о налоговых ставках, то налогообложение по НДС производится по ставкам:4
- 0% - для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита и др.;
-
10% - для продовольственных товаров,
- 18% - для остальных товаров
Судя по всему, фискальное значение НДС будет постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.