Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:57, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение:
структуры Налоговых органов Российской Федерации;
создания первых налоговых органов и их реформирование;
перечисление и анализ законодательства, нормативно-правовых актов, о системе налоговых органов России и принципах их функционирования, за весь период новейшей истории 1991-2005 гг.
всех структурных подразделений системы налоговых органов, полномочий и функций каждого из них;
значимости в формировании бюджета;
иерархии налоговых органов;
взаимодействия с органами внутренних дел;
проблем налоговых органов и путей их решения;
Внутриведомственные нормативные акты, направленные на решение задач, стоящих непосредственно перед Госналогслужбой, носят императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками государственной налоговой службы. Инструктивный материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, служб.
Принципиальное
значение для практической деятельности
налоговых органов и
Таким образом,
все указанные нормативно-
Глава 2. Структура налоговых органов Российской Федерации.
2.1 Принципы построения системы налоговой службы РФ
Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты.
Государственная налоговая служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.1
В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ2 Налоговым кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов.[2] Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Таким образом, в Налоговом кодексе впервые нашла закрепление норма об обладании таможенными органами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.
Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах:
1. Принцип единства.
Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.
В соответствии с п.п. «Н» п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб1 .
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
2. Принцип независимости.
Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.
3. Принцип централизации.
Государственная налоговая служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.
2.1. Иерархическая структура налоговых органов России
Государственная
заинтересованность в стабильном поступлении
налогов выражается в создании специальной
системы учета
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 7831 дополняет уже названные главные задачи, решение которых возложено на МНС России:
участие в выработке
налоговой политики и осуществление
ее с целью обеспечения
обеспечение межотраслевой координации, государственного контроля и регулирования в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые органы правомочны отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ и другим законам2 .
Единая , независимая , централизованная система налоговых органов включает в себя (рис.1):
Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России);
Его территориальные органы:
Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации.
Межрегиональные инспекции МНС России по налогам и сборам.
Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам.
Инспекции МНС России по налогам и сборам по районам в городах .
Инспекции МНС России по городам без районного деления.
Инспекции МНС России по налогам и сборам межрайонного уровня.
А также:
Подведомственные организации.
|
Рис. 1. Система органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
Предусмотрена
деятельность специализированной налоговой
инспекции МНС России по работе с
крупнейшими
Для осуществления
взаимодействия министерства с полномочными
представителями Президента Российской
Федерации в федеральных
Система налоговых
органов построена в
Основным элементом в этой системе являются государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.
Возглавляет систему
налоговых органов центральный
аппарат Государственной налого
Высшую ступеньку
в иерархии налоговых органов
занимает центральный аппарат
Структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
1.1 Департамент налоговой политики
1.2 Департамент налогообложения прибыли
1.3 Департамент косвенных налогов
1.4 Департамент
налогообложения доходов и
1.5 Департамент единого социального налога
1.6 Департамент
организации налогового
1.7 Департамент налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции
1.8 Департамент учета налогоплательщиков
1.9 Департамент учета и отчетности
1.10 Департамент
анализа и планирования
1.11 Департамент контроля налоговых органов
1.12 Департамент информационных технологий
1.13 Юридический департамент
1.14 Департамент кадровой политики
1.15 Департамент финансового обеспечения
1.16 Департамент материального обеспечения и капитального строительства
1.17 Административно-контрольный департамент
1.18 Управление ресурсных платежей
1.19 Управление
налогообложения малого
1.20 Управление
международных налоговых
1.21 Управление
по работе с кредитными
1.22 Управление
по модернизации налоговых
1.23 Управление международного сотрудничества
1.24 Управление по информационной политике
1.25 Управление налоговой задолженности
1.26 Отдел телекоммуникаций
В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут разработку актуальных аспектов налоговой политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых инспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений налогоплательщиков на действия должностных лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение к платежам налогов и сборам в бюджет и др.
Непосредственные задачи других подразделений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных функций. К примеру, юридическое управление, которое состоит из отдела правового обеспечения налогообложения и отдела нормативных актов и контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых налоговой службой РФ, защищать права и законные интересы налоговой службы в судах, а также органах государственной власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство правовой работой в инспекциях, систематизировать правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные подразделения Госналогслужбы, анализировать практику правовой работы на местах и т. д.
Министр МНС России назначается Президентом России. Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством России. Руководители Управлений МНС по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованьям, городам Москве и Санкт - Петербургу - назначаются министром. Руководители других нижестоящих налоговых органов (инспекций) назначаются руководителями вышестоящих территориальных налоговых органов - субъектов федерации. Указанный порядок в отношении названных должностных лиц распространяется и при освобождении их от должности. Министр МНС России имеет заместителей, назначаемых по его представлению Правительством Российской Федерации. При министре МНС России и при руководителях УМНС по субъектам федерации образуются и действуют коллегии. Назначение этого коллегиального органа: рассмотрение наиболее значимых вопросов деятельности налоговых органов. В состав коллегий налоговых органов входят руководители (председатели), заместители руководителей (члены) и некоторые другие руководящие работники (члены). Решения коллегий принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и реализуется приказами по налоговому органу.