Налоговая система Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:26, доклад

Описание работы

Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Например, в Швеции очень высокое налоговое высокое налоговое бремя.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Швеции.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Налоговая система Швеции

Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который  не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем  главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Например, в Швеции  очень высокое налоговое высокое налоговое бремя.

Парадокс политической жизни в Швеции заключается в  том, что, требуя снижения налогов, буржуазная оппозиция никогда не спешила  выполнять собственные требования, оказавшись у власти. В 1991 году, когда буржуазные партии пришли на три года к власти, руководитель одной из этих партий, получивший пост министра по социальным вопросам, заявил: "Существенное сокращение налогов приведет к неприемлемому снижению достигнутых стандартов в области здравоохранения и образования, в сфере детских учреждений, помощи старикам и инвалидам. Сделав тяжелее жизнь пенсионеров, мы вряд ли улучшим условия для развития экономики".

Государственный сектор в Швеции, то есть национальное правительство (государство) и местные органы управления (муниципалитеты и областные советы) имеет очень широкий круг полномочий. Они включают образование, трудоустройство и промышленную политику, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защиту окружающей среды и многое другое.

Для реализации этих полномочий государственным органам  необходима часть общенациональных ресурсов, получаемая ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов  в Швеции довольно высок, но не следует забывать, что большая часть собранных средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и услуг.

Налоговая система  Швеции так же, как и в России, имеет систему, состоящую из трех уровней. Государственные налоговые  службы Швеции находятся в подчинении у Министерства финансов страны и правительства.

Помимо вопросов, касающихся налогообложения, налоговые  органы страны ведут записи гражданского состояния и организуют перепись населения и совокупные выборы.

Сама налоговая  система страны имеет крайне большое количество как прямых, так и косвенных сборов.

Каждый год  государственная казна получает из налоговой службы 1000 миллиардов шведских крон.

Процентная часть  доходов от налогов выглядит таким  образом:

41% - это муниципальный  и казенный подоходный налог;

24% - налог на  добавленную стоимость;

21% - налог на  заработную плату;

3,5% - налоги на  собственность;

10, 5% - иные налоги.

Важное место  в системе налогов занимает налог  на прибыль корпораций. Национальный налог на прибыль взимается с  резидентов со всего дохода, а с нерезидентов - с доходов, полученных из шведских источников. Компания считается налоговым резидентом, если она образована (зарегистрирована) в Швеции или имеет постоянное представительство на ее территории.

Ставка налога на прибыль корпораций установлена в размере 28 %. Не существует различий при налогообложении распределенной и нераспределенной прибыли компании. Также не существует никаких местных налогов для корпораций.

Работодатель  обязан выплачивать взносы в социальные фонды за своих работников (резидентов Швеции) в размере 33 % от валовой заработной платы, включая стоимость дополнительных выплат и льгот. Граждане ЕС, работающие в Швеции, руководствуются законодательными актами ЕС. Пониженная ставка взносов в размере 21,39 % установлена на предпринимательский и трудовой доход граждан, возраст которых превышает 65 лет. В некоторых сельских северных районах Швеции действующая ставка может быть понижена на 5 - 10 %.

Весомая роль в  доходах бюджета разных уровней  принадлежит подоходному налогу с граждан. Физические лица считаются резидентами Швеции для целей налогообложения, если они присутствуют в стране более 183 дней в году.

Резиденты Швеции обязаны уплачивать национальный и  муниципальный подоходный налог  на их доход, полученный как в Швеции, так и за ее пределами, а нерезиденты - только с доходов, полученных на территории Швеции.

Резиденты Швеции, выезжающие за рубеж на срок не менее 6 месяцев, освобождены от уплаты шведского  подоходного налога при условии, что физическое лицо уплатило подоходный налог в стране пребывания. Независимо от того, облагается ли полученный доход налогом в зарубежной стране, резиденту Швеции может быть предоставлен годовой налоговый кредит на сумму причитающихся шведских налогов, при условии выполнения следующих условий:

- в течение  года он должен находиться  в одной и той же стране  и работать на одном и том  же предприятии; 

- все вычеты  и льготы, применяемые к полученному  доходу в зарубежной стране, установлены  общими правилами законодательства  той страны для всех ее резидентов, а не регламентированы международными налоговыми соглашениями;

- работодателем  является правительство Швеции.

Нерезиденты Швеции уплачивают налоги с доходов, полученных из шведских источников, а также  доход от операций с недвижимым имуществом, оплаты предоставленных услуг, пенсий и некоторых видов дохода на капитал.

Заработная плата, включаемая в совокупный доход, состоит из всех видов выплат, пенсий и натуральной оплаты труда (оцениваемой по рыночной стоимости). Возможно получение налогового кредита по зарубежным прямым налогам в пределах сумм шведского национального и муниципального подоходного налога, уплаченного по любым видам зарубежного налога. Согласно большей части налоговых соглашений налоговый кредит в размере уплаченных налогов за рубежом гарантируется за счет муниципального подоходного налога. Супружеские пары облагаются налогом раздельно.

Доход в размере не более 209100 шведских крон облагается муниципальным налогом по ставке приблизительно 32 %. Доход свыше этих сумм облагается также национальным налогом 25 %. Таким образом, максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) - 57 %.

Доход от капитала облагается отдельно по ставке 30 %.

Физическое лицо, находящееся на территории Швеции менее 6 полных месяцев, имеет ограниченную налоговую ответственность. Налог  по ставке 25 % должен быть удержан работодателем  при оплате произведенных в Швеции работ и услуг. Нерезидент, работающий по найму, не обязан представлять декларацию о доходах в налоговые органы.

Большую часть  налога в социальные фонды уплачивает работодатель, однако работник, возраст  которого не превышает 65 лет, должен также  уплачивать взносы на индивидуальное медицинское страхование - 3,95 % и пенсионное обеспечение - 1 %. Для 1996 года был установлен предельный размер страховых взносов - 271500 шведских крон.

В основном вычеты из налогооблагаемой базы включают в  себя затраты, понесенные при получении этого дохода. Премии, выплачиваемые шведским страховщикам на пенсионное страхование (в пределах установленных норм), могут являться также предметом уменьшения налогооблагаемой базы. Граждане имеют право на вычет из заработка до 1000 шведских крон и затрат на проезд до места работы - 6000 шведских крон. Персональные вычеты предоставляются только при уплате муниципального налога, варьирующиеся от 8600 до 18000 шведских крон (в 1996 г.) в зависимости от уровня дохода.

Прирост капитала рассчитывается как разница между ценой реализации и ценой приобретения и облагается по ставкам 30 %. Как правило, 70 % всех понесенных убытков вычитаются.

Все граждане, получающие доходы от работы по найму, обязаны  составлять налоговые декларации, хотя на практике применяются упрощенные формы деклараций.

Система обложения  налога на добавленную стоимость (НДС) в Швеции сходна с системой обложения  внутри ЕС. Предприятие, имеющее обороты, подлежащие обложению НДС, в размере  более 1 млн. шведских крон, должно быть зарегистрировано в местных налоговых органах в качестве плательщика НДС. Если обороты менее 1 млн. шведских крон, то регистрация не обязательна. Обычная ставка НДС - 25 %. Пониженная ставка - 12 % по продуктам питания и услугам по туризму. Низкая ставка - 6 % по газетным изданиям. Отчеты по НДС предоставляются ежемесячно вместе с подтверждающими документами оплаты НДС.

Имущество, переходящее  в наследство, облагается по прогрессивным  ставкам, размер которых зависит  от оценочной стоимости полученного  имущества и от степени родства. Налог уплачивает получатель имущества. Если получателем является супруг (а) или ребенок, ставки налога варьируются от 10 % (наследство оценивается в 300000 шведских крон или меньше) до 30 % (свыше 600000 шведских крон). В остальных случаях ставки дифференцированы от 10 до 30 %. Имущество, наследуемое супругом в размере до 280000 шведских крон и детьми - 70000 шведских крон (дополнительно 10000 шведских крон для детей до 18 лет), освобождается от уплаты налога. Такие же правила применяются в отношении подарков. Подарок, стоимость которого не превышает 10000 шведских крон, не облагается налогом.

Резиденты обязаны  платить налог по ставке 1,5 % от чистой стоимости имущества, превышающей 800000 шведских крон, расположенного как  в Швеции, так и за ее пределами. Имущество, составляющее оборотный капитал, налогом не облагается. Различные фонды и благотворительные организации уплачивают поимущественный налог по ставке 0,15 % от чистой стоимости имущества, превышающего 25000 шведских крон.

Нерезиденты уплачивают этот налог только за имущество, расположенное в Швеции. Если имущество, находящееся за рубежом, освобождено от налогообложения, то оно тем не менее может быть включено в налогооблагаемую базу нерезидента при определении соответствующей налоговой ставки.


Информация о работе Налоговая система Швеции