Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:38, реферат

Описание работы

целью данной курсовой работы является рассмотрение налоговой системы государства, её становления и развития. При этом необходимо выполнить такие задачи:

1 рассмотреть сущность налогов и налоговой системы;

2 определить принципы и концепции налоговой системы государства;

3 исследовать развитие налоговой системы Украины;

4 определить пути реформирования налоговой системы Украины.

Содержание

Введение

I. Сущность налогов и налоговой системы

II. Принципы налоговой системы государства

III. Налоговая система Украины

IV. Пути реформирования налоговой системы Украины

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Украины.rtf

— 358.61 Кб (Скачать)

     Посредством налогов государство изымает часть чистого дохода общества и доходов населения и распределяет ее в соответствии с экономическими, политическими и социальными целями.

     Налоги в настоящее время выступают не только средством образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования экономических отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.

     В современной экономической литературе также существует множество определений налога, которые отражают его общие черты и выражают сущность этой категории.

     Относительно общий подход при характеристике налога сохраняет и действующее законодательство. Так в статье 2 Закона Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О системе налогообложения” от 18.02.97г.[4] дается следующее понятие налога и сбора (обязательного платежа) в бюджеты и государственные целевые фонды - это “обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях определяемых законами Украины о налогообложении”. Однако, необходимо разграничить налог, сбор и обязательный платеж налогового характера, как схожие, но все же различные изъятия в бюджет.

     Разграничивая виды изъятий бюджет и останавливаясь на характеристике налогов, нужно выделить его основные признаки [11]:

     вид платежа, регулируемый актом компетентного органа государственной власти;

     сумма, изымаемая с помощью налогового механизма, вносится в бюджет соответствующего уровня или целевой фонд. Распределение налогов по бюджетам и фондам осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией (может происходить двумя путями: закрепление за бюджетом или распределение между бюджетами разных уровней);

     нецелевой характер налогового платежа - означает поступление его в фонды аккумулируемые государством и используемые на удовлетворение государственных потребностей. При этом фактически теряется грань от какого субъекта они поступили и на какие цели будут использованы;

     индивидуальная безвозмездность или односторонний характер налогового платежа. В основе этого признака заложено однонаправленное движение средств от плательщика к государству, вне зависимости от получения каких-либо услуг или благ со стороны государства;

     безусловный характер налога является продолжением предыдущего признака и опять-таки означает уплату налога, не связанную ни с какими встречными действиями со стороны государства;

     обязательный характер налога - предполагает невозможность законного уклонения от его уплаты, кроме закрепленных в законодательных актах. Обязательный характер налогового изъятия обеспечивает накопление средств в доходной части бюджета.

     Вся совокупность налогов и сборов, составляющих налоговую систему, Украины требует определенной их систематизации по различным признакам. Рассмотрим главные из них, соответствующие классификации, закреплённой законодательством Украины [11]:

     по отношению к бюджетному устройству государства (или - в зависимости от органа, осуществляющего взимания и распоряжение налогом):

     общегосударственные - налоги, устанавливаемые высшими органами государственной власти и действующие на всей территории страны;

     местные - налоги, которые могут быть установлены как высшим, так и местным органом власти, но вводимые только местным органом и действующие только на определенной территории.

     в зависимости от канала поступления:

     государственные - налоги, поступающие полностью в государственный бюджет;

     местные - налоги, поступающие в местные бюджеты;

     смешанные - налоги, часть которых вносится в государственный бюджет, а часть в местные бюджеты;

     внебюджетные - налоги, из которых формируются внебюджетные целевые фонды.

     по отношению к системе ценообразования (или - в зависимости от учета налогового платежа):

     налоги, включаемые в себестоимость продукции;

     налоги, финансируемые за счет прибыли;

     налоги, финансируемые потребителем (акцизы, НДС).

     в зависимости от характера ставок налогов:

     пропорциональные налоги - характеризуются стабильной ставкой, независящей от размера объекта налогообложения;

     прогрессивные налоги - это налоги, ставки которых растут по мере увеличения суммы дохода;

     регрессивные налоги - при этих налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании самого дохода.

     по отношению к субъекту налогообложения:

     налоги с юридических лиц;

     налоги с физических лиц;

     смешанные - налоги, предполагающие в качестве субъекта налогообложения и юридических и физических лиц.

     в зависимости от объекта обложения:

     прямые - налоги, устанавливаемые на доходы и имущество юридических и физических лиц, которые непосредственно осуществляют их уплату. Они, в свою очередь, подразделяются на:

     а) личные - налоги, уплачиваемые плательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода учитывающие платежеспособность плательщика;

     б) реальные (от англ. real - имущество) - налоги, уплачиваемые с имущества. В их основе лежит не реальный, а предполагаемый средний доход.

     косвенные (налоги на потребление) - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. При косвенном налогообложении формальным плательщиком является продавец товара, а реальным - потребитель товара.

     в зависимости от характера использования:

     общие - налоги, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов, без конкретизации мероприятий или затрат (фактически это и есть действительные налоги);

     специальные (или целевые) - налоги, имеющие целевое назначение и зачисляемые во внебюджетные целевые фонды. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой характер, однако подобные платежи имеют ряд положительных моментов.

     Содержание каждого вида налога раскрывается в его основных элементах. Элементы налога - это определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов.

     В Украине к ним относятся:

     - субъект налогообложения (плательщик);

     - объект налогообложения;

     - единица налогообложения;

     - налоговая ставка;

     - источник налога;

     - налоговые льготы.

     Исходя из Закона Украины “О системе налогообложения” [11], налоги выполняют следующие функции (они являются производными от функций финансов и реализуют те же задачи, но в относительно более узких рамках):

     1. фискальная - важнейшая функция налогов. Ее основное назначение - наполнение доходной части бюджета для обеспечения финансирования государственных расходов. Характерным является стабильность этой функции - т.е. не просто формирование перечня поступлений в бюджет, а их механизма, действующего на постоянной основе.

     2. регулирующая - своеобразное дополнение предыдущей. Затрагивает как регулирование производства, так и регулирование потребления. Налоговое регулирование - это сложный механизм, учитывающий не только налоговое давление, но и перспективы того или иного вида деятельности, уровни доходности и т.д. Она заключается в:

     - установлении и изменении системы налогообложения;

     - определении налоговых ставок и их дифференциации;

     - предоставлении налоговых льгот.

     Регулирующая функция налогов в современных условиях состоит не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы от налогов и создать стимулы для активизации производственной деятельности, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых субъекту хозяйствования, и его конкретными хозяйственными акциями.

     3. распределительная - представляет своеобразное отражение фискальной: наполнить казну, чтобы потом распределить полученные средства. Но на стадии распределения она очень тесно переплетается с регулирующей функцией, и в одном действии могут проявляться обе, что позволяет говорить о существовании первичного вторичного (перераспределения) распределения с помощью налогов. (Косвенные налоги, регулируя потребление, создают основы для перераспределения средств одних плательщиков другим) - акцизы.

     4. стимулирующая - создает ориентиры для развития или свертывания производства и другой деятельности. Иногда ее рассматривают как подвид регулирующей функции (может быть связана с применением механизма льгот, изменением объекта налогообложения, уменьшением налоговой базы).

     5. контрольная - реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими имущества. С ее помощью оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели в сложившихся условиях.

     Указанное разграничение функций налоговой системы, как правило, носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

      Пути реформирования налоговой системы Украины 

     Достижение главной цели государства - стойкого экономического роста и обеспечения уровня социальной справедливости - возможно лишь за счет создания надежного финансовой основы, стабильного, своевременного и полного поступления платежей в бюджет. Реализация этого задания связана с определением целей налоговой политики государства, изменениями методов проведения налоговой реформы, определением первоочередных заданий, которые наиболее эффективно будут влиять на инвестиционную, инновационную и социальную составляющие экономического развития, а также на совершенствование механизмов функционирования основных элементов системы налогообложения Украины. Налоговая политика должна базироваться на единых принципах: налоги должны быть стабильными и не слишком обременительными, но платить их обязаны все без исключения, а налоговое законодательство должно быть понятным доступным.

     Для достижения вышеуказанного в контексте украинской современности нужно привести систему налогообложения в соответствие с приоритетами государственной политики социально-экономического развития страны, внести изменения в налоговое законодательство и упростить его, изменить методы администрирования налогов на более эффективные, создать открытую и подотчетную обществу систему. Одним из приоритетов экономической политики государства в ближайшей перспективе должно быть создание благоприятных условий для легального и эффективного функционирования реального сектора экономики.

     Сегодня среди общего количества налогоплательщиков есть немало таких потенциальных плательщиков, которые, используя сложность, непонятность и непрозрачность налогового законодательства, применяют разнообразные схемы минимизации налоговых обязательств и уклонения от налогообложения. Теневая экономика создает реальную угрозу национальной безопасности и демократическому развитию государства, негативно влияет на общественную жизнь - экономику, политику, управление, социальную и правовую сферы, общественное сознание, отношения Украины с другими странами мира.

     Определяющим фактором детенизации экономики страны должно стать проведение широкомасштабной налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, упрощения системы налогообложения, усиления контроля за уровнем расходов производства, а также на минимизацию расходов на администрирование налогов. Детинизация и легализация экономических отношений будут содействовать улучшению инвестиционного климата в стране, увеличению количества рабочих мест, развитию государственного сектора экономики и, тем самым, будут обеспечивать стабильность налоговых поступлений в бюджет и усиление социального вектора экономической политики Правительства.

Информация о работе Налоговая система Украины