Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:47, контрольная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В этой контрольной работе рассматривается налоговая система РФ, ее преобразования, планирование на будущие периоды, что уже сделано к этому времени и еще планируется сделать. Цель работы - выявить перспективы развития налоговой системы РФ.
Введение
Глава 1. Налоги и налоговая система РФ
1.1. Сущность и функции налогов
1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ
1.3. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней
2.1. Формирование доходов на федеральном уровне
2.2 Формирование доходов на региональном уровне
2.3 Формирование доходов местных бюджетов
Глава 3. Реформирование налоговой системы РФ
3.1. Результаты налоговой реформы за период 2000-2004 гг.
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Наиболее актуальным представляется последний из методов.
Подводя итоги,
можно сказать, что практически
каждый регион нашей страны нуждается
в дополнительных финансовых ресурсах.
Таким источником могут стать
возросшие в результате совершенствования
налоговой базы региона налоговые
поступления. В то же время регионы
имеют ограниченное воздействие
на налоговую базу, но в рамках предоставленных
им полномочий это влияние должно
иметь целью увеличение объемов
производства. Только следствием этого
процесса может стать устойчивое
повышение налоговых
2.3 Формирование доходов местных бюджетов.
Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.
Также можно
выделить следующие каналы и виды
поступлений. Это доходы физических
и юридических лиц от предпринимательской
деятельности. К этим доходам относятся
зарплаты, пенсии, стипендии, пособия,
доходы по вкладам частных лиц, другие
поступления, а также прибыль
от предпринимательской
развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность. Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Как уже было написано ранее, к местным налогам и сборам относятся:
Подводя итоги
можно сделать вывод, что основная
часть налоговых доходов
Если провести сравнительный анализ распределения налогов, предусмотренного Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, и распределения налогов, установленного новым Бюджетным кодексом РФ (Таблица 2), то можно обратить внимание, что изменения в распределении не произошли со следующими видами налогов: таможенные пошлины, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ), налог на наследование, транспортный налог, единый налог на вмененный доход.
Изменилось распределение
акцизов на спирт из пищевого сырья
и ликероводочные изделия: в Программе
было предусмотрено равное распределение
между федеральным и
Прочие акцизы (по нефтепродуктам) ранее в Программе полностью распределялись (100%) в региональные бюджеты, сейчас же в БК РФ установлено 40% - в федеральный, 60% - в региональные бюджеты. Увеличилось распределение в региональные бюджеты налогов на доходы физических лиц на 20 % за счет уменьшения в местных бюджетах. Распределение налога на прибыль предприятий в региональные бюджеты увеличилось незначительно – на 2%. Налог на игорный бизнес полностью стал распределяться в региональные бюджеты за счет исключения из местных бюджетов. Налог с продаж в настоящее время отменен, экологические платежи переведены в неналоговые доходы, налог на недвижимость (имущество, землю) не введен. Единый сельскохозяйственный налог ранее в Программе не был введен, в настоящее время БК РФ устанавливает следующее распределение: 40% - в федеральный бюджет, по 30% - в региональные и местные бюджеты.
Таблица 2
Схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году
Налог | Статус | Распределение, предусмотренное Программой | Распределение, установленное БК РФ | ||||
Федера-
льный бюджет |
Региона-льные бюджеты | Местные бюджеты | Федера-льный бюджет | Региона-льные бюджеты | Местные бюджеты | ||
Таможенные пошлины | Ф | 100 | - | - | 100 | - | - |
НДС | Ф | 100 | - | - | 100 | - | - |
Налог на добычу полезных ископаемых: | Ф | ||||||
углеводородного сырья | 80 | 20* | - | 80 | 20* | - | |
общераспространенных полезных ископаемых | - | 100* | - | - | 100* | - | |
прочих полезных ископаемых | 40 | 60* | - | 40 | 60* | - | |
добываемых на континентальном шельфе | 100 | - | - | 100 | - | - | |
Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию) | Ф | 100 | - | - | 100 | - | - |
Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия | Ф | 50 | 50 | - | 50 | 50 | - |
Прочие акцизы (по нефтепродуктам) | Ф | - | 100 | - | 40 | 60 | - |
Налог на доходы физических лиц | Ф | _ | 50 | 50** | _ | 70* | 30 |
Налог на наследование | Ф | _ | 100 | _ | _ | 100 | _ |
Налог на прибыль предприятий | Ф | 31 | 61* | 8 | 27 | 63 | _ |
Транспортный налог | Р | _ | 100 | _ | _ | 100 | _ |
Налог с продаж | Р | - | 40 | 60** | Отменен | ||
Экологические платежи ( налоги ) | Р | _ | 50 | 50 | Переведены в неналоговые | ||
Налог на игорный бизнес | Р | _ | 80 | 20 | _ | 100 | _ |
Налог на недвижимость (имущество, землю) | М | _ | _ | 100 | Не введен | ||
Единый налог на вмененный доход | М | _ | _ | 100 | _ | _ | 100 |
Единый сельскохозяй-ственный налог | Не был введен | 40 | 30 | 30 |
Обозначения:
Ф - федеральный бюджет;
Р - региональный бюджет (субъектов Российской Федерации);
М - местный бюджет (муниципальных образований);
* - с возможным
выделением части отчислений
для выравнивания бюджетной
** - с возможным
выделением в составе данной
доли минимально
Таким образом, распределение налогов в целом в региональные бюджеты увеличилось.
В основе процесса
распределения расходов и доходов
между звеньями бюджетной системы
заложен принцип равенства
Глава 3. Реформирование налоговой системы РФ
Формирование
рыночных отношений в России привели
к необходимости серьезного реформирования
налоговой системы. При разработке
новой налоговой системы
3.1. Результаты налоговой реформы за период 2000-2004 гг.
Налоговая реформа
является одним из важнейших факторов
обеспечения экономического роста,
развития предпринимательской
деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье;
Важнейшим результатом
налоговой реформы стало
Эту же тенденцию
может проиллюстрировать
Данные таблицы свидетельствуют:
Рост налоговых доходов имеет место по всем уровням бюджетной системы РФ. Вместе с тем, современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юридических лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фискальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т.д. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюджетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения налогового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, которые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискального потенциала у регионов явно недостаточно и практически нет рычагов для его увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходимо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов власти.
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ.
Главной целью
развития налоговой системы РФ в
долгосрочной перспективе является
формирование эффективной налоговой
системы, способствующей конкурентоспособности
РФ, стимулирующей экономический
рост и обеспечивающей необходимый
уровень доходов бюджетной
Исходя из этого определяются следующие задачи, решение которых позволит обеспечить поставленную цель:
Рассмотрим эти задачи подробнее во взаимосвязи с теми мерами и предложениями, которые Правительство РФ планирует реализовать в ближайшие годы.
Для решения этих задач необходимо обеспечить равные условия налогообложения для предприятий, работающих в одной сфере, исключив возможности для необоснованного снижения налоговой нагрузки путем использования имеющихся «налоговых лазеек» в законодательстве, прежде всего с использованием трансфертного ценообразования. При этом необходимо четко разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов.