Налоговая система российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В этой контрольной работе рассматривается налоговая система РФ, ее преобразования, планирование на будущие периоды, что уже сделано к этому времени и еще планируется сделать. Цель работы - выявить перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоги и налоговая система РФ
1.1. Сущность и функции налогов
1.2 Основные принципы построения налоговой системы РФ
1.3. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней
2.1. Формирование доходов на федеральном уровне
2.2 Формирование доходов на региональном уровне
2.3 Формирование доходов местных бюджетов
Глава 3. Реформирование налоговой системы РФ
3.1. Результаты налоговой реформы за период 2000-2004 гг.
3.2. Перспективы развития налоговой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 264.87 Кб (Скачать)

Наиболее актуальным представляется последний из методов.

Подводя итоги, можно сказать, что практически  каждый регион нашей страны нуждается  в дополнительных финансовых ресурсах. Таким источником могут стать  возросшие в результате совершенствования  налоговой базы региона налоговые  поступления. В то же время регионы  имеют ограниченное воздействие  на налоговую базу, но в рамках предоставленных  им полномочий это влияние должно иметь целью увеличение объемов  производства. Только следствием этого  процесса может стать устойчивое повышение налоговых поступлений.

2.3 Формирование доходов  местных бюджетов.

Доходы бюджета  местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной  недвижимости, продажи земельных  участков, средств поступающих в  результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и  различные внебюджетные фонды.

Также можно  выделить следующие каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской  деятельности. К этим доходам относятся  зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль  от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории, амортизационные  отчисления как один из важнейших  источников инвестиций. Это прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Например, чем  выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем  выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и

развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую  активность. Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территории соответствующих  муниципальных образований.

Как уже было написано ранее, к местным налогам  и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Подводя итоги  можно сделать вывод, что основная часть налоговых доходов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов в настоящее время формируется  за счет федеральных налогов.

Если провести сравнительный анализ распределения  налогов, предусмотренного Программой развития бюджетного федерализма в  Российской Федерации на период до 2005 года, и распределения налогов, установленного новым Бюджетным  кодексом РФ (Таблица 2), то можно обратить внимание, что изменения в распределении  не произошли со следующими видами налогов: таможенные пошлины, НДС, налог  на добычу полезных ископаемых, акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ), налог на наследование, транспортный налог, единый налог на вмененный доход.

Изменилось распределение  акцизов на спирт из пищевого сырья  и ликероводочные изделия: в Программе  было предусмотрено равное распределение  между федеральным и региональными  бюджетами – по 50%, а в БК РФ установлено 100% - в региональные бюджеты.

Прочие акцизы (по нефтепродуктам) ранее в Программе  полностью распределялись (100%) в  региональные бюджеты, сейчас же в БК РФ установлено 40% - в федеральный, 60% - в региональные бюджеты. Увеличилось распределение в региональные бюджеты налогов на доходы физических лиц на 20 % за счет уменьшения в местных бюджетах. Распределение налога на прибыль предприятий в региональные бюджеты увеличилось незначительно – на 2%. Налог на игорный бизнес полностью стал распределяться в региональные бюджеты за счет исключения из местных бюджетов. Налог с продаж в настоящее время отменен, экологические платежи переведены в неналоговые доходы, налог на недвижимость (имущество, землю) не введен. Единый сельскохозяйственный налог ранее в Программе не был введен, в настоящее время БК РФ устанавливает следующее распределение: 40% - в федеральный бюджет, по 30% - в региональные и местные бюджеты.

Таблица 2

Схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной  системы в Российской Федерации к 2005 году

Налог Статус Распределение, предусмотренное Программой Распределение, установленное БК РФ
Федера-

льный бюджет

Региона-льные бюджеты Местные бюджеты Федера-льный бюджет Региона-льные бюджеты Местные бюджеты
Таможенные  пошлины Ф 100 - - 100 - -
НДС Ф 100 - - 100 - -
Налог на добычу полезных ископаемых: Ф            
углеводородного сырья   80 20* - 80 20* -
общераспространенных  полезных ископаемых   - 100* - - 100* -
прочих  полезных ископаемых   40 60* - 40 60* -
добываемых на континентальном шельфе   100 - - 100 - -
Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию) Ф 100 - - 100 - -
Акцизы  на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия Ф 50 50 - 50 50 -
Прочие  акцизы (по нефтепродуктам) Ф - 100 - 40 60 -
Налог на доходы физических лиц Ф _ 50 50** _ 70* 30
Налог на наследование Ф _ 100 _ _ 100 _
Налог на прибыль  предприятий Ф 31 61* 8 27 63 _
Транспортный  налог Р _ 100 _ _ 100 _
Налог с  продаж Р - 40 60** Отменен
Экологические платежи ( налоги ) Р _ 50 50 Переведены  в неналоговые
Налог на игорный  бизнес Р _ 80 20 _ 100 _
Налог на недвижимость (имущество, землю) М _ _ 100 Не введен
Единый  налог на вмененный доход М _ _ 100 _ _ 100
Единый  сельскохозяй-ственный налог   Не был  введен 40 30 30
 

Обозначения:

Ф - федеральный  бюджет;

Р - региональный бюджет (субъектов Российской Федерации);

М - местный бюджет (муниципальных образований);

* - с возможным  выделением части отчислений  для выравнивания бюджетной обеспеченности  муниципальных образований;

** - с возможным  выделением в составе данной  доли минимально гарантированной  и выравнивающей частей.

Таким образом, распределение налогов в целом  в региональные бюджеты увеличилось.

В основе процесса распределения расходов и доходов  между звеньями бюджетной системы  заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование  единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а  также единый порядок уплаты федеральных  и региональных налогов. 

Глава 3. Реформирование налоговой  системы РФ

Формирование  рыночных отношений в России привели  к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использовался  опыт зарубежных стран. Благодаря этому, она по видам налогов в основном соответствует общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Основой налоговой системы явились  налоги, ориентированные на модель рыночной экономики (НДС, акцизы, налог  на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество).

3.1. Результаты налоговой реформы за период 2000-2004 гг.

    Налоговая реформа  является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения  в Россию полномасштабных иностранных  инвестиций. Пройдя довольно длительный противоречивый путь развития, налоговая  система России в настоящее время  находится на завершающем этапе  своего реформирования. За период 2000-2004 гг. был осуществлен целый ряд  важных мероприятий по коренному  реформированию налоговой системы РФ6. В частности, в ходе налоговой реформы:

  1. Упразднены «оборотные» налоги и налог с продаж, а также некоторые другие неэффективные налоги, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы;
  2. Введен единый социальный налог вместо имевшихся ранее самостоятельных отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды с существенно меньшей ставкой и возможностью снижения относительной суммы налога при увеличении размера выплат наемным работникам;
  3. Снижены налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что в конечном счете привело не к снижению, а к росту поступлений по этим налогам;
  4. Введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в международной практике;
  5. Реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и прежде всего добычи углеводородного сырья. Это наряду с новой системой экспортных пошлин обеспечило поступление в доход государства значительных сумм, не связанных с

    деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье;

  1. Упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет введения трех специальных налоговых режимов;
  2. Начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков;
  3. Обеспечено более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и ликвидации «внутренних оффшоров»;
  4. Улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.

Важнейшим результатом  налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объему ВВП без учета влияния изменения мировых цен на нефть, за 2000-2004 гг., снизилась с 31,7 до 28,4%. При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему.7

Эту же тенденцию  может проиллюстрировать таблица  и графики (Приложение).

Данные таблицы  свидетельствуют:

  • ВВП возрос в абсолютном значении за период 1998-2004 гг. в шесть с лишним раз, в реальном выражении с учетом инфляции был значительно ниже (в 1,4 раза). Это вязано с применением более новых факторов производства, в том числе с использованием новых достижений научно-технического прогресса. Однако темпы прироста снижались в результате неэффективной экономической политики.
  • Налоговые доходы России за те же годы увеличились в 8,8 раза, что несколько выше темпов роста ВВП. Более быстрый рост наблюдается в федеральном бюджете в связи со значительной концентрацией налоговых полномочий в центре (так, доля федеральных налогов в консолидированном бюджете повысилась с 44,9% до 63,8%, т.е. на 19 процентных пунктов). Этот рост происходил преимущественно за счет платежей за природные ресурсы, которые возрастали более интенсивно в федеральном бюджете.
  • При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста несколько снижаются как в консолидированном, так и федеральном бюджетах, что обусловлено ослаблением налоговой тяжести предпринимательской деятельности в целях стимулирования процесса производства. Это свидетельствует и о повышении стимулирующей роли налогов.
  •   Удельный вес налоговых доходов в ВВП, характеризующий эффективность налоговой системы, относительно стабилен и не превышает одной его четверти, находясь на уровне развитых зарубежных стран. В то же время общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик и составил в 2004 г. 90,5% всех его доходов, что свидетельствует о значении фискальной функции налогов.

Рост налоговых  доходов имеет место по всем уровням  бюджетной системы РФ. Вместе с тем, современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юридических лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фискальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т.д. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюджетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения налогового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, которые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискального потенциала у регионов явно недостаточно и практически нет рычагов для его увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходимо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов власти.

3.2. Перспективы развития  налоговой системы  РФ.

Главной целью  развития налоговой системы РФ в  долгосрочной перспективе является формирование эффективной налоговой  системы, способствующей конкурентоспособности  РФ, стимулирующей экономический  рост и обеспечивающей необходимый  уровень доходов бюджетной системы.

Исходя из этого  определяются следующие задачи, решение которых позволит обеспечить поставленную цель:

  • Оптимизация налоговой нагрузки на экономику;
  •   Обеспечение стабильности, нейтральности и справедливости налоговой системы;
  • Обеспечение эффективного налогового администрирования.

Рассмотрим эти  задачи подробнее во взаимосвязи  с теми мерами и предложениями, которые  Правительство РФ планирует реализовать  в ближайшие годы.

Для решения  этих задач необходимо обеспечить равные условия налогообложения для  предприятий, работающих в одной  сфере, исключив возможности для  необоснованного снижения налоговой  нагрузки путем использования имеющихся «налоговых лазеек» в законодательстве, прежде всего с использованием трансфертного ценообразования. При этом необходимо четко разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов.

Информация о работе Налоговая система российской федерации