Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:20, научная работа
Экономика России как никогда нуждается в перестройке и модернизации производственного сектора. А это требует повышения качества государственного регулирования национального хозяйства с помощью грамотно проводимой налоговой политики в области администрирования налогоплательщиков.
Гурова С.Ю.
Налоговое
администрирование
крупнейших налогоплательщиков:
проблемы и перспективы
развития
Экономика России как никогда нуждается в перестройке и модернизации производственного сектора. А это требует повышения качества государственного регулирования национального хозяйства с помощью грамотно проводимой налоговой политики в области администрирования налогоплательщиков.
В условиях экономической нестабильности и спада бюджетных доходов государства за счет снижения поступлений налогов, поиск новых рычагов стимулирования роста налогового потенциала всегда будет актуальным. Говоря о налоговом администрировании, подразумевается, прежде всего, работа с крупнейшими налогоплательщиками.
Исследования в области налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика чаще всего касаются рассмотрения проблем межбюджетных отношений и налоговых доходов отдельных территорий государства, а также возможностей роста этих доходов за счет эффективной работы крупнейших налогоплательщиков. Между тем, современные системы налогового администрирования не в полной мере выполняют присущие ей функции по устранению налоговой ассиметрии и повышению эффективности, с одной стороны, налоговой политики, а с другой – результативности бизнеса, особенно в условиях его консолидации. Такая взаимосвязь объективно определяется существенностью влияния налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков на бюджетную обеспеченность государства в целом, и отдельных его территорий, в частности.
Существующая неопределенность налогового законодательства в области налогового администрирования приводит к возникновению налоговых рисков, как на уровне государства, так и на уровне налогоплательщиков. А это негативно сказывается на развитии налогового потенциала. К сожалению, современной наукой недостаточно разработаны новые научные подходы к оценке налогового потенциала именно крупнейших налогоплательщиков, недостаточно развит ее инструментарий. Исследование теоретических и практических аспектов администрирования налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования этого института налогового права с целью обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов на практике, создания баланса публичных и частных интересов.
Формами налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков выступают:
1.
Проведение налогового контроля,
налогового воздействия ( например,
приостановление операции по
счетам налогоплательщика,
2. Мероприятия налогового
3. Проведение разъясненительной работы по порядку заполнения налоговых деклараций, изменению сроков исполнения налоговых обязанностей, возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, и т.д.
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством.
Выделяют следующие ключевые принципы построения государственной политики в области налогового администрирования:
1. Правила должны быть как можно более ясными и восприниматься как справедливые;
2.
Необходимо достичь
3.
Санкции за различные
Объектом налогового администрирования, как было определено выше, главным образом, является деятельность крупнейших хозяйствующих субъектов, поскольку именно они оказывают решающее влияние на формирование доходной части бюджета на всех уровнях.
Выделим основные проблемы налогового администрирования. На наш взгляд это:
1.
Проблемы, связанные с обеспечением
учета и последующего
Правила постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (или особенности такой постановки) определяются подзаконным актом.
2.
Отсутствие четких и логичных
критериев отнесения
3.
Отсутствие или
4.
Отсутствие в национальной
5.
Несовершенство правовой
Нередко налоги, уплачиваемые субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе, объективно более обоснованы, чем общая система налогообложения предприятий среднего и крупного бизнеса.
Необходимо признать, что:
1.
Особый порядок учета и
2.
Осуществление учета и
3.
Большая роль в таком контроле
должна быть отведена анализу,
алгоритм проведения которого
включает три основных
–изучение
структуры крупнейшего
–анализ системы расчетов крупнейшего налогоплательщика с взаимосвязанными лицами и крупными контрагентами.
–оценка результатов деятельности крупнейшего налогоплательщика.
4.
Критерии отнесения
–стоимостные показатели: выручка от реализации продукции, прибыль, полученная налогоплательщиком, выплаты заработной платы персоналу предприятия, среднегодовая стоимость имущества и т. д.;
–натуральные показатели: объем реализованной продукции, в т.ч. подакцизных, мощность транспортных средств, объем заработанной платы и т.д.
–административно–правовые показатели: налоговые выплаты по видам налогов, видам деятельности, территориям и уровням бюджетной системы, задолженность по видам налогов, видам деятельности, территориям и уровням бюджетной системы, показатели налоговой нагрузки по видам налогов, видам деятельности, показателям стадии кругооборота капитала (прибыль, себестоимость, добавленная стоимость).
–налоговые риски.
5.
Разработка методического
6.
Должны совершенствоваться
7.
Государство должно определить
конкретные направления
8. Следует систематизировать налоговое администрирование для выявления возможности наиболее эффективного использования налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков.
9.
Необходимо проводить
10.Функционирование
бизнеса всегда подразумевает
наличие хозяйственных либо
11.
Надо иметь ввиду, что
12.
Проводимый анализ
Экономика России как никогда нуждается в перестройке и модернизации производственного сектора. А это требует повышения качества государственного регулирования национального хозяйства с помощью грамотно проводимой налоговой политики в области администрирования крупнейших налогоплательщиков.
В условиях экономической нестабильности и спада бюджетных доходов государства за счет снижения поступлений налогов, поиск новых рычагов стимулирования роста налогового потенциала всегда будет актуальным.