Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:38, реферат
целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:
1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;
2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;
3 исследовать развитие налоговой системы Украины;
4 определить пути реформирования налоговой системы Украины.
Введение
I. Сущность налогов и налоговой системы
II. Принципы налоговой системы государства
III. Налоговая система Украины
IV. Пути реформирования налоговой системы Украины
Заключение
Список использованных источников
Посредством налогов государство изымает часть чистого дохода общества и доходов населения и распределяет ее в соответствии с экономическими, политическими и социальными целями.
Налоги в настоящее время выступают не только средством образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования экономических отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.
В современной экономической литературе также существует множество определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории.
Относительно общий подход при характеристике налога сохраняет и действующее законодательство. Так в статье 2 Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.[4] дается следующее понятие налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды - это “обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях определяемых законами Украины о налогообложении”. Однако, необходимо разграничить налог, сбор и обязательный платеж налогового характера, как схожие, но все же различные изъятия в бюджет.
Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки [11]:
вид платежа, регулируемый актом компетентного органа государственной власти;
сумма, изымаемая с помощью налогового механизма, вносится в бюджет соответствующего уровня или целевой фонд. Распределение налогов по бюджетам и фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией (может происходить двумя путями: закрепление за бюджетом или распределение между бюджетами разных уровней);
нецелевой характер налогового платежа - означает поступление его в фонды аккумулируемые государством и используемые на удовлетворение государственных потребностей. При этом фактически теряется грань от какого субъекта они поступили и на какие цели будут использованы;
индивидуальная безвозмездность или односторонний характер налогового платежа. В основе этого признака заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству, вне зависимости от получения каких-либо услуг или благ со стороны государства;
безусловный характер налога является продолжением предыдущего признака и опять-таки означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями со стороны государства;
обязательный характер налога - предполагает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.
Вся совокупность налогов и сборов, составляющих налоговую систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие классификации, закреплённой законодательством Украины [11]:
по отношению к бюджетному устройству государства (или - в зависимости от органа, осуществляющего взимания и распоряжение налогом):
общегосударственные - налоги, устанавливаемые высшими органами государственной власти и действующие на всей территории страны;
местные - налоги, которые могут быть установлены как высшим, так и местным органом власти, но вводимые только местным органом и действующие только на определенной территории.
в зависимости от канала поступления:
государственные - налоги, поступающие полностью в государственный бюджет;
местные - налоги, поступающие в местные бюджеты;
смешанные - налоги, часть которых вносится в государственный бюджет, а часть в местные бюджеты;
внебюджетные - налоги, из которых формируются внебюджетные целевые фонды.
по отношению к системе ценообразования (или - в зависимости от учета налогового платежа):
налоги, включаемые в себестоимость продукции;
налоги, финансируемые за счет прибыли;
налоги, финансируемые потребителем (акцизы, НДС).
в зависимости от характера ставок налогов:
пропорциональные налоги - характеризуются стабильной ставкой, независящей от размера объекта налогообложения;
прогрессивные налоги - это налоги, ставки которых растут по мере увеличения суммы дохода;
регрессивные налоги - при этих налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании самого дохода.
по отношению к субъекту налогообложения:
налоги с юридических лиц;
налоги с физических лиц;
смешанные - налоги, предполагающие в качестве субъекта налогообложения и юридических и физических лиц.
в зависимости от объекта обложения:
прямые - налоги, устанавливаемые на доходы и имущество юридических и физических лиц, которые непосредственно осуществляют их уплату. Они, в свою очередь, подразделяются на:
а) личные - налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода учитывающие платежеспособность плательщика;
б) реальные (от англ. real - имущество) - налоги, уплачиваемые с имущества. В их основе лежит не реальный, а предполагаемый средний доход.
косвенные (налоги на потребление) - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном налогообложении формальным плательщиком является продавец товара, а реальным - потребитель товара.
в зависимости от характера использования:
общие - налоги, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов, без конкретизации мероприятий или затрат (фактически это и есть действительные налоги);
специальные (или целевые) - налоги, имеющие целевое назначение и зачисляемые во внебюджетные целевые фонды. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой характер, однако подобные платежи имеют ряд положительных моментов.
Содержание каждого вида налога раскрывается в его основных элементах. Элементы налога - это определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.
В Украине к ним относятся:
- субъект налогообложения (плательщик);
- объект налогообложения;
- единица налогообложения;
- налоговая ставка;
- источник налога;
- налоговые льготы.
Исходя из Закона Украины “О системе налогообложения” [11], налоги выполняют следующие функции (они являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках):
1. фискальная - важнейшая функция налогов. Ее основное назначение - наполнение доходной части бюджета для обеспечения финансирования государственных расходов. Характерным является стабильность этой функции - т.е. не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а их механизма, действующего на постоянной основе.
2. регулирующая - своеобразное дополнение предыдущей. Затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления. Налоговое регулирование - это сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. Она заключается в:
- установлении и изменении системы налогообложения;
- определении налоговых ставок и их дифференциации;
- предоставлении налоговых льгот.
Регулирующая функция налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать стимулы для активизации производственной деятельности, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых субъекту хозяйствования, и его конкретными хозяйственными акциями.
3. распределительная - представляет своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения она очень тесно переплетается с регулирующей функцией, и в одном действии могут проявляться обе, что позволяет говорить о существовании первичного вторичного (перераспределения) распределения с помощью налогов. (Косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков другим) - акцизы.
4. стимулирующая - создает ориентиры для развития или свертывания производства и другой деятельности. Иногда ее рассматривают как подвид регулирующей функции (может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налоговой базы).
5. контрольная - реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С ее помощью оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.
Указанное разграничение функций налоговой системы, как правило, носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Пути реформирования налоговой
системы Украины
Достижение главной цели государства - стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости - возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным.
Для достижения вышеуказанного в контексте украинской современности нужно привести систему налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики социально-экономического развития страны, внести изменения в налоговое законодательство и упростить его, изменить методы администрирования налогов на более эффективные, создать открытую и подотчетную обществу систему. Одним из приоритетов экономической политики государства в ближайшей перспективе должно быть создание благоприятных условий для легального и эффективного функционирования реального сектора экономики.
Сегодня среди общего количества налогоплательщиков есть немало таких потенциальных плательщиков, которые, используя сложность, непонятность и непрозрачность налогового законодательства, применяют разнообразные схемы минимизации налоговых обязательств и уклонения от налогообложения. Теневая экономика создает реальную угрозу национальной безопасности и демократическому развитию государства, негативно влияет на общественную жизнь - экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, отношения Украины с другими странами мира.
Определяющим фактором детенизации экономики страны должно стать проведение широкомасштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, упрощения системы налогообложения, усиления контроля за уровнем расходов производства, а также на минимизацию расходов на администрирование налогов. Детинизация и легализация экономических отношений будут содействовать улучшению инвестиционного климата в стране, увеличению количества рабочих мест, развитию государственного сектора экономики и, тем самым, будут обеспечивать стабильность налоговых поступлений в бюджет и усиление социального вектора экономической политики Правительства.