Налоговое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Цель исследования - анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.
В реферате рассмотрены понятия налогового планирования. Элементы, этапы и пределы налогового планирования, взаимодействие налогового и бухгалтерского учета, разработка схем минимизации налогов.

Содержание

Введение 3
1. Понятие налогового планирования 4
2. Этапы и пределы налогового планирования 9
3. Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета 12
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.20 Кб (Скачать)

Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение  ее соотношения с возникающим  при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить  во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает  формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа  налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования  по выбранным налогам.

Пятый этап - разработка (с  учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений  предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге  образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с  составления журнала типовых  хозяйственных операций, который  служит основой ведения финансового  и налогового учета. Затем выполняется  анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными  санкциями.

Седьмой этап непосредственно  связан с организацией надежного  учета и контроля за правильностью  исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может  быть использование технологии внутреннего  контроля налоговых расчетов.

К пределам налогового планирования принято относить следующие:

Законодательные ограничения - это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом  органе, предоставлять документы, необходимые  для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести  установленные меры ответственности  за нарушения налогового законодательства.

Меры административного  воздействия выражаются в том, что  налоговые органы вправе требовать  своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых  документов и объяснений, обследовать  помещения. Они могут проводить  проверки и принимать решения  о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание  по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания  сделок не соответствующими требованиям  законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или  незаконного обхода налогов. К ним  относятся доктрина «существо над  формой» и доктрина «деловая цель».

Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные  органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом  законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение  налогового планирования заключается  в том, что налогоплательщик имеет  право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном  случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство  и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов  за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов». Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового  контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования  вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование возможно и реально при соблюдении принципов, основными из которых являются:

• платить минимум из положенного;

• осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;

• использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;

• использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные  законодательством;

• не допускать повышенного  налогообложения путем использования  специальных учетных методов;

• Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого - либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых  платежей.

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной  практике существуют три подхода  к информационному обеспечению  государственной налоговой инспекции  об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских  данных. В этом случае различные  налоговые показатели формируются  и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей  налогообложения. Этим объясняется  употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом  учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Налоговый учет - система  обобщения информации для определения  налоговой базы на основе данных первичных  документов; его назначение - обеспечение  информацией внутренних и внешних  пользователей для контроля за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета  должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок  определения доли расходов, учитываемых  для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, в настоящее  время показатели, связанные с  исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются  по особым правилам, без участия  ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому (ст. 313-333 НК РФ).

Учетная политика - один из главных  инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику  возможность самостоятельно выбрать  способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета  и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами документа  «Учетная политика» являются:

1) порядок организации  бухгалтерского учета;

2) методы оценки активов  и обязательств;

3) порядок контроля за  хозяйственными операциями;

4) порядок документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5) порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации:

6) рабочий план счетов  бухгалтерского учета;

7) формы первичных учетных  документов;

8) порядок формирования  налоговой базы и налогового  учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно  зависит от применения тех или  иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных  актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством  о бухгалтерском учете, так и  в области налогообложения. Поэтому  разработка учетной политики предусматривает  тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета  являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения  главный ориентир - Налоговый кодекс РФ.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес  представляют следующие элементы учетной  политики в целях налогообложения:

* оценка запасов и расчет  фактической себестоимости материальных  ресурсов в производстве (по полной  себестоимости, ФИФО):

* начисление амортизации  по основным средствам (по установленным  нормам, ускоренная амортизация);

* создание резервов предстоящих  расходов и платежей;

* определение выручки  от реализации продукции (метод  начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие  должно обосновать сделанный выбор  расчетами налогов, величина которых  зависит от выбора альтернативного  способа учета. Возможности получения  налоговых экономий достигаются, в  частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного  использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей  способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль  по остатку дебиторской задолженности  за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения  при создании резервов. В случае образовании резерва организация  имеет двоякую возможность:

1) уменьшать налоговую  базу с начала налогового периода.  Тем самым не возникает излишней  переплаты в бюджет сумм налога  на прибыль.

2) снизить нагрузку в  части налога на прибыль в  течение всего налогового периода.  Для этого возможно создание  резерва под предстоящий ремонт  особо сложных и дорогостоящих  видов основных средств, а также  резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва  приводит и к отсрочке уплаты  налога на прибыль.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации  документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

По конкретному направлению  ведения и организации бухгалтерского учета либо осуществляется выбор  одного из нескольких способов, допускаемых  законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ; либо организация при формировании учетной политики сама осуществляет разработку соответствующего способа, исходя из существующих положений по бухгалтерскому учету, а также других законодательно-нормативных актов.

Комплексное управление активами предприятия осуществляется, в том  числе и на основе выбора методики бухгалтерского учета (учетной политики), позволяющей оптимизировать финансовые текущие потребности предприятия; ускорять оборачиваемость оборотных средств. Обоснованный выбор учетной политики позволяет организации законным путем оптимизировать налоговые платежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над данной темой были сделаны следующие  выводы:

1. Налоговое планирование  это сложный процесс, состоящий  из различных элементов, проходящий  во множество этапов и имеющий  законодательные ограничения.

2. Основные принципы налогового  планирования показали, что налоговое  планирование это не механическое  уменьшение налога или налогов,  а финансовая оптимизация, т.  е. выбор наилучшего пути управления  финансовыми ресурсами предприятия.

3. Для каждого предприятия  должны быть установлены свои  способы минимизации с учетом  индивидуальных особенностей.

4. В области налогообложения  важны точность составления налоговых  расчетов и отчетов (в соответствии  с налоговым и бухгалтерским  учетом), своевременная уплата налогов  в бюджет и контроль за их  выполнением.

5. Необходимость разработки  и использования учетной политики  предприятия и всех видов планирования (стратегического, текущего).

6. Использование всех  возможных законных путей минимизации  налоговых обязательств.

7. Каждое предприятие  обязано осуществлять налоговое  планирование для достижения  наибольшего его финансового  процветания. Профессионально выполненное  налоговое планирование - важный  шаг к процветанию предприятия.

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии