Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков: проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:20, научная работа

Описание работы

Экономика России как никогда нуждается в перестройке и модернизации производственного сектора. А это требует повышения качества государственного регулирования национального хозяйства с помощью грамотно проводимой налоговой политики в области администрирования налогоплательщиков.

Работа содержит 1 файл

СТАТЬЯ Проблемы администрирования.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

     Гурова  С.Ю.

     Налоговое администрирование  крупнейших налогоплательщиков: проблемы и перспективы развития 

     Экономика России как никогда  нуждается в перестройке и модернизации производственного сектора. А это требует повышения качества государственного регулирования национального хозяйства с помощью грамотно проводимой налоговой политики в области администрирования налогоплательщиков.

     В условиях экономической нестабильности и спада бюджетных доходов  государства за счет снижения поступлений  налогов, поиск новых рычагов стимулирования роста налогового потенциала  всегда будет актуальным. Говоря о налоговом  администрировании, подразумевается, прежде всего, работа с крупнейшими налогоплательщиками.

     Исследования  в области налогового потенциала  крупнейшего налогоплательщика чаще всего касаются рассмотрения проблем межбюджетных отношений и налоговых доходов отдельных территорий государства, а также возможностей роста этих доходов за счет эффективной работы крупнейших налогоплательщиков. Между тем, современные системы налогового администрирования не в полной мере выполняют присущие ей функции по устранению налоговой ассиметрии и повышению эффективности, с одной стороны, налоговой политики, а с другой – результативности бизнеса, особенно в условиях его консолидации. Такая взаимосвязь объективно определяется существенностью влияния налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков на бюджетную обеспеченность государства в целом, и отдельных его территорий, в частности.

     Существующая  неопределенность налогового законодательства в области налогового администрирования приводит к возникновению налоговых рисков, как на уровне государства, так и на уровне налогоплательщиков. А это негативно сказывается на развитии налогового потенциала. К сожалению, современной наукой недостаточно разработаны новые научные подходы к оценке налогового потенциала именно крупнейших налогоплательщиков, недостаточно развит ее инструментарий. Исследование теоретических и практических аспектов администрирования налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования этого института налогового права с целью обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов на практике, создания баланса публичных и частных интересов.

     Формами налогового администрирования  крупнейших налогоплательщиков выступают:

     1. Проведение  налогового контроля, налогового воздействия ( например, приостановление операции по  счетам налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  в банках и наложение ареста  на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента), и привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах;

      2. Мероприятия налогового стимулирования, информирования  налогоплательщиков  и налоговых агентов о действующем  налоговом законодательстве,  о принятых, в соответствии с ним,  нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах на налоговые льготы и преференции.

     3. Проведение  разъясненительной работы  по  порядку заполнения налоговых деклараций,  изменению сроков исполнения налоговых обязанностей, возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, и т.д.

     Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством.

     Выделяют  следующие  ключевые принципы построения государственной политики  в области  налогового администрирования:

     1. Правила должны быть как можно  более ясными и восприниматься как справедливые;

     2. Необходимо достичь законодательно  установленного равенства прав  налогоплательщика и налоговых  органов;

     3. Санкции за различные нарушения  должны содействовать поддержанию  налоговой дисциплины, в том числе  путем решительного пресечения коррупции в налоговых органах.

     Объектом  налогового администрирования, как  было определено выше, главным образом, является деятельность крупнейших хозяйствующих  субъектов, поскольку именно они  оказывают решающее влияние на формирование доходной части бюджета на всех уровнях.

     Выделим основные проблемы налогового администрирования. На наш взгляд это:

     1. Проблемы, связанные с обеспечением  учета и последующего налогового  контроля налогоплательщиков, отнесенных  к категории . крупнейших:

        Правила постановки на учет  крупнейших налогоплательщиков (или  особенности такой постановки) определяются  подзаконным актом.

     2.  Отсутствие четких и логичных  критериев отнесения налогоплательщика  к категории крупнейших. Нередко  решение об отнесении налогоплательщика к категории крупнейших происходит на основе анализа показателей отчетности и размера налоговых выплат по итогам года, что приводит к появлению налогоплательщиков с «плавающим статусом».

     3.  Отсутствие или неэффективность  деятельности специализированных подразделений налоговой администрации, обеспечивающих постановку на учет и налоговый контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков.

     4.  Отсутствие в национальной налоговой  политике стимулов, поощряющих переход  налогоплательщиков в группу крупнейших.

     5. Несовершенство правовой основы  налогового контроля, которая влияет  нормативно–методическое обеспечение  всех этапов контрольной работы. Особое значение имеет предпроверочный  налоговый контроль крупнейших  налогоплательщиков.

     Нередко налоги, уплачиваемые субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе, объективно более обоснованы, чем общая система налогообложения предприятий среднего и крупного бизнеса.

     Необходимо  признать, что:

     1. Особый порядок учета и налогового  контроля крупнейших налогоплательщиков должен быть адекватен не только возможностям органов налоговой администрации, но и потребностям крупнейшего налогоплательщика. Расходы на переход к новой системе учета и контроля должны быть восполнены благодаря улучшению процедуры взаимодействия между сторонами.

     2.  Осуществление учета и налогового  контроля крупнейших налогоплательщиков  требует не меньшей стабильности  и прозрачности, а значит, должно  быть подробно регламентировано  в тексте национального Налогового  кодекса. Многоаспектность анализа предопределяет выделение его разных видов на микро – и макроуровне, а также в системе налогового администрирования.

     3. Большая роль в таком контроле  должна быть отведена анализу,  алгоритм проведения которого  включает три основных процедуры:

     –изучение структуры крупнейшего налогоплательщика.

     –анализ системы расчетов крупнейшего налогоплательщика  с взаимосвязанными лицами и крупными контрагентами.

     –оценка результатов деятельности крупнейшего  налогоплательщика.

     4.  Критерии отнесения налогоплательщика к группе «крупнейших» должны базироваться на показателях деятельности организации за достаточно длительный период. При принятии решения должна приниматься в расчет вся совокупность полученной информации, а не какой–либо один показатель. Базовыми показателями, характеризующими налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика, могут быть:

     –стоимостные  показатели: выручка от реализации продукции, прибыль, полученная налогоплательщиком, выплаты заработной платы персоналу  предприятия, среднегодовая стоимость имущества и т. д.;

     –натуральные  показатели: объем реализованной  продукции, в т.ч. подакцизных, мощность транспортных средств, объем заработанной платы и т.д.

     –административно–правовые показатели: налоговые выплаты по видам налогов, видам деятельности, территориям и уровням бюджетной системы, задолженность по видам налогов, видам деятельности, территориям и уровням бюджетной системы, показатели налоговой нагрузки по видам налогов, видам деятельности, показателям стадии кругооборота капитала (прибыль, себестоимость, добавленная стоимость).

     –налоговые  риски.

     5. Разработка методического обеспечения  оценки налогового потенциала  крупнейших налогоплательщиков  должна осуществляться параллельно  с формированием качественно  новой системы межбюджетных отношений, основанной на сбалансированном разграничении доходных и расходных бюджетных полномочий между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Такой подход при распределении финансовой помощи за счет средств федерального бюджета позволит сосредоточить внимание на тех регионах, где имеющийся налоговый потенциал не позволяет покрыть минимально необходимые бюджетные расходы.

     6. Должны совершенствоваться методы  и инструментарии налогового  администрирования, используемые  налоговыми органами во взаимоотношениях с крупнейшими налогоплательщиками.

     7. Государство должно определить  конкретные направления налоговой  политики государства в отношении  ресурсного налогообложения и  регулирования налогообложением  крупнейших налогоплательщиков.

     8. Следует систематизировать налоговое администрирование для выявления возможности наиболее эффективного использования налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков.

     9. Необходимо проводить мониторинг  деятельности и налоговых обязательств  крупнейших налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий, на основе формализованных результатов автоматизированного налогового контроля и системы планирования, организации и проведения единовременных налоговых проверок, синхронизированных по всем звеньям налоговой системы и включающих проверку, как головных субъектов, так и вертикально интегрированных групп.

     10.Функционирование  бизнеса всегда подразумевает  наличие хозяйственных либо имущественных  взаимосвязей между его субъектами. Следовательно, подход, при котором решение задач эффективного налогового администрирования основывается на выявлении и анализе этих взаимосвязей, должен быть принят в качестве основного. Важным преимуществом его является универсальность, когда налоговое администрирование может строиться на единых принципах и в едином формате базы данных, независимо от размера налоговой базы отдельного налогоплательщика, и может служить основой для работы налоговых инспекций всех уровней.

     11. Надо иметь ввиду, что выделение  среди участников налоговых правоотношений особой группы лиц, признаваемых крупнейшими налогоплательщиками, не должно вести к снижению внимания и качества государственных услуг, предоставляемых иным категориям налогоплательщиков.

     12.  Проводимый анализ хозяйственных  связей позволит, кроме того, проследить систематические трансакции, характер которых говорит о существовании интегрированной группы налогоплательщиков. Такая группа как объект налогообложения может требовать совершенно другой оценки, чем сумма ее частей в чисто юридическом смысле. 

     Экономика России как никогда нуждается в перестройке и модернизации производственного сектора. А это требует повышения качества государственного регулирования национального хозяйства с помощью грамотно проводимой налоговой политики в области администрирования крупнейших налогоплательщиков.

     В условиях экономической нестабильности и спада бюджетных доходов государства за счет снижения поступлений налогов, поиск новых рычагов стимулирования роста налогового потенциала  всегда будет актуальным.

Информация о работе Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков: проблемы и перспективы развития