Налоговые органы в РФ. Акцизы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

налоговые органы в РФ. Права налоговых органов, обязанности налоговых органов. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц.
акцизы. Плательщики акцизов, объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, ставки, порядок расчета налога, сроки уплаты

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 89.50 Кб (Скачать)
  1. налоговые органы в РФ. Права  налоговых органов, обязанности налоговых  органов. Ответственность  налоговых органов  и их должностных  лиц.
 

Статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  по тексту - НК РФ) к налоговым органам  отнесены федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС), и его территориальные органы.

В соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за:

- соблюдением законодательства о налогах и сборах,

- правильностью исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующий бюджет  налогов и сборов,

- в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации,  за правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В указанную систему  входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы.

До весны 2004 года налоговыми органами в Российской Федерации являлись Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу. При этом, функции МНС России по принятию нормативных правовых актов в его сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах были переданы Министерству финансов Российской Федерации.

Дата преобразования МНС России в ФНС России тем  же Указом президента была приурочена к вступлению в силу федеральных  законов, в которых был бы зафиксирован измененный статус налоговых органов. Это объясняется необходимостью сохранить преемственность в налоговой работе и обеспечить непрерывность налогового контроля и сбора налогов. Соответствующие изменения были внесены в первую часть Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, вступившим в силу с 1 августа 2004 г. Именно по состоянию на эту дату МНС России было преобразовано в ФНС России.

Распоряжением Правительства  РФ № 1024р от 30 июля 2004 г. Федеральной  налоговой службе России были подчинены управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня преобразованного МНС России и территориальные органы упраздненной Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Органы власти и  управления Российской Федерации включают в себя три основных уровня - федеральный  уровень, уровень субъектов федерации  и местный уровень. В настоящее  время также практически сформировался четвертый уровень - уровень федерального округа.

В соответствии с этой схемой строится и система налоговых  органов. На федеральном уровне функционирует  Федеральная налоговая служба России (центральный аппарат, 8 межрегиональных  инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных, ГНИВЦ, ряд государственных унитарных предприятий ФНС России). На уровне федеральных округов создано 7 межрегиональных инспекций ФНС России. На уровне субъектов федерации созданы Управления ФНС России; на местном уровне - инспекции ФНС по районам, районам в городах и городам без районного деления. В состав Управлений ФНС России могут входить межрайонные инспекции.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает права  и обязанности налоговых органов, относящиеся ко всей системе ФНС России. Однако, в реальной жизни, эти права и обязанности распределены между уровнями налоговой системы неравномерно. Часть из них относится к аппаратам управления налоговой системой (ФНС и Управления ФНС). Другая часть больше свойственна инспекциям ФНС.

В соответствии со статьей 31 НК РФ, налоговые органы имеют право:

1. Требовать в соответствии  с законодательством о налогах  и сборах от налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Порядок истребования документов у налогоплательщиков и налоговых агентов установлен статьями 93 и 93.1 НК РФ.

2. Проводить налоговые  проверки в порядке, установленном  НК РФ. Порядок проведения и  оформления результатов налоговых проверок установлен статьями 87 - 89 и 99 - 1011 НК РФ.

3. Производить выемку  документов у налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового  агента при проведении налоговых  проверок в случаях, когда есть  достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Порядок проведения выемки регламентирован статьей 94 НК РФ.

4. Вызывать на основании  письменного уведомления в налоговые  органы налогоплательщиков, плательщиков  сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

5. Приостанавливать  операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ. Порядок приостановления операций по счетам плательщиков установлен статьей 76 НК РФ, а ареста имущества - статьей 77 НК РФ.

6. В порядке, предусмотренном  статьей 92 НК РФ, осматривать любые  используемые налогоплательщиком  для извлечения дохода либо  связанные с содержанием объектов  налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

7. Определять суммы  налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками  в бюджетную систему Российской  Федерации, расчетным путем на  основании имеющейся у них  информации о налогоплательщике,  а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях:

- отказа налогоплательщика  допустить должностных лиц налогового  органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных  помещений и территорий, используемых  налогоплательщиком для извлечения  дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения,

- непредставления  в течение более двух месяцев  налоговому органу необходимых  для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и  расходов,

- учета объектов  налогообложения или ведения  учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

8. Требовать от  налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей устранения выявленных  нарушений законодательства о  налогах и сборах и контролировать  выполнение указанных требований.

9. Взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в  порядке, установленном НК РФ. Порядок взыскания налогов и  пеня установлен статьями 46 - 48 НК  РФ.

10. Требовать от  банков документы, подтверждающие  факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации. Ответственность банков за нарушения законодательства о налогах и сборах установлена статьями 132 - 136 НК РФ.

11. Привлекать для  проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков  в соответствии со статьями 95, 96, 97 НК РФ.

12. Вызывать в качестве  свидетелей лиц, которым могут  быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Участие свидетеля в делах о налоговых правонарушениях установлено статьей 90 НК РФ.

13. Заявлять ходатайства  об аннулировании или о приостановлении  действия выданных юридическим  и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

14. Предъявлять в  суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски:

- о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые  правонарушения в случаях, предусмотренных  НК РФ;

- о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

- о досрочном расторжении  договора об инвестиционном налоговом  кредите;

- в иных случаях,  предусмотренных НК РФ (В частности, пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено право налоговых органов обращаться в суд в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ, взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок налогоплательщика с третьими лицами или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика - эта норма предполагает судебный порядок взыскания налога.).

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные  НК РФ.

Вышестоящие налоговые  органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

В соответствии с Налоговым  кодексом РФ (статья 32), налоговые органы обязаны:

1. Соблюдать законодательство  о налогах и сборах.

2. Осуществлять контроль  за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Понятие и общие правила налогового контроля приведены в статьях 82 - 105 НК РФ.

3. Вести в установленном  порядке учет организаций и  физических лиц.

4. Бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

5. Руководствоваться  письменными разъяснениями Министерства  финансов Российской Федерации  по вопросам применения законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах.

6. Сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

7. Принимать решения  о возврате налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому  агенту сумм излишне уплаченных  или излишне взысканных налогов,  сборов, пеней и штрафов, направлять  оформленные на основании этих  решений поручения соответствующим  территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном статьями 78 и 79 НК РФ.

Информация о работе Налоговые органы в РФ. Акцизы