Налоговая система в Республике Таджикистан

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:10, реферат

Описание работы

Налогообложение в Таджикистане основывается на нормах и положениях, закрепленных Налоговым кодексом РТ, веденным в действие с 1 января 2007 г. Данный документ является единственным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы налогообложения. Все изменения и дополнения в Кодекс, а также вопросы, связанные с толкованием его положений, имеет право давать только Маджилиси намояндагон Маджлиси Оли Таджикистана в виде соответствующего постановления по представлению Правительства РТ. На данный момент налоговая система республики структурирована по двум направлениям: по характеру обложения - на прямые и косвенные налоги, по распределению налоговых поступлений между бюджетами - на республиканские и местные.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система в Республике Таджикистан.docx

— 19.10 Кб (Скачать)

Налоговая система в Республике Таджикистан 

Налогообложение в Таджикистане основывается на нормах и положениях, закрепленных Налоговым  кодексом РТ, веденным в действие с 1 января 2007 г. Данный документ является единственным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы налогообложения. Все изменения и дополнения в  Кодекс, а также вопросы, связанные  с толкованием его положений, имеет право давать только Маджилиси намояндагон Маджлиси Оли Таджикистана в виде соответствующего постановления по представлению Правительства РТ. На данный момент налоговая система республики структурирована по двум направлениям: по характеру обложения - на прямые и косвенные налоги, по распределению налоговых поступлений между бюджетами - на республиканские и местные. 

 Всего НК  предусматривает уплату 20 налогов,  из них 16 - республиканские и  4 - местные. Причем важным для  каждого налогоплательщика является  то, что как в республиканских,  так и в местных налогах  предусмотрена уплата иных обязательных  общереспубликанских и местных  платежей. Порядок уплаты указанных  обязательных платежей регулируется  Законом Республики Таджикистан  "Об иных платежах". 

 При рассмотрении  налогообложения иностранных инвестиций, нужно учитывать, что согласно Закона РТ "Об Инвестиции" они могут быть осуществлены в любой форме:

 • традиционной - это прямые инвестиции, определяемые  как капитальные вложения, имеющие  целью значительный или полный  контроль над деятельностью объекта  вложения;

 • портфельные  инвестиции - инвестор является держателем  определенного процента из общего  числа выпущенных акций национального  предприятия;

 • приобретать  имущественные права - право пользования  землей или другими природными  ресурсами, а также иные имущественные  права; а также заключать любые  договора, предусматривающие иные  формы осуществления иностранных  инвестиций. 

 То есть  предприятия с иностранными инвестициями  могут быть либо с долей  иностранного участия, либо со 100%-ым иностранным капиталом. Однако все эти предприятия должны быть зарегистрированы в налоговых органах РТ, как налогоплательщики, в соответствии с правилами и процедурами регистрации, установленными ст. 45 и 46 НК. Соответственно, у предприятий появляется обязанность уплачивать все налоги, предусмотренные налоговым законодательством республики. 

 В целях  налогообложения необходимо отличать  предприятия с долевым участием  иностранных инвестиций и иностранные  юридические лица - это компании, фирмы, любые другие организации,  которые созданы в соответствии  с законодательством иностранных  государств, осуществляющие деятельность, образующие постоянное учреждение-нерезидента  в соответствии со ст. 164 НК  РТ. 

 При этом, если инвестиция осуществляется путем долевого участия в капитале предприятия резидента, то данные инвестиции подпадают под режим неограниченной налоговой ответственности, если же создаются обособленные подразделения иностранных юридических лиц, но они несут ограниченную налоговую ответственность в пределах деятельности, которую они осуществляют в рамках представительства в Таджикистане. 

 При налогообложении  прибыли представительства иностранного  юридического лица, оно осуществляется  на основании гл. 18 - 21 НК, но с  учетом применения норм международных  соглашений об избежании двойного налогообложения с учетом особенностей их применения указанных в гл. 22 НК. 

 Прибыль  предприятия облагается налогом  на прибыль по ставке 25%. Объектом  обложения является валовой доход,  полученный из источника в  РТ, уменьшенный на сумму расходов (вычетов), произведенных в отчетном  налоговом периоде, связанных  с получением такого дохода. Налогооблагаемый  доход уменьшается на расходы  по уплате установленных налогов  с учетом ограничений, предусмотренных  НК РТ, расходы по оплате труда,  предоставлению материальных и  социальных благ работникам, обложенные  подоходным налогом, расходы по  оплате приобретенного сырья,  материалов, энергии, кроме затрат  капитального характера. 

 Вычету (с  учетом определенных НК РТ  ограничений) подлежат безнадежные  (сомнительные) долги, расходы на  научные исследования, проектные  разработки и опытно-конструкторские  работы, амортизационные отчисления  по основным фондам и др. Вычеты  производятся налогоплательщиком  при наличии надлежащим образом  оформленных документов, подтверждающих  расходы, связанные с получением  валового дохода. Налог на прибыль  нерезидента облагается налогом  у источника выплаты дохода  в Республике Таджикистан в  соответствии с порядком, установленным  в гл.20 Кодекса. Постоянное учреждение  иностранного юридического лица  в дополнение к налогу на  прибыль облагается налогом на  чистую прибыль этого постоянного  учреждения по ставке 8 процентов.  Резидентные предприятия, в которых  имеется доля участия иностранного  инвестора в капитале, облагаются  всеми налогами, однако для них  исключен налог на чистую прибыль. 

 В Республике  Таджикистан действует единая, положительная  ставка налога на добавленную  стоимость (НДС) - 18 процентов для  внутреннего производства и импорта.  Плательщиком НДС является лицо, зарегистрированное или обязанное  зарегистрироваться в качестве  плательщика НДС. Экспорт товаров,  кроме хлопка-сырца, хлопка-волокна  и алюминия первичного, драгоценных  металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных  металлов и драгоценных камней, облагается налогом на добавленную  стоимость по нулевой ставке. 

 Акцизы  существуют только по шести  позициям номенклатуры внешнеэкономической  деятельности - спирт, безалкогольные  и алкогольные напитки; табак;  нефтепродукты; автомобили легковые  и прочие моторные транспортные  средства, предназначенные для перевозки  людей, автомобильные шины; ювелирные  изделия из золота, платины или  серебра. 

 Порядок  исчисления и уплаты ставки  НДС и акцизов на импорт  регулируется налоговым законодательством.

 В соответствии  со ст. 247 Налогового кодекса Республики  Таджикистан принято постановление  Правительства Республики Таджикистан  № 126 от 02.04.2007 года "О ставках  акцизного налога на отдельные  товары, производимые в Республике  Таджикистан и ввозимые на  территорию Республики Таджикистан". 

 В соответствии  со ст. 20 Закона Республики Таджикистан  "Об Инвестиции", при таможенном  оформлении товаров, поступающих  в адрес предприятий с иностранными  инвестициями, предусмотрены льготы  на имущество, ввозимое в Республику  Таджикистан в качестве вклада  иностранного инвестора в уставной фонд предприятия в соответствии с Налоговым и Таможенным кодексом Республики Таджикистан. 

 С целью улучшения инвестиционного климата, в соответствии с пунктом 6 ст. 145 Налогового кодекса Республики Таджикистан, от обложения налогом на прибыль освобождаются: "новые предприятия, создаваемые в сфере производства товаров, в год государственной регистрации и начиная с года, следующего за годом первоначальной государственной регистрации, при внесении их учредителями, с учетом установленных законодательством минимальных размеров инвестиций, в уставной фонд таких предприятий нижеследующих объёмов инвестиций, сроком на:

- 2 года, если  объем инвестиций составляет  эквивалент до 500 тысяч долларов  США;

- 3 года, если  объем инвестиций составляет  эквивалент свыше 500тысяч долларов  США до 2 миллионов долларов США;

- 4 года, если  объем инвестиций составляет  эквивалент свыше 2 миллионов  до 5 миллионов долларов США;

- на 5 лет, если  объем инвестиций превышает эквивалент 5 миллионов долларов США".

 В ст. 211 Налогового кодекса установлено освобождение от уплаты НДС в отношении импорта основных средств, за исключением подакцизных товаров, для формирования или пополнения уставного фонда предприятия в соответствии с его учредительными документами, в течение 3 лет со дня государственной регистрации (перерегистрации по причине увеличения уставного фонда) предприятия, уставной фонд которого в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан зарегистрирован в размере не более 7 миллионов сомони, и в течение 5 лет в отношении предприятия, уставной фонд которого в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Таджикистан зарегистрирован в размере более 7 миллионов сомони. Также от уплаты НДС освобожден импорт личного имущества, ввозимого в Республику Таджикистан иностранными работниками предприятий с иностранными инвестициями непосредственно для собственных нужд. 

 В 2007 году  в Налоговый кодекс внесены  специальные налоговые режимы  для привлечения инвесторов в  две приоритетные сферы экономики  - производство гидроэлектроэнергии  (гл.49) и переработку хлопка-волокна  в конечную продукцию (гл.50). 

 В гл.49 предусмотрено,  что "освобождается на период  строительства гидроэлектростанции  на территории Республики Таджикистан  Заказчик строительства и Генеральный  подрядчик строительства от уплаты  нижеследующих налогов (с момента  наступления срока уплаты), непосредственно  связанных со строительством: (1) налога на добавленную стоимость; (2) налога с пользователей автомобильных  дорог; (3) налога на прибыль юридических  лиц; (4) минимального налога на доходы предприятий; (5) земельного налога; (6) налога с владельцев транспортных средств; (7) налога на недвижимое имущество; (8) социального налога в отношении лиц, непосредственно занятых на строительстве гидроэлектростанции и не являющихся гражданами Республики Таджикистан; (9) государственной пошлины за регистрацию проспектов эмиссии негосударственных ценных бумаг, осуществленных в связи со строительством гидроэлектростанции". 

 Кроме того, импорт товаров для строительства  гидроэлектростанций, являющихся  особо важными объектами для  Республики Таджикистан, подлежит  освобождению от налога на  добавленную стоимость и таможенных  пошлин. 

 Также освобождается  на период строительства гидроэлектростанции  от уплаты налога на добавленную  стоимость и налога с пользователей  автомобильных дорог, непосредственно  подлежащих начислению в отношении  строительства гидроэлектростанции,  а также от уплаты социального  налога в отношении лиц, непосредственно  занятых на строительстве гидроэлектростанции  и не являющихся гражданами  Республики Таджикистан, поставщики  и субподрядчики вышеуказанного  строительства. 

В свою очередь  в гл.50 установлено, что "Импорт товаров  непосредственно для собственных  нужд вновь созданными предприятиями, занятыми полным циклом переработки  хлопка - волокна в конечную продукцию (от хлопковой пряжи до хлопчатобумажных швейных изделий), освобождается  от таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость". Экспорт  товаров, производимых вновь созданными предприятиями, освобождается от налога на добавленную стоимость. В случаях  поставок вновь созданными предприятиями  импортированных товаров на внутренний рынок Республики Таджикистан, такие  операции подлежат налогообложению  таможенной пошлиной, налогом на добавленную  стоимость и другими налогами. 

 Вновь созданные  предприятия освобождаются от  налога на прибыль юридических  лиц, минимального налога на  доходы предприятий, налога на  недвижимое имущество и земельного  налога.

Информация о работе Налоговая система в Республике Таджикистан