Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:44, курсовая работа
Налоговое планирование предполагает возможность использования каждым налогоплательщиком всех допустимых законом средств, приемов и способов для оптимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех ее уровнях и этапах, быть непременным и непосредственным ее элементом. Принятие учетной политики является важнейшим этапом текущего налогового планирования, осуществляемого в организации. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета. Этот документ ежегодно составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
Введение
1. Понятие налогового планирования
1.1 Элементы налогового планирования
1.2 Этапы налогового планирования
1.3 Пределы налогового планирования
2. Общая схема налогового планирования
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение 3
1. Понятие налогового планирования 7
1.1 Элементы налогового планирования 9
1.2 Этапы налогового планирования 11
1.3 Пределы налогового планирования 12
2. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях 13
3. Общая схема налогового планирования 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение
Налоговое планирование предполагает возможность использования каждым налогоплательщиком всех допустимых законом средств, приемов и способов для оптимального сокращения своих налоговых обязательств. Оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех ее уровнях и этапах, быть непременным и непосредственным ее элементом.
В зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, налоговая оптимизация подразделяется на перспективную и текущую. Перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Перспективная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредствам правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождение и др.
Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.
Принятие учетной политики является важнейшим этапом текущего налогового планирования, осуществляемого в организации. Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета. Этот документ ежегодно составляется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
Учетная политика должна строиться не для упрощения ведения бухгалтерского учета, а прежде всего в целях оптимизации налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, и снижения налогового давления.
С учетом этих факторов каждой организации необходимо подходить к обоснованию и выбору своей учетной политики. Практически все положения, содержащиеся в учетной политике, имеют налоговые последствия и позволяют оптимизировать налоговые платежи (например, отражение процесса приобретения и заготовления материальных ресурсов, расчет фактической себестоимости ресурсов, списываемых в производство, влияет на налог на прибыль и налог на имущество).
К приказу по учетной политике целесообразно прилагать следующие основные документы:
1) утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета по счетам, применяемым на предприятии для ведения синтетического и аналитического учета;
2) утвержденные формы первичных учетных документов, используемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
3) формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
4) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
5) утвержденный перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
6) положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции главного бухгалтера, работников бухгалтерии;
7) договор со специализированной организацией (бухгалтером-специалистом);
8) положение о филиале (обособленном подразделении);
9) перечень применяемых организацией бланков строгой отчетности, порядок их учета, хранения и использования;
10) порядок выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию;
11) номенклатура учета материально-производственных запасов;
12) положение о проведении инвентаризации имущества и обязательств;
13) номенклатуру дел бухгалтерской службы.
Использование механизма налогового планирования требует от предприятия неукоснительного соблюдения налогового законодательства, так как в противном случае хозяйствующего субъекта могут ожидать значительные штрафные санкции, а в определенных случаях и уголовная ответственность виновных лиц (ст. 198 и 199 УК РФ).
Из содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации.
Управление налогообложением в организации все чаще входит в практику процесса хозяйственной деятельности. Среди способов управления налогообложением важное место занимает налоговое планирование, при котором налогоплательщик постоянно анализирует налоговые последствия осуществляемых им сделок. Налоговое планирование является составной частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений и избежать налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.
Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства. В качестве других факторов можно назвать увеличение размеров фирмы, усложнение форм ее деятельности, подвижность внешней среды, новый стиль руководства персоналом.
Недостаточная теоретическая проработка и отсутствие четкой системы налогового планирования на практике, позволяющей всесторонне моделировать эффективные предпринимательские решения с учетом налогового фактора, свидетельствуют о незадействованности всех возможных резервов для оптимизации налогообложения с целью увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Именно поэтому в современных условиях так важно всестороннее изучение теоретических и практических аспектов налогового планирования, прежде всего, в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.
По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для физических лиц). Для указанных субъектов возможности законного обхода налогов могут определяться:
спецификой объекта обложения (например, могут не облагаться налогами доходы от государственных лотерей);
спецификой субъекта налога (например, малые предприятия имеют определенные льготы в виде налогового кредита);
особенностями метода обложения, способа исчисления и уплаты налога (так, кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции);
видом системы налогообложения (при шедулярной системе по разным ставкам могут облагаться доходы по облигациям, дивиденды и банковские депозиты);
использованием «налоговых убежищ», ибо существующие различия в налоговых режимах отдельных стран могут уменьшить налоговое бремя или обеспечить уход от налогообложения вообще.
В России созданы предпосылки к сознательному, целенаправленному налоговому планированию, основанному на нормах закона. Разрабатываются теоретические положения и методические основы налогового планирования в организациях. Налоговое планирование имеет объективный характер, продиктованный требованиями рыночной конкуренции и стремлением хозяйствующего субъекта к сокращению налоговых расходов и увеличению собственных средств для дальнейшего развития предпринимательской деятельности.
За период рыночных преобразований российской экономики (около 15 лет) произошла эволюция представлений и практической реализации приемов налогового планирования.
В 90-е годы прошлого столетия рекомендации специалистов и практиков отличались использованием, как правило, отдельных приемов и способов принятия управленческих решений, минимизирующих налоговые платежи. Понятие «налоговое планирование» отождествлялось с минимизацией налоговых обязательств и платежей. Было введено определение, где налоговое планирование рассматривалось как легальный путь уменьшения налоговых обязательств, под которым понималась целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.
В начале нынешнего века налоговое планирование стали рассматривать как элемент управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Тем не менее, цель минимизации налоговых обязательств превалировала при выборе вариантов ведения хозяйственно-финансовой деятельности.
Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения». Употребление понятия «оптимизация» в налоговом планировании стали согласовывать с родовым термином «оптимум» в смыслах: наилучший вариант из возможных состояний системы; цель развития и качество принимаемых решений.
Трансформировалось также понятие налогового планирования. Так, В. Г. Пансков и В. Г. Князев определяют его как «...использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу, и законных вычетов из налогооблагаемой базы и других установленных законом методов для оптимизации налоговых обязательств».
Однако в настоящее время говорить об оптимальности в налоговом планировании можно в теоретическом аспекте, поскольку реализовать его на практике сложно. Оптимальное налоговое планирование предполагает организацию творческого процесса, учитывающего множество внешних (по отношению к налогоплательщику) факторов:
• состояние и тенденции развития налогового, таможенного и других видов законодательства;
• основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;
• комплекс законодательных, административных и судебных мер, используемых налоговыми органами с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов, их минимизации;
• состояние правопорядка в государстве;
• уровень правовой культуры налоговых органов;
• профессионализм налоговых консультантов.
Теоретические разработки, а также практический опыт, прежде всего крупных компаний, в области оптимального налогового планирования позволят в будущем создать систему налогового планирования в организации, соответствующую понятию оптимизации.
Современное содержание налогового планирования на микроуровне характеризуется его органической связью с управлением финансово-хозяйственной деятельностью.
В связи с этим, налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий в рамках хозяйственно-финансового планирования, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы и других элементов налогообложения, обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по всем налогам в соответствии с действующим законодательством.
Возможные пути достижения поставленных целей реализуются не только за счет полного знания и использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:
1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; необходимо верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.