Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 11:21, реферат
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и фи-зическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию де¬нежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
Введение.
1.Общая характеристика налоговой системы России.
2.Критерии оценки налоговых систем.
3.Принципы налогообложения в РФ.
Заключение.
Федеральное
Государственное Бюджетное
Ставропольский Государственный аграрный Университет
Учетно-Финансовый Факультет
Специальность 0810.65- «Финансы и кредит»
Кафедра : «Финансового менеджмента и банковского дела»
Реферат
По дисциплине «Налоги и налогообложение»
На тему: «Налоговая система РФ»
Выполнил:
Студент 3 курса 5 группы
Чепраков Д. А.
Проверила:
Кулишова Л. В.
Ставрополь 2012г.
Содержание
Введение.
1.Общая характеристика налоговой системы России.
2.Критерии оценки налоговых систем.
3.Принципы налогообложения в РФ.
Заключение.
Введение.
Экономическая
сущность налогов характеризуется денежными
отношениями, складывающимися у государства
с юридическими и физическими лицами.
Эти денежные отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое общественное назначение
- мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства. Поэтому налог может рассматриваться
в качестве экономической категории с
присущими ей функциями.
Налоги, появились с разделением
общества на классы и возникновением государства,
как «взносы граждан, необходимые для
содержания... публичной власти...». В истории развития общества
еще ни одно государство не смогло обойтись
без налогов, поскольку для выполнения
своих функций по удовлетворению коллективных
потребностей ему требуется определенная
сумма денежных средств, которые могут
быть собраны только посредством налогов.
Исходя из этого, минимальный размер налогового
бремени определяется суммой расходов
государства на исполнение минимума его
функций: управление, оборона, суд, охрана
порядка, — чем больше функций возложено
на государство, тем больше оно должно
собирать налогов.
Таким образом, налогообложение
— это система распределения доходов
между юридическими или физическими лицами
и государством, а налоги представляют
собой обязательные платежи в бюджет,
взимаемые государством на основе закона
с юридических и физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и физических
лиц, получающих доходы, участвовать в формировании
финансовых ресурсов государства. Являясь
инструментом перераспределения, налоги
призваны гасить возникающие сбои в системе
распределения и стимулировать (или сдерживать)
людей в развитии той или иной формы
деятельности. Поэтому налоги выступают
важнейшим звеном финансовой политики
государства в современных условиях.
1.Общая характеристика налоговой системы России
Налоговая система - это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Необходимость налоговой системы
вытекает из функциональных задач государства.
Исторические особенности эволюции
государственности
Принципы построения
налоговой системы в Российской Федерации
определены Конституцией и Налоговым кодексом.
В России действует трехуровневая
налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и
На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.
Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
Критерии качества налоговой системы:
Основные тенденции развития налоговой системы:
2.Критерии оценки налоговых систем
Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.
Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.
Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно - всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.
Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.
1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.
- Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
- Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).
2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.
Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.
3. Организационная (или
административная) простота свя
Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.
4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может
служить налог на прибыль, который
сглаживает цикл деловой активности
и действует как встроенный стабилизатор.
В фазе подъема данный налог сдерживает
предпринимательскую
5. Прозрачность - предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.
3.Принципы налогообложения в РФ
Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.
Налоги подразделяются на следующие виды:
Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.