Налоговая система США

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:30, доклад

Описание работы

Налоговая система США исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в максимально возможном использовании объективно действующих рыночных регуляторов экономического развития. С организационной точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).

Работа содержит 1 файл

Налоговая система США.docx

— 20.69 Кб (Скачать)

Налоговая система США

  1. Основные принципы и особенности налоговой системы США.

Налоговая система США  исходит в основе своего построения из общего экономического принципа либерализации, сущность которого заключается в  максимально возможном использовании  объективно действующих рыночных регуляторов  экономического развития. С организационной  точки зрения данная система налогообложения является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги (графств, муниципалитетов, округов и других государственных территориальных образований).

С точки зрения использования  экономического (стимулирующего) потенциала системы инвестиционный потенциал  налоговой системы США реализуется  через следующие главные элементы:

- применение норм ускоренной  амортизации основных фондов  предприятий, позволяющих увеличивать  долю издержек и соответственно  снижать долю прибыли в цене  продукции и услуг, что представляет  собой форму льготы в части  налога на прибыль, а также  способ стимулирования инвестиций  в развитие хозяйствующих субъектов;

- масштабные льготы, касающиеся  инвестиций в научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы  вплоть до полного освобождения  соответствующих затрат и результатов  от большинства видов налогообложения;

- специальные налоговые  скидки за использование альтернативных  видов энергии в производственно-хозяйственной  деятельности субъектов экономики,  которые могут составлять до 50% стоимости соответствующих видов  оборудования, исключаемых из налогооблагаемой  базы.

Несмотря на законодательно установленные широкие права  территорий, региональный потенциал  в налогообложении США не используется в значимой степени, поскольку около 70% налоговых поступлений проходит через федеральный бюджет и их часть перераспределяется между  регионами (штатами) централизованно  с объективными негативными последствиями.

Однако в последнее  время сформировалась ощутимая тенденция  увеличения собственных налоговых  доходов штатов, например, в таких  сферах, как социальное обеспечение, здравоохранение, охрана общественного  порядка (содержание полиции), обеспечивающих около 90% расходов. Тем не менее главным источником формирования доходов региональных бюджетов (более 70%) остаются субсидии федерального бюджета.

Реализацию отраслевого  потенциала рассматриваемой налоговой  системы (в силу отмеченной принципиальной особенности экономики США) также  нельзя признать существенной. Она  ограничена различными нормами ускоренной амортизации для конкретных отраслей, а также достаточно редкими (и  представляющими собой фактически исключение из общего правила) налоговыми скидками, например, предоставляемыми добывающим отраслям в порядке компенсации  за истощение недр.

Конкурентный потенциал  системы налогообложения США  задействован в весьма значительной степени через два основных инструмента:

- прогрессивное налогообложение  доходов корпораций, которое предполагает  увеличение ставок налога на  прибыль при росте налогооблагаемой  базы;

- использование налогов  на сверхприбыль, то есть специальных  ставок налога (которые могут  достигать 90%) в случае, если прибыль  хозяйствующего субъекта значительно  выше среднеотраслевой.

Практическая реализация фискальной функции в налоговой  системе США характеризуется  в первую очередь тем, что в  ее основе лежит налогообложение  физических лиц (населения). При этом основными видами налогов являются:

- подоходный налог, за  счет которого формируется более  40% доходов федерального бюджета  и примерно такая же для налоговых доходов штатов;

- отчисления в фонды  социального страхования, которые  в равных долях делают наниматель (юридическое лицо-субъект хозяйствования) рабочие (этот платеж населения  составляет более 15 % доходов федерального  бюджета).

Необходимо отметить и  то, что в условиях переноса основного  налогового бремени на население  представляется объективно оправданной  сложная система исчисления соответствующего налогооблагаемого дохода, включающая возможность исключения (полного  или частичного) определенных видов  доходов, скользящий необходимый минимум  дохода, ряд индивидуальных (для  отдельных категорий населения) налоговых льгот, а также специфическая  шкала ставок налога, три ступени  которой предполагают их повышение, а четвертая (для самых высоких доходов) – понижение с целью предотвращения уклонения от уплаты налогов.

При этом налогообложение юридических лиц (хозяйствующих субъектов) в рассматриваемой системе ограничено применением таких налогов, как:

- налог на прибыль корпораций (около 9% доходов федерального

бюджета и в среднем  не более 5% доходов бюджетов штатов);

- налог на доходы от  продаж и капитальных активов;

- налог штатов на деловую  активность, определяемую размерами

капитала и оборотом.

Последние два налога не имеют существенного финансового  значения, а несут регулирующую нагрузку.

Налогообложение собственности (имущества) в рассматриваемой системе  носит в основном региональный характер, причем объектом налогообложения является имущество юридических лиц: личное имущество населения для целей  собственного потребления налогом  не облагается. Федеральный налог (по ставке до 50% стоимости) применяется  только в отношении имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Важной характерной  чертой системы налогообложения  США является

незначительная роль, которую  играют в ней акцизы: федеральными акцизными сборами облагается ограниченное количество видов товаров и услуг, а ставка налога с продаж по отдельным  штатам колеблется от 0 до 8%.

 

  1. Структура налогообложения в США

Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и  стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и  расходов.

Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в  первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10—15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде мобилизуемых через финансовую систему средств. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансовых ресурсов. Так, в финансировании за счет государства социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%.

К финансам местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных дистриктов (округов), специальных дистриктов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тыс. местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

В федеральных доходах  преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом  за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

 

Самой крупной статьей доходов  США является подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется не облагаемый налогом минимум доходов и две налоговые ставки - 15% и 28%.

Отчисления на социальное страхование - вторая по величине статья доходов. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В отличие от европейских стран (в том числе от России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В начале XXI в. общая ставка была 15,02% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящийся вносили по 7,51%. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 48,6% тыс. дол. в год в расчете на каждого занятого. Отчисления имеют строго целевое назначение. Тенденция здесь — к повышению ставок.

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета. Его основная ставка — 34%. Но вносится он ступенчато. Корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. дол. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие 25 тыс. дол. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 тыс. дол. до 335 тыс. дол. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение Для средних и малых предприятий. Кроме того, в соседней Канаде налог на корпорации ниже 28%. И это тоже приходится учитывать.

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут — 11,5, округе Колумбия (центр Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.

Налог на доходы корпораций имеет  большое количество льгот. Из чистого  дохода вычитаются штатные и местные  налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся  в полной собственности местных  дочерних компаний, 70–80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных  властей и штатов, взносы в благотворительные  фонды. Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного  возмещения стоимости основного  капитала (амортизации), льгота на инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы. Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется  «налоговый кредит» в размере 50% стоимости оборудования, использующего  солнечную энергию или энергию  ветра в ходе производственного  процесса.

 

Для поддержки отраслей добывающей промышленности в 80-х годах была введена налоговая скидка на истощение  недр, позволяющая снижать налог  на прибыль корпораций, работающих в данных отраслях. Эта скидка не должна уменьшать налога более чем  на 50%.

Федеральные акцизные сборы имеют  ограниченное значение и скромное место  в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены  из товаров - на алкогольные и табачные изделия, из услуг - на дороги и воздушные  перевозки. Местные налоги в США  играют самостоятельную роль и в  отличие от России, Германии, ряда других стран служат основой доходной части  местных бюджетов. Тем не менее без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Даже столица США Вашингтон, имеющий в качестве специального округа Колумбия прерогативы штата, может покрывать свои расходы лишь на 84%.

 

 


Информация о работе Налоговая система США