Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:38, доклад
В течение последних десятилетий в нашей стране появились различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и консультирование (консалтинг). Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения. Для того, чтобы понять, что происходит в сфере налогового консультирования в России в настоящий момент, обратимся к истории развития этого вида консалтинга.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В течение
последних десятилетий в нашей стране
появились различные виды предпринимательской
деятельности, в том числе и консультирование
(консалтинг). Налоговое консультирование
– это вид консалтинга, осуществляемый
в области налогообложения. Для того, чтобы
понять, что происходит в сфере налогового
консультирования в России в настоящий
момент, обратимся к истории развития
этого вида консалтинга.
В России становление налогового консультирования
происходит вместе с формированием налоговой
системы. На первом этапе становления
налоговой системы центр тяжести налогового
бремени переносился с одного направления
на другое, происходили частые изменения
налогового законодательства, причем,
зачастую задним числом. Существенной
характеристикой российского налоговой
системы того времени было разнообразие
налогов, применявшихся на разных территориях
Российского государства.
На протяжении 30-50-х и последующих годов,
вплоть до конца 80-х в налоговую систему
неоднократно вносились изменения и уточнения,
которые, однако, не меняли самого качества
данной системы.
Все это приводит к возникновению спроса
на консультационные услуги информационного
характера. Получает развитие направление
налогового консультирования, которое
на первых порах осуществлялось специалистами-экспертами.
Дальнейшее ужесточение налогового режима
без учета реальной платежеспособности
налогоплательщиков приводило к результатам,
обратным ожидаемым. Становление теневого
сектора приобрело угрожающий характер,
наметилось массовое уклонение от уплаты
налогов, сокращение налоговой базы. При
этом, уклонение от уплаты налогов происходит
как по причине незнания законов, низкой
налоговой дисциплины (в основном это
касается физических лиц, мелких и средних
предпринимателей), так и в результате
использования пробелов в законодательстве,
которых становится все меньше.
Услуги налогового консультирования
оказывают уже не только специалисты,
но и организации, в основном аудиторские
фирмы. Широко применяется консультирование
по анализу используемых схем, позволяющих
существенно сократить налоговые платежи
в бюджет.
Проблемы налогового консультирования,
затронули не только политическую, экономическую
и социальную сферы, но также и научную.
Второй этап формирования налоговой системы
связывается с ведением части первой Налогового
кодекса РФ на основании Федерального
закона №146-ФЗ «О введении в действие части
первой налогового кодекса РФ» от 31.07.1998
г. Принятие Налогового кодекса позволяет
систематизировать действующие нормы
и положения, регулирующие процесс налогообложения,
приводит в упорядоченную, единую, логически
цельную и согласованную систему, устраняет
такие недостатки существующей налоговой
системы, как отсутствие единой законодательной
и нормативной базы налогообложения, многочисленность
и противоречивость нормативных документов
и отсутствие достаточных правовых гарантий
для участников налоговых отношений.
Введение в действие части первой Налогового
кодекса РФ, которая устанавливает правила
взаимоотношения налогоплательщиков
и налоговых органов, заставило задуматься
над необходимостью профессиональной
подготовки специалистов по налоговому
консультированию.
Над этим же вопросом задумались и ученые,
собравшиеся на второй научно-практической
конференции, проведенной Институтом
государства и права Российской академии
наук с участием руководителей и специалистов
налоговых органов и ФСНП России, а также
вузов страны 14 мая 1999 г на тему «Правовые
проблемы налогового консультирования».
Цель конференции – выработать концептуальные
подходы к решению проблемы налогового
консультирования с учетом зарубежного
опыта и российской специфики, а также
рекомендации о создании Палаты налоговых
консультантов и по проекту ФЗ «О налоговом
консультировании» .
Поэтому, закономерным этапом развития
налогового консультирования в России
явился Приказ МНС РФ от 25 августа 1999 года
№ АП-3-15/ 278 «О создании центральной комиссии
по налоговому консультированию Министерства
РФ по налогам и сборам», согласно которому
была создана Центральная комиссия по
налоговому консультированию (ЦКНК). Комиссии
была создана для координации работы системы
налоговых органов в области подготовки
и аттестации налоговых консультантов,
аккредитации налоговых консультационных
пунктов и уполномоченных учебных центров,
средств массовой информации для обеспечения
высокого уровня налогового консультирования.
Основной целью работы комиссии является
становление и развитие профессионального
налогового консультирования.
Наряду с развитием рыночных отношений
и сложностью применения действующих
норм законодательства о налогах и сборах,
одной из причин, обусловившей возникновение
в России налогового консультирования
как самостоятельного вида предпринимательской
деятельности явилась политика государственных
органов, ориентированная на жёсткое разграничение
функций налоговых органов и независимых
от государства налоговых консультантов.
В связи с этим руководители российских
предприятий всё чаще прибегают к услугам
налоговых консультантов, в результате
чего рынок консалтинговых услуг непрерывно
развивается как по объемам выручки от
реализации услуг, так и по укреплению
отдельных направлений этого вида консалтинга
.
Начиная с 2000 года, наблюдается активный
рост спроса на налоговый консалтинг.
27-28 января 2000 г. в Смоленске прошла научно-практическая
конференция при участии представителей
налоговых органов и их подразделений,
а также учебных, консультационных и информационных
центров.
При этом предложено создание консультационных
центров, которые не должны совмещать
функции налоговых органов, а действовать
отдельно, на платной основе. Консультирование
в Письме определяется как деятельность
независимых от налоговых органов субъектов
по даче рекомендаций, составлению документов,
представительству, осуществляемая в
интересах налогоплательщиков. Консультирование
– это способ реализации прав конкретного
налогоплательщика на получение квалифицированной
помощи профессионала. Формы консультационной
работы могут быть разнообразны.
Дальнейшим шагом в развитии и правовом
оформлении налогового консультирования
явилось постановление Министерства труда
и социального развития России от 04 августа
2000 г. № 57, которым внесено дополнение
в Квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других
служащих, касающееся новой квалификационной
характеристики «КОНСУЛЬТАНТ ПО НАЛОГАМ
И СБОРАМ». В ней предусматривается должностные
обязанности консультанта по налогам
и сборам, вопросы, которые он должен знать,
а также требования к его квалификации.
Совершенствование налоговой системы
на этом этапе происходит в направлении
последовательного снижения налогового
бремени с переориентацией налоговой
нагрузки на конечного потребителя. Это
благотворно влияет на улучшение финансового
состояния предприятия, и, как следствие,
на их налоговую дисциплину.
Имеются отзывы о том, что сфера налогового
консультирования не нуждается в специальном
законодательном регулировании, либо,
что она может быть урегулирована вместе
с аудиторской деятельностью в одном законе,
причем, без выделения налогового консультирования
как самостоятельного вида деятельности,
а только в качестве сопутствующих услуг.
Однако, в защиту того, что налоговое консультирование
– это отдельная от аудита вид деятельность,
можно привести следующие доводы:
1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»
от 07 августа 2001 г. №119- ФЗ содержит положение
о налоговом консультировании, которым
аудиторы могут заниматься в качестве
сопутствующих услуг, но не раскрывает
понятие деятельности по налоговому консультированию,
специальных нормативных актов по этому
вопросу вовсе не имеется.
2. Сейчас аудиту подлежат юридические
лица и индивидуальные предприниматели.
Но, а кто же должен консультировать основную
массу граждан-налогоплательщиков? Именно
эту нишу пытаются заполнить (а чаще всего
уже незаконно в ней обосновались) те же
аудиторские компании. Это не соответствует
действующему законодательству. Кроме
того, такое положение не отвечает интересам
государства, а главное – интересам самих
граждан-налогоплательщиков.
3. Вопрос о законодательном регулировании
налогового консультирования как самостоятельного
вида предпринимательской деятельности
поднят не для того, чтобы кого-то вытеснить
из этой сферы. Речь идет только об ответственном,
самостоятельном, независимом и квалифицированном
осуществлении этой деятельности. При
этом аудиторы, должны заниматься своими
функциями, допускающими проведение налогового
консультирования аудируемых лиц в качестве
сопутствующей деятельности. А налоговые
консультанты, должны заниматься профессионально
той деятельностью, которая на них возлагается
в качестве основной функции. Они должны
получать соответствующее специальное
образование и организовывать наилучшим
образом свою деятельность по налоговому
консультированию. Налоговые консультанты
в этом случае играют значительную роль
как лица, обладающие специальными знаниями
и навыками.
4. Чаще всего налогоплательщики обращаются
к частным лицам и фирмам, которые назойливо
предлагают услуги по налоговому консультированию,
защите прав налогоплательщиков, значительному
снижению налогов или полному освобождению
от них. Реклама таких «консультантов»
весьма обширна и разнообразна. Примечательно,
что эти «консультанты» устанавливают
весьма высокие цены и не принимают на
себя никакой ответственности за тот вред,
который они причиняют таким “консультированием”.
За результаты неквалифицированного налогового
консультирования расплачивается налогоплательщик.
Законное налоговое консультирование
должно быть разрешено специальной категории
лиц-профессионалов, которые допускаются
к этой деятельности на законных основаниях
после получения соответствующего образования
в высшем учебном заведении в рамках дополнительного,
профессионального образования и несут
финансовую ответственность за оказанные
консультации.
Развитие и совершенствование системы
налогообложения существенно усложняет
расчет многих видов налогов и становится
причиной возникновения в 01.01.2002г. налогового
учета как системы обобщения информации
для определения налоговой базы в целях
исчисления налогов. Процесс разделения
налогового и бухгалтерского учетов имеет
под собой определенные основания, так
как действительно наблюдается несоответствие
между требованиями к содержанию информации
бухгалтерского учета, реализуемыми через
стандарты бухгалтерского учета, и требованиями,
предъявляемыми государством в лице налоговых
органов.
Важным в данном контексте представляется
понимание того факта, что возникновение
налогового учета не является следствием
развития бухгалтерского учета. И в то
же время налоговый учет нельзя рассматривать
как некое субъективное волеизъявление
государства. Формирование самостоятельной
системы налогового учета было требованием
времени, что подтверждается историей
становления системы налогового учета
в финансовом законодательстве Российской
Федерации.
Законодательное обоснование обязательного
ведения налогового учета экономическими
субъектами преследовало, прежде всего,
фискальные цели. При этом государство
оставило без внимания высокие финансовые
затраты налогоплательщиков на постановку
системы налогового учета при отсутствии
видимого экономического эффекта. По этой
причине обязанность по ведению налогового
учета большинством налогоплательщиков
воспринимается как дополнительное бремя,
навязанное государством, и ее исполнение
на практике зачастую носит формальный
характер.
В этой связи актуальными становятся вопросы
организации системы эффективного налогового
учета, которая позволит не только формировать
надежные расчетные инструменты налогообложения,
но и повысить эффективность управления
финансами экономического субъекта на
основе использования ее базовых принципов
для целей налогового планирования.
Все вышеперечисленное обусловливает
еще одну причину выделение налогового
консультирования в отдельный вид деятельности
и широкое применение российскими предприятиями
услуг налоговых консультантов .
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что причин появления налогового консультирования
в России, которое развивалось вместе
со становлением налоговой системы, несколько.
К ним относятся: разнообразие налогов;
многочисленность и противоречивость
нормативных документов; сложность применения
действующих норм законодательства о
налогах и сборах; введение в действие
Налогового Кодекса РФ; разделение бухгалтерского
и налогового учета; выделение налогового
консультирования из аудиторских услуг
и др.