Налоговая система Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:25, реферат

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение.
Сущность налога. Основные принципы налогообложения.
Виды налогов.
Функции налогов.
Роль и функции налоговой системы. Налоги и налоговая ставка как инструменты государственного регулирования.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

части бюджета  средств  на социальные нужды населения,  полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся  в социальной защите.

   Наконец, последняя  функция  налогов -   фискальная,  изъятие части доходов   предприятий и граждан для содержания  государственного аппарата,  обороны  станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки,  архивы и др.),

либо они  недостаточны для обеспечения должного уровня развития фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

   Указанное  разграничение  функций  налоговой системы   носит условный характер,  так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.  Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения,  тем увереннее чyвствyет  себя  предприниматель:  он  может заранее и достаточно точно рассчитать,  каков будет эффект осуществления

того или иного  хозяйственного решения,  проведенной  сделки, финансовой операции  и т.п.

   Не зная  твердо,  каковы бyдyт условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде,  невозможно рассчитать,  какая же часть ожидаемой прибыли уйдет  в бюджет,  а какая достанется

предпринимателю.

   Стабильность  налоговой системы не означает, что состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции  могут  быть  установлены раз и навсегда.  "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя,  состояние экономики страны,  устойчивость социально-политической  ситуации, 

   Систему налогообложения можно считать стабильной  и,  соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные  принципы  налогообложения,

состав налоговой  системы, наиболее  значимые льготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

   Частные изменения  могут вноситься ежегодно,  но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного  года.

Стабильность налогов  означает относительную  неизменность  в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения,  а также наиболее значимых налогов и ставок,  определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

   Но стабильность  системы налогообложения - не  догма и не  самоцель. Ради  нее  нельзя  жертвовать ни  одной из присущих этой системе и выполняемых ею функций - регyлирyющей,  стимyлирyющей

и др.  Опыт  США  и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том,  что налоговая система в основном  является функцией  двух  аргументов  - экономической политики государства и состояния народного хозяйства в данный  период.  Если экономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно, должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года.

  Налоги как инструмент государственной политики. Налоговая ставка и налоговые льготы.

Динамизм налоговой  системы обусловлен не только изменением видов налогов, но еще  большей  степени - подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремя зависит  от величины налоговых ставок, Поэтому в процессе налогового регулирования государство чаще всего прибегает к  манипулированию ставками налога, процентом, определяющим долю изымаемого  дохода. А чтобы как-то смягчить налоговый процесс  для отдельных налогоплательщиков, применяют налоговые льготы, опять-таки в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно  волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:

  • ставка налога равна 0: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходит в "теневую экономику");
  • точка А: при этом значении достигается максимум поступлений в бюджет.

Если налоговая  ставка превышает объективную границу (точка А), то налоговые поступления  начнут уменьшаться. А.Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговых ставках. Однако на практике идеи Лаффера использовать трудно, так как сложно определить, на левой или на правой стороне кривой находится экономика страны в данный момент. Так, из-за ошибки в этом определении "эффект Лаффера" не сработал в период президентства Рейгана: хотя снижение налогов и привело к росту деловой активности в стране, но оно затруднило реализацию социальных программ.

Это положение можно  проиллюстрировать графически.

Конечно, трудно рассчитывать, что на основе только теории можно  построить идеальную шкалу налогообложения. Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в  оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставке налога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальной экономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложения должна находиться в пределах 50-70%.

Налоги - это те же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  и стабильные,  независящие от воли отдельных лиц.

Индивидуализация налоговых ставок,  льгот и санкций запрещена, их можно дифференцировать по отраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.

   Налоги относятся  к классу экономических нормативов, они формируются по принципам,  присущим нормативам.  Например,  ставку налога на  прибыль можно рассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но установленный  на  общегосударственном уровне.

   Как мировой,  так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществах налоговой системы перед любой другой формой  изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет.

Одно из  этих  преимуществ  -  правовой  характер  налогов.  Их состав, ставки  и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами,  а принятыми парламентами

Законами.

 Ставка налога  может зависеть от категории,  к которой относится плательщик,  от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по  размерам  группе  относится предприятие, но  она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит.

   А фиксированный   размер  ставок  и их относительная стабильность способствует развитию  предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Список литературы: 
 

  1. Киперман Г.Я.,Белялов  А.З.  "Налогообложение  предприятий  и граждан в Российской федерации", Москва. МВЦ "АЙТОПАН"
 
  1. Налоги: Учебное  пособие под ред. Д. Г. Черника - 4-е  изд., - М: Финансы и статистика, 1998.
  2. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение Учебник - М.: ИНФРА - М, 1999
  3. Экономика: учебник под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., М.: Изд. БЕК, 1997 год

Информация о работе Налоговая система Украины