Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 20:55, реферат
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы и условия функционирования экономики.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: МОЖНО ЛИ ИСПРАВИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЕДОСТАТКИ? |
Статьи - Анализ |
Задачи
любой налоговой системы Можно выделить
три направления налоговой - политика максимизации
налогов, характеризующаяся - политика установления
разумных налогов, - политика, предусматривающая
достаточно высокий уровень В странах с развитой экономикой преобладают два последних направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована "налоговая ловушка", когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов. Важнейшие недостатки российской системы налогообложения Исторический
опыт стран рыночной демократии подтверждает,
что даже такой противоречивый процесс,
как согласование налоговых интересов
разных собственников, можно осуществлять
на демократической основе. Но для
создания эластичной налоговой системы
требуются постепенные и На Руси и
позже в Российской империи податная
(налоговая) политика не основывалась
на принципах экономической В Российской Федерации сохранены традиции и методология формирования бюджета государства по принципу "главенство директивы центра". Это, естественно, проецируется и на налоговую политику государства. Более того, в настоящее время само понятие "государство" стало отождествляться с понятием "государственно-властный аппарат". Во всех учебниках по основам налогообложения до сих пор утверждается, что налоги в пользу государства должны обеспечивать потребности верховной власти, а социальное содержание налогов крайне ограничено. К основным порокам
отечественной налоговой 1. Нестабильность налоговой политики. 2. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика(1). 3. Уклонение
от уплаты налогов 4. Чрезмерное
распространение налоговых 5. Отсутствие
стимулов для развития 6. Эффект инфляционного
налогообложения. В условиях 7. Чрезмерный
объем начислений на 8. Единая ставка
налога на доходы физических
лиц. Во всем мире лица с
более высокими доходами К числу других пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относятся: - ярко выраженная
регрессивность - перенос основного
налогового бремени на - тенденция к
расширению доли прямых - исключение
из налогообложения Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя на налогоплательщиков. Но при проведении реформы в налоговой сфере ощутимых позитивных сдвигов пока добиться не удалось. Эффективность вновь введенных форм налогов оказалась намного ниже, чем предполагалось: - не происходит
ожидаемого прироста - переход на
"плоскую" шкалу налога на
доходы физических лиц не - введение инвестиционной
составляющей в составе сборов
по пенсионному страхованию Большой резерв
для налогообложения Налоговая стратегия и ее составляющие Насущная необходимость
подлинной налоговой реформы
в нашей стране бесспорна, но важно
определить стратегию ее проведения.
Главным является усиление регулирующей
функции налогов, направленной на согласование
интересов государства и В ходе налоговой
реформы очень важно Представители
Министерства финансов РФ и Федеральной
налоговой службы РФ исходят из необходимости
сохранения действующей системы
налогообложения, предполагая постепенно
вносить изменения в те или
иные ее подсистемы и блоки в зависимости
от проявления в них явных сбоев.
Однако при этом практически неизменными
остаются отношения собственности,
принципы государственного устройства,
технологическое состояние Гипотетически
возможен выбор другого пути - создание
системы налогообложения Более перспективен
третий путь: изменение структуры
налогового потенциала и системы
управления налогообложением, сопровождаемое
выявлением наиболее негативных тенденций
развития экономики и разработкой
программы их устранения. Одновременно
требуются жесткий мониторинг системы
распределения доходов В числе наиболее актуальных направлений налоговой реформы можно выделить следующие. 1. Комплексность
проведения реформы налоговой
системы: все предусмотренные
в ней механизмы должны - существенно
(примерно на треть) уменьшить
налоговую нагрузку, в основном
путем снижения налоговых - одновременно
с этим обеспечить уплату всех
налогов каждым 2. Повышение
уровня справедливости - выравнивания
условий налогообложения для
всех налогоплательщиков (прежде
всего, на основе отказа от
необоснованных льгот и - отмены неэффективных
и оказывающих наиболее - исключения
из самих механизмов 3. Упрощение
налоговой системы путем 4. Обеспечение
стабильности налоговой Вместе с тем
необходимо сохранить льготы, связанные
с решением задач структурной
перестройки экономики и 5. Изменение
структуры налогов за счет
постепенного отказа от тех
из них, которые дополнительно
облагают прирост доходов и
прибыли, заработной платы, 6. Совершенствование
системы налоговых ставок, определяющих
сумму налогового изъятия. Это
относится в первую очередь
к налогу на прибыль. Можно
ввести (сначала в отдельных регионах)
его регрессивные ставки, когда
при увеличении суммы 7. Отмена всех налогов, прямо или косвенно связанных с заработной платой. 8. Существенное
снижение ставок НДС, акцент
на налогах, удерживаемых при
выплате доходов, а также 9. Установление
в качестве базы Пенсионного
фонда налога с оборота. Это
единственный налог, который 10. Переход от
налогообложения факторов 11. Отказ от
налогообложения малого Разновекторная система налогообложения Весьма перспективной представляется разновекторная модель налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы. Вместо недейственного
контроля над доходами государство
должно переходить к обложению налогами
отдельных объектов собственности,
недвижимости, транспортных средств
и т. п., то есть произведенных расходов,
само наличие которых Сторонники этой
модели налогообложения предлагают
перейти от принципа "больше произвел
- больше заплатил" к более справедливому
и экономически эффективному принципу
"больше налогов платит тот, кто
больше имеет и потребляет". Это
позволит придать налоговой системе
разно-векторный характер, когда
искусственная минимизация Противоположная
направленность налогов - одно из важнейших
отличий данной модели налогообложения
от действующей системы. Например, в
последней НДС и налог на прибыль
являются одновекторными налогами. По
сути, обложению подвергается один
и тот же объект, а именно выручка
(доход) от предпринимательской Принципиально иная модель налоговой системы решает эту проблему в силу разновекторности применяемых налогов. Так, минимизация налога на добавленную стоимость в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы. Разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков. В разновекторной
модели законодательное или Учитывая преимущества
разновекторности налогообложения, целесообразно
отменить все малоэффективные налоги,
заменить налог на прибыль налогом
на расходы, снизить ставки налога на
добавленную стоимость. Лишь пять налогов
(НДС, налог на расходы, налог на имущество
организаций, единый социальный налог
и налог на доходы физических лиц)
будут взиматься на постоянной основе,
а остальные - в зависимости от
характера предпринимательской
деятельности (например, при производстве
подакцизных товаров, ведении предпринимательской
деятельности в сфере добычи полезных
ископаемых, наличии источников загрязнения,
пользовании объектами Резюмируя, подчеркнем,
что имеются лишь два направления
действий в налоговой сфере, между
которыми предстоит сделать выбор
государству. Одно из них - наращивание
контрольного аппарата, другое - радикальное
реформирование налоговой системы,
с тем чтобы имеющихся В рамках первого
направления находятся Другое направление
учитывает отечественный и Важно, что агенты
теневой экономики не смогут избежать
уплаты предлагаемых налогов, поскольку
облагаемые объекты легко визуально
обнаруживаются, а отчетность о доходах
не требуется. В результате для предпринимателей,
занятых нормальным, а не криминальным
бизнесом, сокрытие доходов становится
бессмысленным. Соответственно исчезают
налоговые препятствия для Ю. ШВЕЦОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор Алтайского института финансового управления |