Налоговые платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В процессе хозяйственной деятельности (т.е. производства и реализации готовых товаров, работ, услуг) любое предприятие сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты в бюджеты соответствующих уровней некоторых налогов и сборов. Налоги являются одним их основных финансовых инструментов рыночной экономики и представляют собой с одной стороны финансовую основу бюджетов разных уровней, а с другой они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты налоговых платежей предприятий
1.1 Экономическая сущность налогов
1.2 Налоговые платежи как статья расходов предприятия
1.3 Источники уплаты налоговых платежей
2 Осуществление налоговых платежей предприятий на территории Российской Федерации и их оптимизация
2.1 Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ
2.2 Налоговая политика предприятия
2.3 Оптимизация налоговых платежей предприятия
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Налоговые платежи Курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

              Следует подчеркнуть. Что налоговые платежи для компаний представляют значительный финансовый поток. Компании уплачивают помимо налога на добавленную стоимость и акцизов ещё и налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, налог на рекламу, налог на добычу полезных ископаемых и др.

Рис. 1. Группировка финансовый ресурсов компании[4].

              Таким образом, экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и, конечно же, максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий и организаций[5].



2 Осуществление налоговых платежей предприятий на территории Российской Федерации и их оптимизация

2.1 Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятиями на территории РФ.

Любое легально функционирующее предприятие (юридическое лицо) обязано исчислять и уплачивать налоги и сборы в соответствии с текущим налоговым, гражданским и финансовым законодательством.

              В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогом называется обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Из данного определения следует, что во-первых, налог – это обязательный платеж. Во-вторых, индивидуально безвозмездный, т.е. платеж односторонний, не предполагающий возврата налоговых платежей, за исключением законодательно предусмотренных случаев (возврат НДС, льготы и т.д.). В-третьих, налоги предназначены для финансового обеспечения деятельность государства и муниципальных образований.

              Сбором (пункт 2 статьи 8 НК РФ) называется обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

              Вся совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории России, представляет собой налоговую систему, т.е. законодательно закрепленный набор различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются следующие принципы:

      однородность (с одной суммы налог должен взиматься только один раз);

      равномерность (единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности и единства правил);

      определенность (порядок налогообложения, т.е. объект, база, ставки, сроки исчисления и уплаты, льготы точно и однозначно определяются заранее);

      безвозмездность (взамен на полученные от налоговых платежей средства государство не предоставляет налогоплательщикам никаких однозначных и равноценных эквивалентов).

Статьей 12 НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов, которая включает в себя следующие элементы:

      федеральные налоги и сборы;

      налоги и сборы субъектов Российской Федерации (или же региональные налоги);

      местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются статьей 13 НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым предприятиями (юридическими лицами) относятся следующие:

1.      налог на добавленную стоимость;

2.      акцизы;

3.      единый социальный налог;

4.      налог на прибыль организаций;

5.      налог на добычу полезных ископаемых;

6.      водный налог;

7.      сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8.      государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии со статьей 14 НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. На данный момент времени предприятия обязаны выплачивать следующие региональные налоги:

1.      налог на имущество организаций;

2.      налог на игорный бизнес;

3.      транспортный налог.

Местными согласно статье 15 НК РФ признаются налоги и сборы установленные и вводимые в действие в соответствии с вышеозначенным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Исходя из текущей редакции НК РФ, предприятиями исчисляется и уплачивается только один из двух местных налогов – земельный налог, второй местный налог – на имущество физических лиц – не имеет никакого отношения к налоговым обязательствам предприятий.

Все вышеперечисленные налоги и сборы формируют налоговое поле предприятия, под которым понимается вся совокупность налоговой ответственности налогоплательщика перед бюджетами соответствующих уровней, выраженная в количественном состоянии этих обязательств. Другими словами, налоговое поле – это набор налогов, которые налогоплательщик должен исчислить и внести в бюджет, а так же все связанные с исчислением и уплатой этой суммы обязанности налогоплательщика перед налоговым законодательством и налоговыми органами[6].

На практике каждое отдельно взятое предприятие исчисляет и уплачивает в бюджет далеко не все из ранее приведенных налогов и сборов – в этом заключается индивидуальность налогового поля. Это связано с тем, во-первых, налоги должны быть исчислены и уплачены предприятием только в том случае, если возникает объект налогообложении, который весьма специфичен для каждого налога. В случае отсутствия объекта у предприятия не возникает налоговой ответственности[7].

              Данное положение можно проиллюстрировать следующим примером: некоторое легально функционирующее (т.е. официально зарегистрированное) предприятие в арендованном помещении на арендованном оборудовании производит алкогольную продукцию; готовый продукт до места реализации транспортируется на арендованном автотранспорте. На первый взгляд налоговое поле предприятия будут составлять следующие налоги: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, единый социальный налог, налог на имущество организации и транспортный налог. Однако на самом деле, исходя из норм налогового и гражданского законодательства, можно однозначно сказать, что в соответствии с условиями договора аренды объект налогообложения по налогу на имущество организации и по транспортному налогу возникает не у арендополучателя (которым и является рассматриваемое предприятии), а у арендодателя (т.е. у лица, сдающего имущество в аренду), следовательно, эти два налога могут быть исключены из налогового поля данного предприятия. Так же, в том случае если предприятие не осуществляет в пользу своих работников никаких выплат более установленной заработной платы, тогда из налогового поля можно исключить и единый социальный налог, т.к. объектом данного налога статьей 236 НК РФ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско0правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказании услуг (за исключением вознаграждений. Выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам[8].

              Кроме того, налоговое поле предприятия может быть отличным от аналогичного предприятия, находящегося на другой административной территории ввиду того, что региональные или местные власти могут просто не ввести в действие какие-либо относящиеся к их юрисдикции налги или же несколько облегчить налоговую ответственность предприятий (например, по налогу на имущество организаций субъекты федерации исходя из пункты 2 статьи 380 могут разработать и установить дифференцированные ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества, признаваемого объектом налогообложения, и в соответствии с данной шкалой некоторые налогоплательщики будут облагаться по нулевой ставке, тем самым налоговое поле данных налогоплательщиков сузится)[9].

              Так же НК РФ предусматривает наличие специальных налоговых режимов, которые применяются наряду с общей системой. Данные налоги были введены государством в налоговое законодательство с целью стимулирования развития и упрощения процедуры исчисления и уплаты налоговых обязательств малыми предприятиями, о чем свидетельствуют условия в соответствии с которыми предприятия может осуществить переход к данной системе налогообложения.

              Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (например, таких как налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость), заменяя их уплатой единого налога. К ним относятся:

1.      система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2.      упрощенная система налогообложения;

3.      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4.      система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Первые три действительно сокращают налоговое поле предприятия до исчисления и уплаты одного совокупного налога (за исключением того, что налог на добавленную стоимость будет подлежать уплате в случае ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации). Последний специальный налоговый режим предусматривает освобождение налогоплательщика от исчисления и уплаты региональных и местных налогов, а так же предполагает особое налогообложения по всем федеральным налогам и сборам[10].

Исходя из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: любое предприятие осуществляющее свою деятельность на территории Российской Федерации, должно исчислять и уплачивать некоторый набор налогов и сборов, которые в свою очередь могут быть федеральными, региональными и местными. Весь спектр уплачиваемых предприятием налогов формирует налоговое поле данного предприятия, которое может быть неоднозначным в каждом конкретном случае, особенно тогда, когда предприятие рассчитывает и уплачивает налоги, входящие в систему специальных налоговых режимов.

 

2.2 Налоговая политика предприятия

              Одним из элементов финансовой политики компании является ее налоговая политика. Формирование и реализация налоговой политики компании опирается на систему налогов и сборов, взимаемых центральными, региональными и местными властями в соответствующие бюджеты.

              Каждая компания заинтересована в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, там сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых выплат.

              Заинтересованность компаний в снижении налогов предопределяет выбор ими различных моделей налогового поведения. В современной российской практике следует выделить три основные модели налогового поведения компаний:

      уклонение от уплаты налогов;

      уплата налогов в соответствии с законодательством без применения специальных методов их снижения;

      разработка налоговой политики, обеспечивающей минимизацию выплаты налогов.

Наиболее перспективна модель налогового поведения компаний, проводящих налоговую политику. Высокий уровень налоговой нагрузки, необоснованная усложненность налогообложения, его неустойчивость – сильная мотивация к выработке эффективной налоговой политики.

Налоговая политика компании, как составная часть ее финансовой политики, - обоснованный выбор эффективной системы уплаты налогов, обеспечивающей достижение целей компании.

В налоговой политике компании необходимо выделить следующие основные направления:

      выбор системы налогового учета;

      выбор способов оптимизации налогов;

      налоговое планирование.

В реальной рыночной экономике возможны три варианта налогового учета. Первый вариант основан на создании автономной системы налогового учета. Второй вариант предусматривает выделение налогового учета из бухгалтерского учета. Третий вариант налогового учета базируется на единой информационной системе бухгалтерского учета. Наиболее перспективен  третий вариант налогового учета. Он позволяет вести налоговый учет с наименьшими издержками.

Выбор основных способов оптимизации налогов в рамках налогового учета включает:

      выбор местоположения компании;

      выбор организационно-правовой формы компании;

      оптимизацию налогов за счет использования льгот по выплате налогов, налоговых вычетов и возвратов, устранения двойного налогообложения и других методов.

Выбор того или иного метода налоговой оптимизации основывается на тщательных расчетах изменений прямых и косвенных налогов применительно к конкретной сделке. Финансовые последствия применения различных методов выражаются в величине свободной от налогообложения прибыли.

Информация о работе Налоговые платежи