Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 17:55, реферат

Описание работы

Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Работа содержит 1 файл

Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

      Как правило, эта неприятная процедура  при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными  потерями даже при корректном ведении  бухгалтерского учета.

      Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что  вызывает пристальное и заслуженное  внимание фискальных служб.

      Налоговое планирование достаточно сложно поддается  ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема  работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна  и практические советы даются так  же, как и врачебное заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

Участники процесса планирования

      Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, - постоянный поиск оригинальных решений  и схем работы Вашей организации. В-третьих, - постоянное изучение специальной  литературы, изучение и анализ опыта других организаций Вашего профиля и смежных сфер бизнеса.

Какова  же роль каждого из участников процесса налогового планирования?

Менеджер 

Дает  информацию по фактическим условиям сделки и по ее результатам, которые  планируется получить после ее завершения.

Бухгалтер

Проводит  расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражение ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных налогов.

Юрист

Анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит  необходимые документы с учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест”.

Особенность роли юриста в налоговом планировании

      Необходимость в налоговом планировании обусловлена  наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права  с достаточной точностью не определены , либо допускают их неоднозначное  толкование? В этой сфере выбор  наиболее “налогооптимальных” направлений требует тщательного прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большой вероятности вступления в активные действия с целью получения ее предварительной реакции на те или иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий.

Классификация методов (этапов) налогового планирования

По  субъекту

  • корпоративное налоговое планирование
  • личное (частное) налоговое планирование
  • смешанное

По  объектам

  • внешнее (учредителями)
  • внутреннее (исполнительными органами организации)

По  юрисдикции (территории действия)

  • международное
  • национальное (общегосударственное)
  • местное (субъекта федерации или муниципального образования)

Этапы налогового планирования и их краткие  характеристики

Внешнее планирование

      1. Выбор места регистрации  (территории и  юрисдикции)

      При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует  ориентироваться только на размер налоговых  ставок. В ряде случаев при небольших 10-15% налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую  базу, что приводит к высокому налоговому бремени.

      При этом следует учитывать что, как  уже было сказано ранее, наличие  небольшой налоговой ставки, установленной  жестко к единице результата деятельности делает налоговое планирование (по крайней мере текущее) практически  не возможным.

      Снижение  налогового бремени при формально  высоких налоговых ставок в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально  значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены рядов налогов и иногда допускается получение субсидий от других налогоплательщиков, в рамках их платежей в бюджеты соответствующих уровней. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

      Следует обратить особое внимание. что налоговое  планирование не применяется в случаях  акцизов и в случае наличия  налогов, исчисляемых в твердых  ставках с объекта обложения.

      2. Выбор организационно-правовой  формы 

      Влияет  на порядок использования прибыли  и возможность получения льгот.

      3. Определение состава  учредителей и  долей акционерного  капитала 

      В случае участия государства более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества  и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии  доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

      4. Выбор основных  направлений деятельности (ОКОНХ,  ОКПО) и особенности  подготовки учредительных  документов 

      Налоговый режим организации осуществляется согласно ее статистическим показателям. Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКПО и ОКОНХ  по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах.

      В учредительных документах указываются  различные внутренние фонды и  порядок их формирования и использования, а также предельные полномочия исполнительных органов.

      5. Определение стратегии  развития предприятия  (количество работников, внутренней структуры  организации, филиалов)

Используется  для максимального использования  налоговых льгот (например малых  предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций.

      Создание  филиалов в юрисдикции с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для налогового планирования.

      6.Выбор  порядка формирования  уставного капитала 

      Внесение  имущества в уставной капитал  создает первоначальные налоговые  обязательства в виде налога на имущество 

Внутреннее  планирование

      1. Выбор учетной  политики организации  (один раз в  финансовый год) 

   Бухгалтерский учет в нашей стране регулируется согласно ст. 5 Закона “О бухгалтерском  учете” следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;
  • планами счетов бухгалтерского учета и инструкциями по их применению;
  • положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету;
  • другими нормативными актами и методическими рекомендациями по вопросам бухгалтерского учета.

   В п. 3 ст. 5 Закона определяет, что организации, руководствуясь законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом, возможно изначальное создание поля доказательств, подтверждающих обоснованность и законность того или иного толкования нормативно-правовых актов и действий налогоплательщика.

   2. Контрактные схемы 

   Позволяют выбрать оптимальный налоговый  режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления  и расхода финансовых и товарных потоков.

   3. Льготы 

   Льготы  по налогам занимают важное место  в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства  стимулировать те направления деятельности и сферы экономики которые  необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.

   Как правило, на практике большинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает 150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может  ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры  сами и предлагают и лоббируют  введение таких льгот, что вполне закономерно.

   Льготы  в значительной степени разнятся от вида налога по которому они действуют  и от местного законодательства. Каждому  субъекту Федерации в этой области  предоставлены значительные права  и, как правило, значительную часть  льгот предоставляют местные  законы.

   Именно  на него следует обращать самое серьезное  внимание, так как в общей структуре  налогообложения именно "местная" составляющая играет самую большую  роль. Из 32 процентов налога на прибыль, только 10% идет в федеральный бюджет, а 22% в местный. Например в Москве в дополнение к федеральным льготам установлено более 70 льгот по налогу на прибыль и добавленную стоимость, однако ими умело пользуются не более 1-2 процентов предприятий.

   Что же нужно делать для того, чтобы  максимально эффективно применять  в налоговом планировании льготы, предоставленные законодательством, необходимо подготовить специальную  подборку из законодательной базы (как  федеральной, так и местной) или  заказать у консультационной компании. Ее необходимо постоянно (не реже, чем в месяц) пополнять и корректировать.

   Иногда  льгота напрямую может не относится  к Вашей организации, но как показывает практика при определенных, чисто  бумажных (формальных) изменениях или  интерпретациях Вашей деятельности существует возможность попасть  в число льготников.

ПРИМЕР.

      Кузнечный цех одного из заводов стал выпускать  кованную продукцию по индивидуальным заказам. Большинство заказов выполнялось  по специально разработанным и утверждаемым эскизам.

      Для получения льготы было рекомендовано  зарегистрироваться в местной комиссии по художественно-прикладному искусству, как Художественная мастерская по народной декоративной ковке, получая при  этом льготу, как предприятие народного  промысла.

      Набор льгот для каждого предприятия  строго индивидуален и зависит в  значительной степени от возможности  интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также реструктуризации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного  налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств полученных от их использования.

      В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования будет использование  льгот в сочетании с другими  приемами, часто в большей степени  организационными, чем финансовыми  или бухгалтерскими.

      В Законе РФ “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятия  из обложения определенных элементов  объекта; освобождение от уплаты налогов  отдельных лиц или категорий  плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

   Действующие льготы по налогообложению прибыли  предприятий направлены на стимулирование:

Информация о работе Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе