Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:27, реферат
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Введение 2
1.1. Сущность налогов 3
1.2. Принципы налогообложения 7
1.3. Налоговая ставка и принципы построения налогообложения 8
1.4. Основные функции налогов 9
2.1. Виды налогов и способы их классификации 12
3.1. Обязанности и права налогоплательщиков 20
4.1. Роль налоговой системы в рыночной экономике 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Регрессивное
налогообложение
Сущность налогов находит своё проявление в выполняемых ими функциях. Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны.
Выделяют пять функций налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную и поощрительную.
Фискальная
функция – собственно проведение
изъятия средств
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счёте гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, прежде всего на относительно дорогостоящие.
Регулирующая
функция налогов стала
В налоговом регулировании имеются три подфункции:
При льготном обложении
Контрольная
функция налогообложения
Поощрительная
функция налогообложения
Чтобы добиться единства налогообложения по стране, федеральные власти определяют не только перечень налогов, которые могут вводить региональные и местные власти, но и основные правила взимания этих налогов. Региональные власти могут изменять эти правила настолько, насколько это позволяют делать федеральные власти.
Так, вводя налог с продаж, региональные власти могут определить перечень налогооблагаемых товаров. Но в этот перечень не могут входить товары первой необходимости, перечисленные федеральными властями. Также региональные власти могут установить ставку налога, но не более 5%.
Налоги поступают в федеральный, региональные и местные бюджеты. То, что налог относится к федеральным, региональным или местным, не значит, что он полностью оплачивается в соответствующий бюджет. Федеральные власти передают часть сборов многих федеральных налогов региональным и местным властям. Например, налог на прибыль организаций расщеплен на три части. Общая налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты (см. табл.).
В
зависимости от классификационных
признаков все платежи подразделяются
на виды (см. табл.), ставки которых определены
не теоретическим методом, а волевым решением
законодательных и исполнительных органов
власти в процессе обсуждения на заседаниях
и закреплены соответствующими законодательными
актами. Кроме того, законодательными
актами предусмотрено перераспределение
налоговых ставок между различными территориальными
образованиями, что делает налоговую систему
более сложной как в сфере законодательства,
так и в сфере изъятия налогов и сборов.
Виды налогов Российской Федерации. Налоговые ставки
Виды налогов и сборов РФ | Налоговые ставки |
I. Федеральные налоги и сборы | |
Налог на добавленную стоимость (НДС) | Устанавливается в размере от 0 до 20% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т. д.): 0% — на отдельные виды товаров (работ, услуг); 10% — на продукты и детские товары; 20% — на остальные виды товаров (работ, услуг). |
Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья | Определяется
от реализованной (произведенной) стоимости
или объемов товаров (работ, услуг) в размере:
от 0 до 1850 руб. — в зависимости от вида товара и субъекта налога; от 0 до 30% — в зависимости от вида сырья (товара) и субъекта налога. |
Налог на прибыль (доход) организаций | Исчисляется из
сумм налогооблагаемой прибыли в размере:
от 24 до 30%. Из них: 30% — по банковской деятельности
(все поступает в федеральный бюджет);
24% — по остальным видам деятельности, в том числе 7,5% — поступает в федеральный бюджеты субъектов РФ, 14,5 – в бюджеты субъектов федерации, 2% — в местные бюджеты. |
Налог на доходы от капитала | Определяется от дохода субъекта налога в размере 12 — 15%, в том числе: 12% — по доходам от процента по ценным бумагам; 15% — по доходам от дивидендов. |
Налог на доходы физических лиц | Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 13 до 35%, в том числе: 30% — по доходам от дивидендов; 35% — по отдельным видам доплат (вклады, выигрыши); 13% — по остальным видам доходов. |
Единый социальный налог (взнос) | Исчисляется от
сумм выплат, вознаграждений, дохода, стоимости
товаров (работ, услуг) различных категорий
субъектов налога: от 17,6% (и плюс от 2 до
10% сверх установленного минимума) до 36,6%
(и плюс от 2 до 20% сверх установленного
минимума), из них:
— в Пенсионный фонд РФ от 14% (плюс от 2 до 8% сверх установленного минимума); — в Фонд социального страхования РФ от 2,9% (плюс от 1,1 до 2,2% сверх установленного минимума) до 4% (плюс от 1,1 до 2,2% сверх установленного минимума); — в Федеральный фонд медицинского страхования от 0,1% (плюс 0,1% сверх установленного минимума) до 0,2% (плюс 0,1% сверх установленного минимума); — в территориальный фонд медицинского страхования от 2,5% (плюс от 0,9 до 1,9% сверх установленного минимума). |
Государственная пошлина | Устанавливается
однократно в зависимости от субъекта
налога и оказываемой услуги:
— от 1 до 17000руб. — от 0,5 до 5% от цены иска. |
Таможенная пошлина и таможенные сборы | Устанавливается постановлением Правительства РФ, в том числе за таможенное оформление товара сбор не может быть менее 0,05% от стоимости товара (в иностранной валюте). |
Налог на пользование недрами | Устанавливается
определенная плата за лицензию, в
размере от 100 до 4000 руб. (в зависимости
от вида деятельности) или от 0,5 до 1 6% —
в зависимости от стоимости минерального
сырья
|
Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы | Определяется
в зависимости от стоимости произведенной
или реализованной (направленной на переработку)
продукции (без учета НДС) в размере от
1,7 до 10%
|
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов | Устанавливается от процентной доли накопленного дохода к накопленным затратам относительно стоимости добытой или реализованной (переданной на переработку) продукции в размере от 0 до 60%. |
Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами | Устанавливается постановлением Правительства РФ и законодательными органами субъектов РФ (выделение квот и сбор за право пользования). |
Лесной налог | Устанавливается постановлением Правительства РФ и законодательными органами субъектов РФ за пользование лесными богатствами. |
Водный налог | Устанавливается в зависимости от вида деятельности субъекта налога в размере от 0,5 до 7500 руб. |
Экологический налог | Устанавливается постановлением Правительства РФ в зависимости от вида вредного воздействия каждого ингредиента загрязняющего вещества и сырья. |
Федеральные лицензионные сборы | Устанавливаются
в зависимости от вида лицензионной
деятельности: — не превышают 1 000-кратного
минимума размера оплаты труда в соответствии
с решением или законодательным актом
РФ
|
П. Региональные налоги и сборы | |
Налог на имущество организаций | Устанавливается законом субъекта РФ, но не превышает 2,5% стоимости имущества. |
Налог на недвижимость | Устанавливается законом субъекта РФ, но не более 2% от рыночной стоимости объекта недвижимости и 0,2% стоимости объекта недвижимости жилищного фонда. |
Дорожный налог | Устанавливается в размере 0,75% от дохода организации. |
Транспортный налог | Устанавливается законом субъекта РФ в зависимости от вида транспортного средства и его мощности двигателя в размере от 10 до 75 коп. за 1 л. с. |
Налог с продаж | Устанавливается законом субъекта РФ в размере не более 5% от стоимости товара (работ, услуг). |
Налог на игорный бизнес | Устанавливается законом субъекта РФ в размере от 50 тыс. до 1 млн. руб. в год в зависимости от объекта налогообложения. |
Региональные лицензионные сборы | Устанавливаются субъектами РФ и не превышают 500 минимальных размеров оплаты труда и зависят от вида деятельности. |
III. Местные налоги и сборы | |
Земельный налог | Устанавливается местными органами власти в размере от 0, 1 до 2% от кадастровой стоимости земли и групп субъектов налога. |
Налог на имущество физических лиц | Устанавливается в размере от 0,1 % (плюс 2% сверх установленной суммы) от оценочной стоимости (страховой, рыночной, инвентаризационной). |
Налог на рекламу | Устанавливается в размере максимально до 5% от стоимости оплаты услуг субъектом налога. |
Налог на наследование и дарение | Устанавливается в размере не более 10 — 30% от стоимости имущества в зависимости от возраста и родства наследников. |
Местные лицензионные сборы | Сбор за выдачу лицензии в зависимости от вида деятельности не превышает 500 минимальных оплат труда. |
Из приведенного перечня классификационных признаков видно, что не представляется возможным выделить один или небольшую группу признаков, по которым все виды существующих налогов можно было бы отнести к той или иной группе или свести их в единую группу. Границы деления признаков условны, поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющий доминирующее значение применительно к данной группе. В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку.
Классификация
налогов — это система их подразделения
на группы по определенным признакам.
Классификация налогов имеет не только
научный аспект, но, прежде всего, практическую
направленность и позволяет более полно
характеризовать изучаемый предмет, каковым
являются налоги в общей системе налогообложения.
В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:
— иерархию уровня власти или уровень управления и власти;
— объект обложения или сферу изъятия;
— полноту прав использования налоговых сумм;
— источник уплаты налога;
— субъект уплаты налога;
— способ изъятия дохода;
— метод обложения (по ставке);
— способ обложения;
— назначение (функция) налога;
—
характер построения налоговых ставок.
По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги. В РФ подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации признака положена иерархия уровня власти, издающей закон о налогообложении и устанавливающей налоговые ставки, порядок исчисления и уплаты налогов.
По объекту обложения или сфере изъятия налоги можно подразделить по признаку реализации товаров (работ, услуг), к которым можно отнести:
Признак имеет стоимостную оценку, количественную или качественную характеристику, с наличием которых у налогоплательщика в соответствии с законом возникает обязанность по уплате налога.
По источнику уплаты налоги на основе признака дохода, выручки или себестоимости подразделяются на следующие виды налогов:
К налогам в виде сбора (пошлины) или платы за лицензию можно отнести: государственную пошлину, таможенную пошлину, водный налог, экологический налог, лицензионные сборы, транспортный налог, налог с рекламы.
По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие. В основе такой классификации лежит признак, отражающий полноту прав на использование налоговых сумм.
Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет (только в федеральный или региональный или местный), за которым он закреплен.
Регулирующий налог — это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденным в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.
По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц. В основу классификации положен признак налогоплательщика как физического лица или организации (юридического лица).
По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и косвенные. В основу классификации положен принцип перелагаемости налога непосредственно на товар (услуги, продукты и т. д.).
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например подоходный налог с физического лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д.