Налоговое стимулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:35, реферат

Описание работы

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью заявлено превращение России в ведущую мировую державу, входящую в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. Эта цель может быть достигнута путем переориентации российской экономики в сторону инновационного сектора.

Работа содержит 1 файл

реферат налоговое стимулирование.docx

— 18.89 Кб (Скачать)

     В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью заявлено превращение России в ведущую  мировую державу, входящую в пятерку  стран-лидеров по объему валового внутреннего  продукта. Эта цель может быть достигнута путем переориентации российской экономики  в сторону инновационного сектора. В указанной Концепции предполагается решить эту задачу, в первую очередь, за счет формирования мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства в  научных исследованиях и технологиях  по приоритетным направлениям и, на этой основе, встраивание России в глобальный оборот высокотехнологичной продукции.  
Достаточно ясно, что исключительно рыночным путем эти задачи решить практически невозможно, поэтому со стороны государства потребуется некоторое изменение правовых инструментов управления экономикой. В первую очередь, по моему мнению, будут востребованы меры по стимулированию государством инновационной деятельности частных компаний и обеспечению устойчивого спроса на инновации.  
Скрытые резервы стимулирующего воздействия по этим направлениям имеются, прежде всего, в сфере налоговых отношений. В этой связи налоговая политика и налоговое законодательство Российской Федерации должны быть сориентированы на стимулирование инноваций.

 

  1. Налоговое стимулирование: понятие, виды, методы.

     Налоговое стимулирование – это целенаправленные действия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению в законодательстве о налогах и сборах и реальному предоставлению налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов для создания экономической заинтересованности осуществления ими общественно полезной или иной поощряемой деятельности.

     Методы налогового стимулирования – это определенные приемы и способы, используемые в нормотворческой деятельности при установлении налоговых льгот и иных мер налогового характера, направленных на предоставление имущественных или иных экономических приоритетов отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов.

     К числу основных методов налогового стимулирования относятся:

     - уменьшение или обнуление налоговых  ставок (освобождения);

     - налоговые каникулы;

     - перенос убытков на будущее; 

     - ускоренная амортизация; 

     - инвестиционный налоговый кредит;

     - выведение из-под налогообложения  отдельных объектов (изъятия);

     - специальные налоговые режимы, предусматривающие  льготное или упрощенное налогообложение; 

     - введение моратория на изменение  (ухудшение) условий налогообложения; 

     - налоговые вычеты (скидки) из налогооблагаемой  базы по определенным видам  затрат налогоплательщика

 

     2.Проблемы  налогового стимулирования

     В настоящее время налоговое стимулирование недостаточно развито в РФ. Первый критерий неразвитости является отсутствие и в налоговом законодательстве, и в науке налогового права раскрытия такого понятия как «налоговое стимулирование».

     Вторым: не сформированность целостного представления о правовой природе и сущности этого явления. Отсутствуют и необходимые теоретические разработки, связанные с классификацией инструментов налогового стимулирования, направлениями стимулирующего воздействия в налоговой сфере.

     Следует отметить, что в общем виде задачи в сфере налогового стимулирования инновационной деятельности нашли  отражение в некоторых концептуальных документах органов государственной  власти, в частности, в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  от 23 июня 2008 года, в Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации. Однако конкретные меры и  инструменты налогового стимулирования инновационной сферы в указанных  документах не обозначены. К сожалению, не были они предложены и в Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, подготовленных Министерством  финансов Российской Федерации в 2008 году.

     Исходя из практики, можно сделать вывод, что те меры которые предпринимает правительство, в рамках налогового стимулирования не достаточны или вовсе не правильны. Например рассмотрим стандартные вычеты по НДФЛ: пороговое значение дохода, дающего право на вычет 400 руб. увеличилось в 2009 году с 20000 до 40000 руб. Эта мера вызвала существенное выпадение доходов бюджетов регионов, но практически не повлияла на материальное положение налогоплательщиков, поскольку налоговая выгода составляет только 52 руб. в месяц.

     А что же сделано сегодня для  стимулирования инвестиционной деятельности?

       Значительной реформации подверглась  глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», в которой помимо снижения налоговой ставки, были внесены следующие изменения.

     1. Сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль; отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата (ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу налога на прибыль); введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено.

     2. Пересмотрен подход к начислению  амортизации в налоговых целях.  Кодексом для налогоплательщиков  налога на прибыль организаций  предусмотрена возможность отказа  от пообъектного начисления амортизации и переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам. При применении нелинейного метода начисления амортизации налогоплательщики получили возможность относить на расходы до 50 процентов первоначальной стоимости амортизируемого имущества в первую четверть срока его полезного использования. При этом у налогоплательщиков сохраняется право выбора одного из двух методов начисления амортизации.

     Одновременно  для основных средств, относящихся  к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной  премии" (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или  создание основных средств) была увеличена  с 10 процентов до 30 процентов. Таким  образом, при комбинации нелинейного  метода начисления амортизации и  амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным  группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации. Также в соответствии с Законом N 229-ФЗ с 01.01.2011г. первоначальная стоимость имущества, признаваемого амортизируемым, увеличится до 40 000 руб.

     Такая амортизационная политика направлена на создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства. Организации смогут быстрее  списывать и заменять изношенные и морально устаревшие основные средства, в связи с этим налогоплательщики  также смогут приобретать новое  и высокотехнологичное оборудование, обладающее большей производительностью, что приведет к повышению качества и объема выпускаемой продукции  и скажется на росте ВВП.

     При этом указанная реформа начисления амортизации не завершена так, как  предусматривалось в "Основных направлениях налоговой политики на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов". Необходимо пересмотреть оценку сроков службы основных средств, ведь с момента последней  оценки прошло около 30 лет, поэтому  полагаться на разработанные в то время нормы проблематично: изменились технологии, характеристики используемого  оборудования. Нынешние сроки полезной эксплуатации, используемые для расчета  норм амортизации, во многом основаны на нормах, рассчитанных в Советском  Союзе, с корректировкой, выполненной  по методике, которая вряд ли отвечает современным требованиям. Например, для начисления амортизации важны  не только физические сроки службы объектов основных средств, но и иные факторы, которые оказывают влияние  на процесс начисления амортизации - в частности, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства до истечения физического срока  их службы. В результате, Правительство  Российской Федерации вынуждено  постоянно менять состав амортизационных  групп, что делается как для снижения уровня налоговой нагрузки, так и для учета изменившейся ситуации в той или иной отрасли, однако сами сроки полезного использования для того или иного объекта основных средств перестали быть обоснованными 

Информация о работе Налоговое стимулирование